Рассказ

Александр Максаков 2
Сельские каникулы

Вовка Мамыкин жил за железнодорожной посадкой,  на небольшой улице станционного посёлка. Эта улица была такой же, как и другие, состоящие из небольших домишек, построенных из самана. Этим летом у Вовки, как и всех других школьников, начались летние каникулы. Эх, жаль, подумал он, что позапрошлым летом уехал в далёкий целинный посёлок его хороший друг Шурка, его сверстник. Вовка помнил, как они с другом в далёком детстве, отлично проводили летнее время! Иногда они, вместе с другими товарищами совершали набеги на бахчи, которые находились неподалёку от посёлка. В основном же их лето проходило в охоте на воробьёв в лесополосе, походах на рыбалку на многочисленные пруды посёлка. Ушло то время, теперь они стали намного взрослее, им теперь уже по четырнадцать лет! Они теперь не ходят по улице в одних трусах – стыдно.  И теперь его друг живёт далеко!
Так размышлял Вовка до тех пор, пока не получил от своего друга письма, в котором он приглашал его в гости.  «Вовка, приезжай к нам в гости, - писал он, - у нас здесь хорошо, в посёлке есть большой пруд, и в нём водятся огромные карпы! Я, недавно поймал такого большого, что еле донёс до дома», - писал он дальше. Прочитал Вовка про огромных карпов, и у него загорелась в душе такая зависть на такую интересную и увлекательную жизнь, ну прямо, хоть бросай всё, и беги в этот далёкий целинный посёлок.
Когда вернулась с работы Вовкина мать, он ей рассказал о письме, и начал упрашивать, чтобы она разрешила ему съездить в гости к Шурке
- Ну, что ж сын, ты уже взрослый, тебе уже двенадцать, думаю, без моей помощи доберёшься до станции рядом с этим селом, а что тебе дома сидеть. Езжай, повидаешься со своим другом, поживёшь там, да и мне меньше забот. Да, не забудь Шуркиным родителя передать от меня привет!
И уже на второй день Вовка ехал на поезде в сторону далёкой станции, от которой до друга было совсем недалеко. Главное, чтобы мамкину телеграмму получили во время и встретили меня, - думал он.
Восемь часов в плацкартном вагоне для Вовки пролетели незаметно. Проводник предлагал пассажирам чай в стаканах с подстаканниками, которые Вовка видел впервые. Чай был с лимоном, и он согласился сразу же. Он сидел рядом с приставным столиком, и наслаждался чаем, с плавающей

2
долькой лимона. Вскоре его тело от выпитого чая, и вагонной духоты покрылось испариной. Чтобы охладиться, он вышел в тамбур. Здесь было
намного прохладнее. Вовка, глядя в окно на мелькающие деревья лесополосы, представлял себе жизнь в деревне… И вот он услышал, что
проводник объявил, что они подъезжают к станции, которая указана в его билете. Даже не заметил, как доехал,- подумал Вовка.
На перроне его уже поджидал Шуркин отец. Он ждал его в аккурат около вагона, в котором приехал Вовка.
- Ну, здравствуй, друг ситный! – пошутил Шуркин отец. Приехал? А друг тебя заждался. Пойдём к машине.
Через час с небольшим, Вовка уже обнимал своего друга. За то время, пока они не виделись, Шурка заметно вытянулся. Лицо и полуголое тело были до черна загоревшими, что сильно удивило Вовку. Они там, на своей улице тоже всё лето ходили в одних трусах, и всё время проводили на пруду, но, чтобы так загореть!
- Ты чего так удивлённо смотришь?
- Смотрю и думаю, где ты так сумел загореть?
- А, так это на плантации! Я, вместе со своими одноклассниками, работаю там уже вот уже целый месяц! Будешь с нами работать?
- Подумаю.
- А что думать, пока будешь гостить, отдохнёшь, да ещё и денежек заработаешь!
- Шурка, а что, на плантации деньги платят за работу? А вот, ты мне лучше скажи, когда мы пойдём на рыбалку?
- За время пока ты гостишь у нас, и нарыбачишся, и денежек заработаешь. Мы же всё успеваем всё, и работать, и рыбачить. Завтра выходной, вот с утра и пойдём, а после обеда будем купаться, да раков ловить. Я тебе расскажу, и покажу, как их у нас ловят!


