Призрак Воланда на прозе. ру

Ник Литвинов
      “Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город”… Кого оставит равнодушным эта знаковая фраза-пароль из “Мастера и Маргариты” М.Булгакова!? Риторический вопрос. Да на него и не требуется ответ.,. Двадцать первый век на дворе и жизнь наша изменилась до неузнаваемости: квартиры стали просторнее, но места для книг стало меньше. И, тем не менее, для “Мастера и Маргариты” почти в каждом доме найдется местечко на книжной полке, и вы, услышав от собеседника одну из многих знаковых фраз, ну, скажем: “ Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!”, - сразу поймете, что вы с ним одной крови…

    Заметным событием на Прозе.ру стала публикация Борисом Подберезиным очерка “Призрак Воланда”. За два года эта работа получила 223 отзыва, что само говорит за себя. Очерк написан прекрасным литературным языком, а в восторженных отзывах недостатка нет:

-  Ваши работы – классика литературного просвещения и критики, - побуждают перечитывать главы, (явный признак содержательного, высокохудожественного изложения материала).

-  Ваш очерк имеет какую-то магию, как и роман Булгакова, а прежде творчество Гоголя. Не страшитесь влияния неких сил?

Вместе с автором читатели совершают экскурс в двадцатые годы ушедшего века, узнают историю постройки дома Пигита, знакомятся с его обитателями. А как хорош язык очерка!  Как интересно описывает автор сам дом и его обитателей!

- Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит… Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутёмных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из «Гугенотов»,  лишь чуть испорченным  какими-то странноватыми, не то больными,не то уголовными глазами, фабрикант (афинские ночи со съёмками при магнии),золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, ещё генерал, ещё… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам… Большое было время.

Невозможно остановиться и не процитировать следующий отрывок:

-  Потом случилась революция. И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарём (огненный «No 13»), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: «Рабкоммуна». Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперёк гостиных протянулись верёвки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днём, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак. В нём спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:
— Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Чёрт те возьми!»
     В общем, «обыкновенные люди... квартирный вопрос только испортил их…».

 Отдельно можно остановиться на соседях “нехорошей квартиры”.

 Они варили самогон, буянили и дрались. Жильцы дома стали прообразом для героев романа: среди них соседка Булгакова - Анна Горячева, ставшая Чумой-Аннушкой, которая разольет подсолнечное масло, председатель правления жилищного товарищества Николай Раев, тоже угодивший под арест и суд, ставший в романе несчастным управдомом Никанором Ивановичем Босым.

    30 августа 1918 года из квартиры № 5 вышла, гостившая у племянницы Пигита,  Фейга Ройтблат. Одетая во всё чёрное она выглядела старше своих 28 лет. Полуслепая, бормочущая что-то себе под нос, женщина смахивала на безумную. В одной руке портфель, в другой – зонтик. Она станет известна как Фанни Каплан, стрелявшая в этот день в вождя революции В.И.Ленина.

    Жильцами этого дома были миллионер Рябушинский Н.П., художник Петр Кончаловский (его дочь Наталья станет матерью Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского). В мастерской художника часто бывали известные люди того времени: Мариенгоф, Андрей Белый, Есенин, Маяковский.

     Особый интерес представляет палитра отзывов на “Призрак Воланда”. Она охватывает диапазон от восторга до неприятия. За ними стоят конкретные люди с их представлениями о добре и зле. В принципе, все это можно рассматривать, как срез мнений общества в пространстве и во времени:

 -  Да вы, батенька, Мастер! Здесь мало найдется вам равных. Благодарю за удовольствие такого сладкого чтения.                Вадим Бережной 

 -  Мне кажется, любовь к "Мастеру..." - это массовый психоз, как и "всеобщая" любовь к Пушкину. Совестно же сказать, что я спокойно отношусь к поэзии Пушкина и не считаю, что "он - наше всё". И не дай бог сказать в интеллигентном обществе, что "Мастер..." - нормальный роман и не более того! Мне однажды пришлось слышать восторженную хвалу "Мастеру..." от человека, который этого романа в глаза не видел! Вот тогда-то я и подумала про массовый психоз.               
                Вера Чижевская Августовна

 - "Автомобиль, в котором Маргарита летала на Весенний бал Полнолуния, стоит во дворе мастерской скульптора А.И. Рукавишникова по адресу улица Большая Молчановка, 10".                Ольга Бурзина-Парамонова

     Известно, что М.Булгаков написал несколько трактовок романа и не cмог отдать предпочтение какой-то конкретной из них. Со слов последней жены, после смерти писателя, за него это сделали уже другие люди.   Многие исследователи и читатели безуспешно бьются над шифрами, ключами и символами этой замечательной книги. Приходится признать, что только автор знал для чего и о чём написан загадочный роман, но, тем не менее:
               
-  Блистательно и интересно написана Вами историческая канва "нехорошего дома" и, конечно, мысли о романе Булгакова. Но позвольте мне предложить еще одну трактовку романа. Вы настаиваете на том, что Воланд - это дьявол? Я - нет. Думаю и Булгаков не настаивал. На Востоке есть такое понятие - Карма, по нашему - судьба (что посеешь, то - пожнешь). Но кто-то же должен, как и у Булгакова, управлять судьбами? Для этого существует Владыка Кармы, который взвешивает на весах все хорошее и плохое. И какой же он дьявол, который моральнее и честнее многих из нас. И вот он прибыл в Москву, чтобы посмотреть: насколько москвичи погрязли в том, в чем погрязли. То, что наверху - это ерунда, нужны были провокации и очень избирательные, чтобы посмотреть нутро тех, кто с виду-то нормальные люди. И пошло: магазины, деньги и все то, о чем вы пишете в своих исследованиях. Мастер понял, Маргарита поняла... А из остального многочленного люда и нелюда (висельников и развратников из прошлых веков - лишь Фрида вымолила прощения). Все не так просто и Иван Бездомный после беседы с Мастером понял: кого он "прошляпил", и какая шушера населяет наш мир.               
                Алевтина Цукор

