Белые грибы

Лариса Иванова 1
 Я спрашивала сверстников и тех, кто постарше: помнят  ли они такой урожай белых грибов, как в этом году? Никто не вспомнил. И каждый добавлял: такого чуда  в жизни не видели. Я почти полвека собираю грибы и ягоды, всяко было: то густо, то пусто. В какие- то годы не было морошки, в какие- то- смородины, то чернику собрать не удавалось, то – голубику, клюкву. И с грибами было по- разному. В какой- то год мы собирали козляки, горькушку, моховики, потому что больше собирать в лесу было нечего. Обычно на эти невзрачные грибы мы внимания не обращаем, считая их сором. Но в отсутствии привычных грибов, они выручают грибников: и по лесу погуляешь, и на зиму запасешься. Внешне эти грибы не привлекательны ни в лесу, ни в банках. Возможно, поэтому мы их собираем только тогда, когда в лесу выбора нет.
                Подосиновики, подберезовики, волнушки, сыроежки, маслята- эти грибы чаще всего можно встретить в лесу. Вот и «специализируемся» на них, из года в год заготавливая на зиму. А вот грузди и белые грибы в наших краях всегда считались деликатесом из- за малого количества. Грибник обычно уточнял с гордостью: собрал ведро грибов и 4-5-6 белых грибов нашел. То есть их собирали штучно, а не ведрами.                В эту осень грибы пошли поздно. Я видела проходящих мимо дачи грибников с пустыми ведрами. Как- то на мой вопрос, появились ли грибы, сосед ответил: Нет, одни белые. Я поняла его ответ по- своему, исходя из опыта: грибов нет, но он нашел пару- тройку белых. Но странное дело: народ буквально «повалил» в лес. Я издалека видела, что каждый возвращается с полными ведрами. Заинтригованная, и я пошла в лес. Недалеко ушла и ненадолго. В течение получаса я наполнила ведро грибами. Сосед был прав: грибов нет. Нет подберезовиков, нет подосиновиков... Одни белые грибы! И в таком обилии, что я поверила в увиденное с трудом. Еще пару дней назад лес был пустой: ягоды дозревали, грибов даже штучно не найти. А сегодня коричневые шляпки были повсюду. В моей памяти не было такого случая, и я пыталась как- то сориентироваться: неужели это действительно белые грибы? На каждом шагу? Все целые, не червивые? Красивые, как на картинке. Почти все одного размера. Такие крепыши! В двух шагах от дачи. Сколько народу уже побывало в лесу, и все набрали полные ведра. А грибы на каждом шагу, как будто тут не ступала нога человека. Может, это так и есть? Все грибники чудом прошли мимо этого участка, где начинается дорога в лес?
                Сколько раз  я пыталась пройти за грибами дальше, глубже в лес. Не получалось. Пропустить белые грибы было выше моих сил. И я изо дня в день собирала не одно ведро на одном и том же участке. И не только я. В эту пору  в лесу я встретила многих, кого не видела с прошлого лета. Мы шли медленно, переговаривались, делились новостями и мимоходом собирали белые грибы. Только белые, других не было. Ведро заполнялось быстрее, чем мы успевали рассказать друг другу свои новости. Я возвращалась на дачу за пустым ведром и вновь шла в лес.                За сезон я так и не привыкла к такому изобилию белых грибов. Каждый день я думала: ну не реально это. Такое ощущение, что сегодня ты срываешь один белый гриб, а на следующий день на его месте уже два белых красавца в коричневой кепке выросли.  Позже появились единичные подберезовики, подосиновики, чуть больше было маслят. Но белые грибы росли в лесу как на дрожжах: их было много каждый день даже в сентябре.