Хозяин Плачущего Дома

Елена Цыганова
Дача со слонами, она же Плачущий Дом - один из самых красивых и мистических уголков Самары. Построил ее самарский купец Константин Павлович Головкин - красавец, талантливый художник, инженер, скульптор, археолог, астроном-любитель, фотограф, автомобилист, велогонщик, яхтсмен, меценат, основатель Самарского художественного музея. На своей знаменитой даче Головкин собственными руками провел электричество, собрал и установил телескоп. Его отец был крепостным крестьянином, коробейником (как тот, некрасовский, у которого "и ситец и парча"), а состояние сына оценивалось в 2 миллиона, что даже по меркам "русского Чикаго" было редкостью. Завистники за глаза называли Головкина "Открыточник", так как он одним из первых в Самаре освоил искусство фотографии и первым наладил выпуск сувенирной продукции - художественных открыток с видами Самары. Также одним из первых в городе приобрел моторную лодку и автомобиль, которым управлял лично. На этом автомобиле он и повез венчаться свою невесту Катеньку. "Мотор" трясся как припадочный, тарахтел и испускал едкий вонючий дым, на женихе были гротескные защитные очки, пышное белое платье невесты почернело от сажи. Священник ужаснулся, запер двери церкви и спустил собак. Нечего делать - покатили жениться в село Семейкино, тамошний батюшка проявил широту взглядов и обвенчал.
Дача построена в 1909-м году по проекту Головкина. Правда, при участии архитектора  В. Тепфера (между прочим, главы местной масонской ложи). Здание сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Именно поэтому в доме уникальная акустика: дом посвистывает, охает, стонет на разные голоса, за что его и прозвали Плачущим Домом. Возле входа на веранду - статуя красавицы в развевающихся одеждах, излюбленная героиня зловещих легенд. Самарцы прозвали каменную деву Панночкой и изощряются в домыслах относительно ее прототипа: одни утверждают, что это дочь Головкина, бросившаяся с обрыва в Волгу из-за  деспотизма отца, разлучившего ее с возлюбленным, другие - что это возлюбленная  Головкина, покончившая с собой от роковой страсти к Константину Павловичу, увы, женатому. Наиболее душераздирающая версия гласит: это любовница, которая посмела шантажировать Головкина, за что он ее и убил. И в землю закопал у себя на даче. И надпись напи... хотя нет, изваял и поставил на веранде, как грозное предупреждение всем меркантильным бабам. В 1992-м году в газете "Волжская Коммуна" дочь Головкина, Евгения Константиновна, опубликовала опровержение этих слухов: дорогие земляки, я та самая "погубленная дочь", никто меня не погублял, "я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет". Но россказни о погибшей любовнице красавца-богача продолжают обрастать совсем уж готическими подробностями...
Кстати, помимо уничижительной клички "Открыточник", у Головкина было еще одно прозвище - Граф. Видимо, из-за его аристократических хобби и соответствующей внешности - изящное сложение, тонкие черты лица, мушкетерские усы. Он был невысоким, не по-крестьянски стройным и тонким в кости, и в отместку за сплетни знатно потроллил солидных "степенств" с их увесистыми супругами: двери на Даче со слонами такие узкие, что корпулентные гости протискивались в них боком.
Дом напоминает корабль с рубкой, кают-компанией и палубами. Головкин любил повторять, что, будь у него в запасе несколько жизней, одну из них он посвятил бы профессии капитана речного пароходства, водил бы по Волге суда. В башне, придающей дому-кораблю сходство еще и с рыцарским замком, он оборудовал обсерваторию. Статуи слонов в натуральную величину были изготовлены по эскизам самого Головкина и при его непосредственном участии - так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов. Головкин был в родстве и во вражде (такое случается) с богатейшим кланом купцов Шихобаловых. Шихобаловы настолько потеряли берега, что соорудили себе герб со львами - что дозволялось только членам императорской фамилии. Каждый год они судились из-за этих львов, проигрывали суды, платили огромные штрафы и спокойно жили с этими львами дальше. А у Константина Павловича было двое братьев, с одним из них он был дружен и совместно вел дела. Так вот, есть версия, что слонов он избрал своими тотемами в пику  Шихобаловым, так как слон - единственный зверь, который не боится льва. Пара слонов - это братья Головкины, которые не боятся "львов"-Шихобаловых и бросают им вызов.
В 1930-40-х годах планировалось взорвать скульптуры. Однако сделать это не решились – из страха, что уничтожение слонов навлечет несчастье на тех, кто на них покусится.
