Душечка

Светлана Новомлинская
Литературная зарисовка из старого дневника


– Нет, Свет! Вы представляете? Муж меня заставил вчера в шкафу разбираться! Я как открыла дверцы, все барахло на голову попадало! Опять кричал, изверг! У него ужасный характер, Вы знаете. Эх, зачем только замуж за него пошла! Думала, что как за каменной стеной за ним буду. А что получилось? По одной половице дома хожу. Надо было за другого выходить. За того, который директором гипермаркета стал. Ну, Вы помните? Он бы меня точно на руках носил! А тут… в шкафу разбирайся!

– Разобрались? – робко вставила я словечко.

– Нет, Свет! Я Вам – как другу… А Вы? – подбородок Лели задрожал от обиды. – Как можно в таком бардаке разобраться? Мне же все на голову попадало! Говорю Вам, надо было за другого замуж выходить!

Ее лицо становится мечтательным… она берет меня под руку, виснет на мне, заставляя замедлить шаг, и начинает перебирать в памяти всех возможных кандидатов в мужья. Разумеется, вслух.

От работы до дома пятнадцать минут ходьбы. Мучительные пятнадцать минут! Чего только не наслушаешься за это время о ее несчастной женской судьбе. Леля – моя начальница, поэтому слушать надо молча. Возражений ее нежная душа не потерпела бы.

Для полноты картины скажу, что Лелин муж, «изверг с ужасным характером», всю домашнюю нагрузку брал на себя, поскольку от самой Лели толку было мало. В переполненном вещами шкафу он же сам и разобрался… за пять минут… Стоило ли Лелю беспокоить?

Директор гипермаркета, как выяснилось в ходе разговора, тоже ей в мужья не подходил, т.к. рано умер, «сгорел» на самоотверженной работе. Молодой вдовой с детьми на руках Леля оставаться не желала.

– Нет, Свет! Вы представляете? Чтобы я делала с детьми? Они бы мне на голову сели! Воспитание – это мужское дело. Кстати, чем их накормить? Муж-то уехал на подработку, не успел обед приготовить. Все на мне! Представляете? Смс прислал: «Накорми детей!» Не мог пораньше встать, свой ужасный суп сварить! Почему ужасный? Он же его на мясном бульоне готовит! Запах – по всей квартире, хоть на улицу беги! Я задыхаюсь, а он окно не дает открыть, говорит, что дети кашляют. Из-за детей просто с ума сходит! Подумаешь, ребенка вырвало... Ничего особенного! А муж истерику устроил: что, мол, я ему дала съесть? И врача вызвал, и марганцовку заставил пить… еще и градусник поставил! Ненормальный! Мужчины так себя не ведут!

Вы, Светочка, как-нибудь намекните ему, чтобы поласковее ко мне был.  Я ему: «Миленький», а он рычит: «Не трогай меня!» Близко к себе не подпускает! Совсем без внимания оставил! Только одними детьми занимается. Меня, как будто, не существует.

А тараканов у нас – просто жуть! Сейчас, правда, дохлые уже. Так и лежат в кучках… Никак не уберет. Представляете? Как человек может жить в грязи, с дохлыми тараканами? А я все это терплю, чтобы семью сохранить.

И снова Лелин подбородок дрожит от набегающих слез. Она жалеет себя, только себя. Жалеть, и думать о других – еще не умеет. Научится ли?..

Затаив дыхание, я смотрела в глаза величайшей загадке! Как это возможно, чтобы человек с такой нежной душой и развитым эстетическим вкусом, любящий все самое прекрасное, утонченное и возвышенное, – мог не любить ЛЮДЕЙ?! Самых-самых близких?! Своих детей и мужа! Ежедневно совершающего для нее подвиг жертвенной любви?!

Что же это за сердце, если оно не способно испытывать благодарность?! Ответить добром на добро?! Живое ли оно? Здоровое? Я терялась в догадках… и мне было очень жаль! Искренне жаль эту неповзрослевшую девочку! Сможет ли она когда-нибудь стать по-настоящему счастливой?!

– Да! Совсем забыла! – Леля делает кислое лицо. – Бабушке своей скажите, что я очень на нее обиделась! Как за что? Она со мной здороваться перестала. В упор не замечает! Ну и что, что зрение плохое? Давно бы новые очки купила! «Оптика» на каждом шагу!



С Лелей я не виделась около года. Работаю сейчас в другом месте. Недавно встретила ее на остановке и улыбнулась ей, как старой знакомой.  Но мое «Здравствуйте!» – повисло в воздухе. Леля демонстративно отвернулась… Что ж тут поделать? Нежная душа найдет, на что обидеться.