Некоторые читатели в своих отзывах поднимаются до философских обобщений:

-  Когда-то поразило, но не запомнил автора. А мысль очень точна. Наши деды и отцы читали повесть Николая Островского "Как закалялась сталь" и выиграли войну, а наше поколение прочитало "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова и потеряло страну. Кажется, это я у вас прочитал, но теперь найти цитату не могу...               
                Монахов Владимир
 
-  Что касается поколения, выросшего на Мастере...Странная ситуация имеет место быть. Наша, российская интеллигенция, еще со времен А.С.Пушкина, почти вся была в оппозиции царю и царской власти. Она получила свое-Революцию.И сразу вздыбилась против Ленина и Власти Советов. Она, эта прослойка, всегда "работала" на Запад. Со времен Герцена еще. Интеллигенция и дворянская верхушка предали царя. В лихие девяностые - Советский Союз.               
                Павел Козырев
          
-  Интересно, почему переименовали Фейгу? - История которой наводит на мысль, что в террористы идут люди, разочарованные в любви, либо вовсе никем не любимые. Узнала много нового про этот загадочный дом, его жильцах и хозяине. Хотя... там два хозяина. Спасибо за колоссальный труд, с уважением,               
                Зоя Севастьянова

-  Спасибо, Зоя, за интерес и хвалу! При рождении Ее звали Фейга Хаимовна Ройтблат; много раз меняла имя, отчество, фамилию. Она из той террорестической волны, коротая началась ещё народовольцами. Одержимость, доведение до крайностей идеи -то, из чего Достоевский создал своих "Бесов". Ещё шаг - и привет от радикального Ислама. Грустная тема.
С признательностью и добрыми пожеланиями Вам и Вашим близким,               
                Борис Подберезин
 
-  В кругу моей неформальной юности на фразу "мир тесен" было принято отвечать: "это не мир тесен, это прослойка узкая". Вот мне чем дальше, тем больше кажется, что перед революцией в России эта самая "прослойка" была узка до невидимости. Натурально же, чьи воспоминания ни открой - все знакомы со всеми, у всех общая жизнь, дружат, враждуют, меняются любовницами, какое новое объединение ни возникнет - а лица опять знакомые...  Так что ничего удивительного, что образовывались такие "дома творчества". Что в Москве, что в Петербурге. Слишком мало было центров притяжения, ярких масштабных фигур.               
                Нибин Айро

-  Не могу согласиться с Алексеем Щербаковым. С известной степенью условности можно сказать, что было поколение, воспитанное на «Как закалялась сталь», но поколения, воспитанного на «Мастере и Маргарите» не было. Булгаков никогда никого не воспитывал и не мог служить делу воспитания тем, что им написано. Он был свидетель жизни, тонкий и точный наблюдатель, художник, приспосабливающийся к суровой действительности ровно в той степени, чтобы оставаться писателем, мастером. Идеалом не был, с какой стороны ни глянь.               
                Владимир Каев

Невозиожно отрицать огромное, какое-то магическое воздействие на читателей этого романа Булгакова. Но жизнь не стоит на месте. Прошло каких-то 5 – 6 лет и полоса восторженного отношения к роману прошла…

-  Помню, воздействие первой публикации. Но умом Россию не понять: годика через четыре многие сдавали заветный журнал «Москва» вместе с макулатурой, чтобы получить "Женщину в белом". Мой знакомый работал в таком пункте и в неделю выковыривал несколько "Мастеров" и Новых миров с "Одним днём И.Д.". Ему даже Брокгауза и Ефрона несли за талончик на Коллинза.
                Леонардо Де Капричук
 
    Такие вот разноречивые мнения вызывает этот мистический роман, а очерк Бориса Подберезина “Призрак Воланда” со всеми отзывами читателей на него, послужит прекрасным, если не путеводителем, то, по крайней мере, приглашением по-новому перечитать этот неоднозначный, выдающийся роман.

   В завершение, нельзя обойти молчанием такой важный вопрос, как само название романа “Мастер и Маргарита”. Почему “Мастер”? Жизнь Москвы 30-х годов прошлого века была пестрой и разноречивой. За короткое время из печати вышли три романа, в которых в разных вариантах фигурировала тема посещения Москвы нечистой силой. В молодежной среде преобладало увлечение новыми направлениями в литературе и поэзии: акмеизм, футуризм, символизм. Возникают новые общества – “Орден света” и “Орден тьмы”, возрождаются тамплиеры и масоны. Кстати, Булгаков М.А., как и многие писатели и поэты того времени, был масоном градуса посвящения “Мастер”, что может служить объяснением имени главного героя романа.
   Булгаков М.А. собирал и изучал материалы о двух носительницах этого имени — Маргарите Наваррской и Маргарите де Валуа, что, в какой-то мере, объясняет выбор имени для главной героини.