Сказкотерапия для топов 7

Владимир Федорович Токарев
21.09.2011 20:56
Классификация сказок

Сокращения
ТЗЕ - сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева
СТ-ТМ - Сказотерапии для топ-менеджеров

Известно несколько классификаций сказок. Наиболее известна классификация собирателя народных русских сказок Афанасьева(сказки о животных, волшебные сказки, сказки бытовые).
Ясно, что можно классифицировать сказки (и так и делается, когда выпускаются сборники сказок) - по месту их происхождения: русские сказки, украинские сказки и даже по более мелким географически образованиям, как это сделано у Афанасьева (сказки Поволжья и т.д.) и т.д.
Но также есть авторская сказка, которая требует расширения этой классификации.

А вот сказкотерапевты предлагают свою классификацию сказок, выведенную для решения задач сказкотерапии.
В Основах сказкотерапии упомянутый мной неоднократно автор ТЗЕ
предлагает следующую двухуровневую классификацию (и даже трехуровневую, но последнюю мы рассматривать здесь не будем).

1. Сначала сказки классифицируются на:
- художественные: авторские и народные
Затем классификация тех и других расширяется в следующие виды сказок:
- дидактические,
- психокоррекционные,
- психотерапевтические
- и (мне пока малопонятые) медитативные сказки.

Третий уровень классификации, как я уже отметил, мы рассматривать не будем, хотя страшилки (см. ниже) в сказкотерапии используются для решения вполне конкретных психотерапевтических задач.

2. Попробуем рассмотреть все виды, представленные мной в несколько урезанной классификации сказкотерапии для «Сказотерапии для топ-менеджеров» - далее сокращенно СТ-ТМ, с которой мы еще не разобрались – имеет она или не имеет право на существование.

Народные сказки – которые передают нам мудрость веков. Кстати вот модифицированная классификация Афанасьева народных сказок, выполненная ТЗЕ (тот самый третий уровень) , – о животных, бытовые, страшилки и волшебные.
Здесь сказкотерапевт занимается с клиентом анализом и обсуждением народных сказок.
Ну, поскольку, разбирая сказки как бизнес-кейсы, я как раз этим и занимаюсь, можно сказать, что такая составляющая у СТ-ТМ есть.

Авторские художественные сказки, здесь сказкотерапевт предлагает зачастую переосмыслить философию авторской сказки.
Но поскольку только переосмыслением я и занимаюсь, рассматривая и авторские сказки тоже (Золотая рыбка, Красная шапочка), то здесь для СТ-ТМ тоже имеет место быть, поскольку интерпретация и переосмысление происходит как раз под нужды топов.

Дидактические сказки
Они специально создаются педагогами для более приятного освоения учебного материала, который, по выражению ТЗЕ, «упаковываются» в сказку (пример - решит герой сказки уравнение, принцесса будет спасена)
Ну, тем, кто не заметил, поясняю. «Мои» сказки обладают большим дидактическим материалом по менеджменту – потому то они подтверждают возможность признания СТ-ТП. Пример – последняя сказа «По щучьему веленью», где я подробно описываю для топов (чтобы им было не скучно повторять учебный материал) – процесс делегирования и некоторые ошибки при делегировании задач подчиненным.

Психокоррекционные сказки. Их цель – предложить другой сценарий, алгоритм поведения (например ребенка, если мы говорим о сказкотерапии).
Но в СТ-ТМ даже у меня, ненароком, правда, это тоже иногда получается. Начиная со сказки Репка, где я описываю, как оно было и как могло бы быть, не нарушались коли бы принципы менеджмента стариком, который сам не смог вытянуть репку.

Медитативные сказки, которые мне показалось малопонятными, рассказывают, в частности, как бы, да если бы, то было бы очень хорошо, применительно к внутреннему миру отдельного человека.
По мере понимания в чем соль медидативной сказки, я попробую в будущем что-нибудь придумать.

Подводим черту. СТ-ТМ опять смогла пройти испытание на сказкотерапию. Неужели пародия отменяется?