Культура Новейшего времени

Вячеслав Анатольевич Тихонов
К 1917 г. выяснилось, что распространение современной культуры в мире носило избирательный характер. Страны Запада захватили колонии по всему миру и угнетали их. Эти зависимые, ограбляемые колонии и полуколонии Запада, по-прежнему жившие в условиях традиционной культуры, составляли большую часть населения мира. Эта ситуация эксплуатации богатыми странами и классами бедных стран и классов противоречила ключевому принципу современной культуры – принципу гуманизма, требовавшему перехода к более совершенному общественному строю без богатых и бедных – к социализму. По всему миру началось социалистическое движение, стали возникать революционные социалистические партии.

Наиболее благоприятная обстановка для перехода к социализму сложилась в такой наполовину современной, наполовину традиционной стране, как Россия. В 1917 г. здесь к власти пришли коммунисты, построившие в 1917-1991 гг. социалистическое общество без серьёзной разницы между богатыми и бедными и наиболее совершенную разновидность современной культуры – социалистическую культуру. К 1980 г. до половины населения мира по примеру СССР уже жило в условиях социализма. Культурная революция в СССР и в других социалистических странах охватила не только верхушку общества, но и всё население, что резко повысило уровень жизни, превратило социалистические страны в самые современные в мире, с быстрым развитием науки, образования, технологии, серьёзными достижениями в искусстве и художественной литературе.

В странах Запада, хотя и не произошло социалистической культурной революции, но под влиянием успехов социализма тоже стала стираться слишком резкая разница между богатыми и бедными. Одновременно в западной культуре стали проявляться черты упадка и деградации. Киноискусство, литература заполнилось ужасами, насилием, извращением и религиозным мракобесием. В изобразительном искусстве исчез реализм, в архитектуре возобладала техническая бесчеловечность, в музыке произошёл возврат к примитивным традиционным формам – рок, поп, джаз, немелодическим видам музыки. В литературе нарастали абсурдистские, фантастические, пессимистические темы. В целом гуманизм на Западе уступал свои позиции в культуре. Широко развернулась кампания по клевете на социализм, информационная война против него.
 
СССР опередил Запад в развитии самых современных технологий – космических и атомных. Быстро росло влияние социалистического искусства и художественной литературы в мире, прежде всего, советских. Социалистические страны опередили несоциалистический мир в развитии образования и науки. Успешно шло при социализме уничтожение религиозно-мифологических элементов культуры, росло влияние атеизма.

Информационная и экономическая война Запада против социализма нашла своих сторонников внутри самого руководства СССР во главе с Горбачёвым. В 1991 г. социализм в СССР был уничтожен, страна распалась, а население стало стремительно возвращаться к традиционным, примитивным формам культуре с преимущественным влиянием религиозно-мифологических, средневековых элементов, с уничтожением науки, образования, высокого уровня социальной защиты, с ростом имущественной дифференциации и угнетения народных масс.

Только некоторые социалистические страны не были уничтожены – Китай, Северная Корея, Вьетнам, Куба, из которых успешно развивается огромный Китай, который, хотя и допустил в экономику некоторые элементы капитализма, всё же поддерживает развитие именно современной, атеистической, научной, просвещенческой культуры.

Идеи социалистической культурной революции по-прежнему остаются наиболее правильным выражением современного культурного прогресса и при нормальном развития общества всё равно восторжествуют во всём мире, открыв доступ к благам современной культуры всему человечеству.