3
Этот разговор ободрил Вовку, а то он начал думать, что придётся только работать и всё. Работы он не чурался, но на каникулах, да ещё в гостях, да ещё в такую жару! Но вот, его друг пообещал завтра показать, как здесь  ловят рыбу и раков, то он сразу успокоился.
Утром, ещё не светало, Шурка начал тормошить спавшего друга:
- Вовка, просыпайся скорее, пойдём на рыбалку!
Вовка недоумённо поднял голову. Ему так не хотелось просыпаться. Ему снился такой сон! Как будто сидит он с удочкой, и, вдруг поплавок стремительно уходит под воду. Дёрг! Удочка сгибается, на её конце какая-то тяжесть, он тянет, и вытаскивает огромного карпа, а на его хвосте – куча раков. Удочка переламывается, и в это время раки падают ему на ноги. Вовка просыпается , а это Шурка его тянет со словами: вставай лежебока, а то так  никуда не попадёшь! Пойдём, умоешься, быстренько  перехватим молочка с хлебушком, и за карпами.
На улице Шурка достаёт из-под застрехи сарая две удочки, а из коридора приносит ведёрко, накрытое зелёной травой.
- Пошли, - и ведёт друга по сонной сельской улице, покрытой толстым слоем пыли. Кое где в этой пыли встречались коровьи ляпухи. Вовка внимательно следит, чтобы не вляпаться в них. Вдоль заборов растёт трава-мурава, а за оградой алеют цветом мальвы. Так, незаметно друзья дошли до плотины пруда.
- Вот здесь мы купаемся, и попутно ловим раков, - сказал Шурка.
- Это как же вы ухитряетесь, и купаться, и раков ловить? – недоверчиво спросил у друга Вовка.
- Я потом тебе покажу и научу. Ты не боишься, если тебя рак за руку – цап!?
- Да нет, не очень, меня не раз цапали, - успокоил он Шурку.
В конце плотины повернули влево, и пошли вдоль небольшого заливчика, поросшего куровником, или как ещё его называют - чилигой. В одном месте, где среди этх зарослей были небольшие прогалы, остановились.

4
- Вот здесь и будем рыбачить. Только придётся снять штаны. Надо будет заходить в воду.
Объясняя, Шурка доставал из ведра раков, и отрывал у них шейки. – Вот на них, то есть их мясо из них, мы и будем ловить карпов, - объяснял он,
только шейки нужно завернуть в резинку трусов, чтобы каждый раз не вылезать на берег за насадкой. Шурка осторожно пошёл в воду.- Вовка, ты входи в воду тихо, чтобы не пугать рыбу и становись вон в ту прогалину. До этого насади мясо на крючок так, чтобы он не высовывался из наживки.
Шурка осторожно закинул крючок с наживкой прямо между кустами чилиги. Как у него это ловко получается, подумал Вовка, и тоже попытался так же точно попасть в середину прогалины. Получилось неплохо, но наживка упала почти рядом с кустом.
- Ничего, не беспокойся, карпы везде ходят, так даже лучше, - успокоил шёпотом друга Шурка, – главное не дать ему затащить насадку в куст, а то придётся долго выпутывать леску,  и за это время всю рыбу распугаешь.
Вовка больше следил не за своим поплавком, а за поплавком друга, ему хотелось познать все секреты ловли карпов среди таких кустов, да ещё в таком мелком месте, как здесь, поэтому не заметил поклёвку на своей удочке.
- Вовка, спишь, у тебя поплавок в кусты затащило! – зашипел Шурка. Подсекай скорее!
Вовка перевёл свой взгляд, точно, поплавок был уже почти в самом кусту, он рванул удочку вверх, и почувствовал на другом конце лески мощное сопротивление. И в тот же момент огромная рыбина взмыла в воздух и, плюхаясь в воду, и оторвалась от крючка.
- Эх ты, раззява, - зашипел Шурка, - такого карпа упустил!
- Да я просмотрел!
- Не нужно на чужие поплавки пялиться, следи за своим, а то так и будешь упускать! Ведь во время рыбалки главное, это во время подсечь, и потом подвести к себе, и схватить карпа за жабры. Здесь ведь на берег не вытащишь, только за жабры, а потом можно и на берег, а там - на кукан!

