Сталинград

Саша Тумп
                – Дедушка-а-а-а, – Тимка зашёл из детской, неся в руках открытую книгу. – А ты на войне был?
                Я взял книгу, посмотрел – «Приключения Гекльберри Финна»…
                – Нет, – и стал смотреть, как внук устраивается рядом поудобнее, явно настроенный на длинный разговор.
                Книгу он положил себе на колени. Потом, подумав, перебрался на спинку дивана, а книгу оставил внизу.
                – А почему? – и уселся, явно готовый к какому-то разговору.
                – Когда война была, меня ещё не было. Дедушка и прадедушка воевали. Под Сталинградом. Там их ранили. Потом после госпиталей встретились.
                – Госпиталь – это больница?
                – Примерно… Там после ранений… военная больница.
                – Ранение – это как…
                – Тимка… Ты куда-то залез в своих рассуждениях. Ранение – это… повреждение тела человека. …А может быть и души. …Вот как с тобой говорить?..
                – Понятно! – Тимка ловко соскользнул со спинки и взял книгу в руки.
                – Война была. А под Сталинградом была решающая битва.
                – Быть или не быть? – Тимка слушал внимательно.
                – Да! Быть или не быть. Наши победили и война стала заканчиваться.
                Тимка стоял, молча, и о чём-то думал.
                – Дедушка-а-а-а. Если бы твоего папу убили… то и меня бы не было?
                Я внимательно посмотрел на внука.
                – Ты, что-то как пошёл в школу такие стал задавать вопросы, что…
                – А чё там в школе… Буквы учат. Грустно. И бегать не дают. Буквы чё..
                – Это пока. Потом всё будет по-взрослому. Главное не расслабляться,  – я видел, что Тимка о чём-то думал своём.
                Он ушёл в детскую. Включил компьютер.
                Мне было как-то не по себе... Зашёл к нему. Посмотрел на фотографии отца и деда на стене. Бабушки.
                Компьютер, хрюкая, что-то там делал непонятное мне.
                – Они там, после госпиталей встретились. Дедушка с папой. В смысле прадедушка с прапрадедушкой. А у прапрадедушки нога после ранения стала болеть… ему уже было больше девяноста лет… когда он стал с палочкой ходить. Ходил. В магазин ходил…
                Тимка сидел, и, казалось, меня не слушал. Я ушёл в большую комнату. Посмотрел на фотографии папы и дедушки с бабушкой.
                Дедушке на фотографии было лет двадцать пять…
                Что-то вдруг стало грустно.
                Вновь вошёл Тимка, неся голубого медведя, прижав к себе: – Дедушка-а-а-а… А как правильно Сталинград или Столинград?.. Ни того, ни другого на карте нет.
                Я посмотрел на медведя. Он был большой. А Тимка маленький и растерянный. Хотелось чего-то…
                – Сталинград. От слова – сталь.
                Город из стали. На Волге. Внизу. Где Волгоград. И люди в городе из стали. Разбились об него фашисты. Твой прадед и прапрадед там воевали. Лоб об них себе фашисты разбили и не смогли уже оправиться от удара. Голову надо беречь. Может пригодится.
                Я, грустно смотря на  внука и его медведя,  добавил: –  Сталь – это сплав железа и всего того, что позволяет… быть крепким и сильным…
                Тимка перехватил медведя поудобнее и сказал: – Понятно!