Как избавиться от вредной привычки

Владимир Федорович Токарев
Инструкция

Эта инструкция — частный случай большой инструкции в 4 частях — Про лень - см. http://www.proza.ru/2018/09/03/1053

Однако тема этой инструкции крайне важна, потому я размещаю этот частный случай самостоятельно.

Уровень сложности: Сложно

Что вам понадобится:

Вредная привычка

Понимание, что привычка вредная

Эта инструкция

Чувство юмора

1 шаг

ПОНЯТЬ, что мы как бы состоим из привычек — вредных и полезных. Привычка — это совершение наших действий автоматически, когда управление нашими действиями происходит на бессознательном уровне.

Например, я кладу руки на руль автомобиля на вполне определенное место, не задумываясь, так как я привык это делать.

2 шаг

УЗНАТЬ, что наши автоматизмы (привычки) формируются следующим образом. Сначала мы совершаем некоторое действие под управлением нашего сознания (поливаем цветы, чистим картошку, водим автомобиль), потом повторяем это же действие несколько раз, в конце концов, передаем управление отрепетированного до автоматизма действия своему бессознательному.

Можете проверить: попробуйте поговорить с маленьким человечком, который впервые в жизни чистит картошку. Вы увидите, что он или может с вами говорить, или чистить, но что-то только одно. Но через некоторое время человечек (например, ваш племянник) может слушать вас, пританцовывать — при этом одновременно чистить картошку — управление чисткой картошки передано «бессознательному».

3 шаг

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ О ТОМ, КАК ФОРМИРУЮТСЯ НАШИ ПРИВЫЧКИ-АВТОМАТИЗМЫ

Итак, наши привычки — это наши автоматизмы. Значит, чтобы избавиться от вредной привычки, нужно вернуться в самое начало — снова включить наше сознание, когда вы совершаем то действие, от которого хотим избавиться.

Пример. Я узнаю (из книги авторитетного гонщика), что класть руки на руль слишком высоко, как я привык это делать, опасно, также опасно — слишком низко, а уж как водят таксисты — одна рука на руле, а другая на ручке переключения передач — это очень опасно. Но проявляется эта опасность во время чрезвычайной ситуации (например, когда пробивает колесо), потому этим большинство пренебрегает.

4 шаг

ВКЛЮЧИВ НАШЕ СОЗНАНИЕ, СОВЕРШАЕМ ДЕЙСТВИЕ ТАК, КАК ЭТО НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ

Речь идет о том, что мы начинаем вырабатывать вместо вредной привычки — полезный автоматизм. А формирование новой привычки начинается с первой попытки под управлением сознания выполнить действие правильно.

Пример. Я кладу свои руки на руль самым безопасным образом — вверху рук примерно одна треть рулевого колеса, ниже — две трети. Это позволит мне, например, во время заноса на льду, очень быстро повернуть руль в нужную сторону.

5 шаг

МНОГО РАЗ ПОВТОРЯЕМ СОВЕРШЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ДО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО АВТОМАТИЗМА

Повторение — не просто мать учения. Это и отец, и брат, и даже родная сестра! Когда вы добьетесь того, что вместо вредной привычки у вас сформируется полезная — сознание само передаст управление бессознательному — и можно снова болтать и танцевать!

Если я наблюдаю, что руки на руль кладу верно, не задумываясь об этом, — фиксируем, что мы избавились от вредной привычки. При этом одновременно сформировали полезную.

Советы и предупреждения:

Разочарованный читатель скажет — ну вот, я то думал вы меня отучите курить или еще что-то более полезное. Поводов для расстройства нет. Психолог Юрий Орлов уверен, что и для того, чтобы например, избавиться от вредной привычки курить, нужно выполнить все те же шаги нашего алгоритма. Когда вы закурили — включите сознание. Курите сигарету — ПОД УПРАВЛЕНИЕМ СОЗНАНИЯ, а не автоматически, как это делаете обычно. Следующий раз — выкурите полсигареты — под управлением сознания. Затушите сигарету. Через минуту снова закурите. Следующий раз — курите уже полсигареты — и все время — сознательно. А вместо второй части сигареты — пощелкайте, например, семечки. Через некоторое время — только семечки. Затем доведите это дело до автоматизма. Но если окажется, что лузгать семечки, — это ваша новая вредная привычка — тогда все нужно будет начинать с самого начала — выбрав что-то более полезное — я же написал — инструкция сложная. Но, зато, какие результаты!!!

Я — обычный человек. Я не курю, но пью кофе больше, чем нужно Это моя вредная привычка.

«И что, — спросите вы, — будете применять свою инструкцию?»

Не знаю. Дело в том, что я называю вредной привычкой только то, от чего человек хочет избавиться. И потому курение, по моей теории, становится вредной привычкой только с момента, когда курящий это определяет для себя сам.

А с кофе — я еще не определился.