5
Пока Шурка говорил, он внимательно следил за своим поплавком. Вот его поплавок медленно повело в сторону, вот он начал погружаться... Внимательно наблюдая за ним, Шурка напряг руку с удочкой, мгновение, и он резко подсёк и потащил на себя. Удочка согнулась дугой. Леска почти звенела от напряжения. Шурка, перебирая руками, потянул удочку параллельно воде к себе, затем таким же макаром леску. И вот уже крупный карп бьётся в его руках, до крови царапая пальцы крючком. И, наконец, вот он! Карп, подхваченный за жабры, вынесен на берег. Выломав длинную зелёную лозину, Шурка сдирает с неё листья и  делает из неё кукан, насадив на него карпа, кладёт его в воду, предварительно закрепив кукан на берегу, отправляется на своё место.
К полудню улов друзей был немалым: четыре карпа и два линя. Линей, и небольших карпов они уложили в ведро, а два больших карпа понесли на кукане.
- Шурка, вот это рыбалка! Я бы так каждый день ходил! – восхищался Вовка.
- А ты что, думаешь, так каждый день ловится? Нет, только в хорошую, тёплую и тихую погоду,  как сегодня.  А то бывает, что ни одной поклёвки за весь день, особенно когда ветер. В общем, по-разному бывает. Знаешь, сейчас придём, мамка ухи наварит, ты представляешь, какая из карпа жирная уха?  А завтра пойдём работать на плантацию, завтра полив картошки. Вот придётся попахать, землю поворочать! Ты знаешь, как это тяжело, сырую землю ворочать, особенно, когда прорывает? Но мы – привычные, не первый день поливаем, то огурцы, то помидоры, но самое тяжёлое, это картошка. Вот завтра пойдёшь, узнаешь, как денежка достаётся!
Дома их встретила Шуркина мать. Ребята рассказывали, как они ловили карпов, как выуживали, да как терпели, когда крючки царапали их пальцы, показывая глубокие царапины.
- Ладно, садитесь, отдохните, а то и полежать успеете, пока я уху сварю, хоть пообедаете, как следует! – умерила она восторги друзей.
Всю ночь друзьям было не до сна. Они вспоминали свою жизнь в станционном посёлке. Как они подбирали выпавших из гнёзд галчат, и пытались их научить разговаривать. Они где-то слышали, что птиц удаётся научить разговаривать по-человечески. Главное, о чём им нравилось
6
вспоминать, это походы на рыбалку на протекающую неподалёку степную речку. Проговорив, друзья так током и не выспались.
Наутро Шуркина мать разбудила ребят, когда уже выгнала корову Зорьку в стадо. Из репродуктора на стене звучала бодрая песня: «Нас утро встречает прохладой…». В окна заглядывало утреннее солнце. От его света, и бодрой
песни в душе ребят было весело и радостно. От такого яркого, радостного утра родилось желание немедленных действий. Поплескавшись под рукомойником, они сели за стол.
- Чего желаете на завтрак, друзья-товарищи? – спросила Шуркина мать. Уху вчерашнюю, или, хотите, пожарю яичницу с салом?
- Мам, я бы поел и того и другого, а ты, Вов?
- Да я тоже, как  и ты!
- Мам, только, пожалуйста, не грей уху, я люблю её холодную, как и папка!
Как и просили ребята, перед ними были поставлены миски с ухой, покрытой янтарным жиром с кусками рыбы. Когда Вовка ел их, он
удивлялся, какие крупные кости рёбер у карпа. Чуть ли не с его палец! Да, думал он, это тебе не пескари или караси, которых они ловили там, у себя!
На работу с собой мать дала каждому по бутылке холодного молока из погреба,  по краюхе хлеба, и по два крутых яйца бутылки были заткнуты пробками из плотно скрученной газетной бумаги, да соль в спичечных коробках.
- Ну, вот в обед перекусите. До ужина не проголодаетесь. Идите, а то вон уже и соседка отправилась, - подтолкнула ребят, выпроваживая из дома.
На улице уже собралась небольшая компания из трёх загорелых так же, как и Шурка ребят, и четырёх женщин, покрытых наглухо завязанными косынками. Они были завязаны так, что оставались видными только их глаза.
Компания торопливо шагала по направлению к пруд - Во-он там, - Шурка показал рукой, у нас за прудом плантация, через пруд будем переправляться на плоту. Давай поторопимся, а то нас будут долго ждать около плота, и бабы заругают!
7
И на самом деле, на берегу, перед плотом уже сидели кто на чём женщины, рядом бегали, дурачась, неугомонные пацаны. Некоторые прыгали на плот и пытались раскачивать его так, чтобы от него шла высокая волна.
- Успокойтесь, трос оборвётся, как потом будем переправляться!? – кричали на них бабы.
Переправа представляла собой плот, сколоченный из толстых досок, закреплённых на нескольких металлических бочках. Вдоль плота на таких же деревянных опорах держалась толстая, толщиной с палец, проволока. Кода все ребята и женщины зашли на плот, он просел от груза.
- Ну, поехали, - скомандовала одна из женщин, и начала подтягивать за проволоку, ей начали усердно помогать ребята. Вовка с Шуркой тоже уцепились за холодную проволоку. Она была еще влажной от прудовой воды. Вовка видел, что проволока почти по всей длине, между плотом и противоположным берегом, была утоплена в воде. Вот потому-то она была мокрая и холодая, догадался он.
На противоположной стороне виднелся высокий земляной вал, к которому от дизельного мотора с насосом, подходила большая металлическая труба.
- Вот по этому валу и поступает вода к плантации, - просвещал друга Шурка. Бери лопату, - указал он на кучу штыковых лопат, и пойдём за мной.
- Ребята, вот ваш участок, - одна из женщин показала ребятам   место работы, - да, как я поняла, у нас новый работник? – обратилась к Шурке с Вовкой она. Это была та женщина, которая первой подошла к тросу плота. Видно она здесь бригадир, подумал Вовка.
- Вот, Настасья Ивановна, привёл своего друга работать, он приехал ко мне в гости, и согласился поработать, чтобы заработать немного за летние каникулы, - пояснил Шурка.