В 1914-м году Головкин добровольно передал свою с такой любовью обустроенную летнюю резиденцию (язык не поворачивается назвать это великолепие "дачей") под госпиталь. Во время Гражданской войны он, несмотря на непризывной уже возраст (50 лет), одно время служил в Красной Армии картографом, занимался археологическими раскопками в Иркутске, затем побывал в Монголии, Китае и Японии. В 1921-м году он возвратился в Самару, где работал архивариусом и занимался краеведением. Советская власть его не трогала, так как паразитом трудящихся масс он не был, а был, напротив, неутомимым тружеником, щедрым благотворителем и меценатом. Последние годы своей короткой жизни бывший миллионер прожил в бедности, но оставался жизнелюбивым и деятельным человеком. Константин Павлович Головкин умер в 1925-м в городской Клинической больнице, во время операции по удалению опухоли, не дожив до 54 лет. Последний свой рисунок он сделал из окна больничной палаты за день до смерти.
И еще один штрих к портрету этого незаурядного человека. Еще в 1907-м году по инициативе Головкина в Самаре была создана группа по сооружению в Самаре Дворца культуры, в котором могли бы разместиться библиотека, читальни, музей, выставочный и гимнастический залы. В течение года Константин Павлович доказывал  властям необходимость этого строительства, но городская управа отклонила его  ходатайство. Он не только создал проект здания, но и сделал планировку местности, составил эскизы всех комнат. И еще десять лет Головкин пробивал в городской Думе идею создания Дворца науки и искусства - с библиотекой, художественным музеем, залами для научных занятий и обсерваторией. Вход сюда предполагалось сделать бесплатным. Головкин был готов безвозмездно передать на создание Дворца 600 тысяч рублей. Отказали! Более того, Константин Павлович попал под негласный надзор полиции за вольнодумство. Его мечта исполнилась лишь в эпоху СССР.
Он был очень талантливый и плодовитый художник, будь у него несколько лет для плотных занятий живописью и возможность поставить руку, он бы прославил Самару.
Отец, не одобрявший образование, забрал его из 6 класса гимназии и поставил к прилавку. Детство у Кости было несахарное: Головкин-старший, деревенский мужик, сделавшись купчиной, женился на внучке Михея Шихобалова - образованной девице, окончившей гимназию, любящей книги и рисование - и держал жену и детей в страхе и в черном теле. Константин Павлович ненавидел домашнее насилие, его дочь Евгения вспоминает, что родители жили дружно, а их с братом не наказывали (читай - не секли). Еще он терпеть не мог религиозного ханжества и фарисейства, царившего в купеческих семьях, особенно старообрядческих: когда жену колотят хоть бы и на Пасху, а яичко в пост скушать - нибожемой!
Да еще его инициативы в области народного просвещения отцы города мотыгой на корню загасили, из чистой вредности - деньги (огромные!) Головкин вносил лично, требовалась лишь разрешение и площадка под строительство. Естественно, это лишь усугубило конфликт между "Самарским Леонардо" (так Головкина называли облагодетельствованные им живописцы-профессионалы) и "степенствами". Да и веселиться на своей знаменитой даче Константин Павлович предпочитал не с деловыми партнерами, а с художниками и литераторами. Отсюда и россказни про погубленных дев.
Очень трогательно: в самарских архивах, для реорганизации которых архивариус Головкин столько сделал в 1920-е годы, хранится папка с проектом того самого Дворца культуры. Надпись на папке его рукой: "Моя мечта". Какая бескорыстная, светлая  мечта. И как жаль, что Константин Павлович не дожил до ее осуществления...
А все-таки интересно, вот зачем он построил себе "плачущий" дом? Доброжелатели, ясное дело, распускали слухи о том, что в доме плачет и стонет неупокоенная душа погубленной девушки, а стонут на самом деле пустотелые кирпичи. Но зачем они ему понадобились? Все-таки очень нетривиальная личность.
Слоны, как и Панночка, - родник Ипокрены, неиссякаемый источник вдохновения. Мои земляки изощряются в фантазиях одна другой готичнее: мол, звери сторожевые, даже при свете дня выглядят весьма грозно, а ночью вообще ой. Сорвутся с постаментов, запыряют бивнями, растопчут в лепешку. Поэтому их в 1930-х и не взорвали, побоялись (а зачем вообще было взрывать?). Чушь собачья, замечательные слоны, дружелюбные, мне их даже погладить захотелось, и я погладила. И ни один из них меня не укусил. А вторая серия легенд - что-де в брюхе одного из слонов (либо под ним) Головкин спрятал несметные сокровища (вариант: все ту же вездесущую погубленную девицу). Любители кладов так упорно лезли на дачу, что теперь она как объект ЮНЕСКО круглосуточно охраняется целым взводом. Даже не думайте. И вообще - слоников не обижайте, оставляйте на развод! (с)