Олтаржевские - Минаевы

Александр Чакиров
Олтаржевские – это мои дальние крымские родственники по линии сестры деда Веры (Вассы) Христофоровны Чакировой (Чакириди), которая вышла замуж за алуштинского учителя Николая Ивановича Олтаржевского. А вот с Минаевыми придется только повстречаться.
Случайно вышел на публикации, посвященные Алуштинской больнице, а точнее на письмо в редакцию местной газеты Светланы Николаевны Старостенко-Шевцовой. Вначале она рассказывала о хирурге Григории Михайловиче Еськове, который помог ей родится и спас ее маму,  о его сыне Вячеславе - преподавателе в пединституте (сейчас Таврический Национальный Университет им. Вернадского). Вспомнила она и хирурга Власова Ивана Васильевича и его сына Игоря, с которым училась в параллельном классе. Все это было до войны.

«Когда наша семья осенью 1944 года вернулась из эвакуации в Алушту", - продолжила рассказ Светлана Николаевна, - «квартира наша была занята, и нас приютила на первое время Нина Николаевна Минаева (девичья фамилия – Олтаржевская) – хорошая знакомая нашей семьи еще с дореволюционного времени. Ее дочь, Елена Степановна, врач по профессии, после войны некоторое время возглавляла здравотдел, а затем долгие годы руководила санэпидстаницией. У нее был сын Валерий, мой ровесник, который пошел по стопам матери, получил медицинскую специальность. К сожалению, он рано ушел из жизни: трагически погиб в автокатастрофе".

На всякий случай выписал фамилии послевоенных врачей алуштинского  тубдиспансера, у которых лечилась автор письма Старостенко-Шевцова:  М.Н. Коноплев, А.М. Старостина (дочь Коноплева), Роза Павловна и Павел Николаевич Могилевцевы, Анна Дмитриевна Першина, Надежда Михайловна Лисицына.  Скорее всего, с ними была знакома  Елена Степановна Минаева - дочь Нины Николаевны.
Попалась статья «Заглянем в историю» о санитарной обстановке в Алуште. Автор Н. Никитина. В ней говорилось, что еще в 1878 году были утверждены Временные правила, изданные земскими собраниями, — обязательные для жителей Таврического уезда санитарные постановления, причем особое внимание в них обращалось на меры предупреждения и прекращения «заразительных повальных болезней».

В те годы анализ заболеваемости населения, прежде всего сельского, указывал на большой процент инфекционных болезней – брюшного и сыпного тифа, кровавого поноса (дизентерии), скарлатины, кори, дифтерии, оспы и пр. Слава Богу, не те времена! Однако противоэпидемическая работа оставалась для санитарного врача главной, первоочередной. Собственно, как и в нынешние времена.
  В статье говорилось, что первым санитарным городским врачом Алушты в 1909 году стал доктор Михаил Николаевич Коноплев.  «Это имя хорошо знакомо алуштинцам. Его дочь – врач Анна Михайловна Старостина долгие годы возглавляла туберкулезный диспансер в Алуште, какой-то период была заведующей здравотделом, работала в здравницах; его внучка –Наталья Сергеевна Старостина и сегодня работает на станции скорой помощи в Алуште».

Также упоминалось: «В нашем городе был еще один главный санитарный врач, довольно известная Елена Степановна Минаева. Сразу же, с первых дней освобождения Алушты от фашистов – 15 апреля 1944 года, Елена Степановна как врач-эпидемиолог была направлена в села Алуштинского региона, чтобы не вспыхнули эпидемии. Об этом говорят приказы по больнице за 1944 год.
 В начале 50-х годов она — главный врач районной СЭС. В архиве больнице хранится приказ заведующего райздравотделом Литвинова № 126 от 13.08.1952 г.:  «Мною проверено санитарное состояние города и установлено, что город крайне загрязнен и, в особенности, район автостанции, что создает эпидемическое неблагополучие.

 Несмотря на мои неоднократные устные указания и предупреждения главврача СЭС Минаевой, по существу санитарного состояния города, действенных мер последней не принималось. За непринятие действенных мер по устранению антисанитарии в городе и, в особенности, в районе автостанции (автостанция в те годы была на Набережной, там, где сейчас установлен фонтан — Н.Н.), главврачу Минаевой объявляю строгий выговор. Предупредить главврача СЭС Минаеву, что если в ближайшее время, до 01.09., не будет наведен соответствующий санитарный порядок в городе, к ней будут приняты более строгие меры административного взыскания вплоть до снятия с работы».

 Спустя два месяца, приказом другого заврайздравотделом — Ивана Васильевича Власова – выговор, как объявленный неправильно, был отменен. Но, как говорят, «ложечки нашлись, а осадок остался»… Елена Степановна уже не занимала должность главного врача Алуштинской СЭС и почти три года трудилась врачом по пищевой санитарии… В июле 1957 года Минаеву Е. С. назначили главным врачом Алуштинской больницы. Она же – главный врач района. Позже и почти до самой смерти Елена Степановна Минаева работала главным врачом санатория «Слава» — женщина умная и красивая, руководитель принципиальный, справедливый…».