Работа заключалась в том, как объяснил Шурка, чтобы подготовить междурядья картофеля к заливке  водой. С ней друзья справились за час. На других участках пацаны ещё копались, а у них уже всё было готово.

8
- Сейчас откроем водоток, и пока вода будет наполнять борозды, начнём готовить следующий участок. Так мы больше заработаем! – пояснил он другу.
В обеденный перерыв они все сели в тень растущей неподалёку ивы и, уничтожили свои обеденные припасы. Так вкусно Вовка ещё не обедал! Круто сваренные яйца, посыпанные крупной солью, да ещё с молоком – это было бесподобно вкусно.
К концу рабочего дня друзья так устали, что ни о чём, кроме отдыха не думалось. И, всё-таки Вовку не покидала мысль о раках. Так ему хотелось узнать, как их здесь ловят. Несмотря на усталость и жжение обгоревших плеч, ему хотелось снова пойти на пруд, и попробовать их поймать.
- Шурка, может быть, ну его этот отдых, лучше пойдём раков ловить?
- Вот жара немного спадёт, и пойдём! – заверил друга Шурка.
После небольшого отдыха, часа в три дня, ребята с двумя вёдрами направились к пруду. Спустившись с крутого берега плотины, перед самым урезом воды, Шурка разделся, аккуратно сложил штаны и майку, полез в воду:
- Вовка, давай за мной, наберём ракушек!
- А зачем?
- Зачем, зачем, - раков будем на них ловить!
У берега в воде, прямо на глинистом дне под ногами Вовка почувствовал гладкие бугорки. Опустив руку, он выковырял из глины ракушку. Пока он добывал её, Шурка за это время успел накидать на берег почти десяток ракушек. Достал из кармана штанов катушку с нитками, привязал к небольшим прутикам, в большом количестве  валявшимся на берегу, и расставил их вдоль берега. На другой конец нитки привязал по куску содержимого из разбитой ракушки. Вовка смотрел на это и повторял те же действия, он во всём полагался на опыт своего друга, и поэтому повторял все его действия.
Шурка забросил нитку с ракушкой в воду неподалёку от берега. Так проделал он со всеми подготовленными снастями.
9
          - Ну, теперь можно немного искупаться, - удовлетворённо сказал онТолько надо следить за натяжением ниток. Если она натянута, значит рак уже уцепился за ракушку. Посмотришь, как надо вытягивать, только нужно делать это аккуратно!

Через некоторое время он вылез на берег, и подошёл к одной удочке с натянутой ниткой. Он нагнулся, и потихоньку начал тащить нитку к себе. Тянул, тянул не вытаскивая рук из воды и вот, молниеносное движение правой руки навстречу нитке, и в его руке оказался большой рак.
- А я тяну, тяну,… чувствую, что-то тяжело идёт, ну, думаю, крупный рак! А вот когда его усы коснулись руки, понял, что рак огромный. Мы таких папаками называем,- объясняя, Шурка отнёс рака в ведро, - теперь понял, как их ловить?
Вовка утвердительно кивнул головой. И тут же на его удочке тоже натянулась нитка, и он так же медленно начал подтягивать наживку к себе.

За час с небольшим, друзья успели накупаться, поймать этим немудрёным способом целое ведро раков. Вот теперь Вовка понял, как хорошо жить здесь, в деревне. Он был доволен, несмотря на тяжёлый труд на плантации, от которого, у него побаливала спина и не от загара, а от тяжёлого труда.
- Вовка, пойдём к вечеру на ток? Там наши девчата работают, я тебя с ними познакомлю. У нас девчата весёлые, бойкие, вот увидишь!
- А что, пошли! – согласился Вовка.
На совхозном току, несмотря на конец рабочего дня, гудели зернопогрузчики, подъезжали гружёные зерном автомобили, и отъезжали уже пустые. Возле погрузчиков работали, подкидывая зерно  деревянными лопатами загорелые девчата. Увидев Шурку с товарищем, одна из них весело крикнула: «Мальчишки, хватайте лопаты, да помогайте нам! Или уже сил нет!».

10
- Да нет, Зин, - узнав свою одноклассницу, ответил Шурка, - мы отдохнули, вот если бы вчера, сразу после работы, то тогда бы, у нас сил не было. А что, Вовка, поможем девчатам? – обратился он к другу.
Перекидываясь с девчатами шутками, друзья взяли по лопате, торчащих в ворохе зерна, и принялись подкидывать его к прожорливому погрузчику. Вскоре водитель автомобиля закричал: «Хватит, хватит, выключайте!». Зина тут же заглушила  двигатель погрузчика.
- Вот спасибо! Если бы не вы, мне долго бы пришлось  лопатой махать, приходите, завтра к нам работать, здесь  и легче, и платят здесь ничуть не меньше, чем на плантации.
- Зин, ну, что, придут они к нам? – заинтересовались другие девушки. – Агитируй, агитируй, а то без пацанов плохо,- продолжала самая бойкая из них, – а что, Шуркин друг, он ничего, хорошенький, - продолжала она.
Вовка, смущённый таким вниманием, пробурчал: «Шурка, пойдём отсюда побыстрее, а то мне прямо как-то неудобно стало!
- Да ладно, успокойся, это они так шутят. Погоди, сейчас ещё на танцы будут приглашать. Они у нас в деревне такие, не особо стесняются. Если будут приглашать на танцы, пойдёшь?
Вовка ни разу в своей жизни не был на танцах, только видел из-за забора танцплощадки у себя на станции, как танцуют взрослые ребята, каковым он себя не считал. А вот теперь он понял, что он уже почти взрослый, и может поступать по-взрослому. Только теперь он понял, какие преимущества даёт взрослая жизнь.
* * *
- Мам, можно мы сегодня пойдём с Вовкой на танцы?- спросил Шурка мать.
- А у тебя  есть подходящий наряд, - спросила она Вовку.
Вовка достал из чемодана мятые брюки, и такую же сорочку.
- Так, давай поглажу. В таком одеянии нельзя ходить на танцы, девчата засмеют!

11
В совхозном клубе, куда Шурка привёл друга, на сцене стояла радиола, из которой звучала знакомая Вовке по фильму «друг мой Колька» мелодия. В центре небольшого зала танцевали. Вовка сразу заметил приглянувшуюся ему Зину. Она, в отличие от других ребят не просто переминалась, изображая танец, нет, она ритмично двигалась в такт с музыкой. Зина тоже заметила друзей. Когда танец закончился, она подошла к ним:
- Пришли? Шурка, а как зовут твоего друга?
- Вовкой его звать, - буркнул он.
- Вова, будешь со мной танцевать?
У Вовки  такого вопроса что-то тревожно ёкнуло внутри. Он был паренёк стеснительный, и не помнит, чтобы у него были такие простецкие отношения с девчатами его класса.
- Да я, как-то и не умею, - признался он.
- Не умеешь, научим, - и Зина потащила его в центр зала, как раз в это время на радиолу поставили пластинку с медленным фокстротом.

Вернулись домой друзья поздно. По дороге Вовка делился впечатлениями с другом.
- Оказывается, что танцевать и не очень-то сложно, меня Зина немного научила, я думаю, у меня получалось двигаться под музыку, ты как считаешь?
- Я же тебе говорил, что у нас девчата хорошие. А весь вечер ты танцевал с моей одноклассницей Зинкой Перковой, она у нас в школе первая заводила!
* * *
Вот и закончились каникулы,  В жизни у Вовки не было лучших каникул! В деревне у друга он многому научился, и многое познал. Эх, ещё бы попасть сюда на зимние каникулы, - думал он.