Штрихи в портрету. Пьетро Аретино

Алина Алексеева-Маркезин
      Тициан (Tiziano Vecellio)Портрет Пьетро Аретино.1545г. Палаццо Питти, Флоренция

          Этого человека можно назвать праотцом пиара и журналистики. При жизни он был необычайно известен. Честь, положение и деньги были заработаны им исключительно собственным пером. Речь пойдёт ещё об одном  известном венецианце, о писателе и публицисте, Пьетро Аретино.

        Пьетро был родом из города Ареццо, от названия которого происходит его фамилия - Аретино. Его отец был простым сапожником, поэтому на высказывания о своём неблагородном происхождении Аретино отвечал в свойственной ему манере: «Я всем этим Нобелям пожелал бы таких сыновей, какого сумел родить простой сапожник из Ареццо».

           Образования не получил, в 14 лет ушёл из дома и бродяжничал, попробовав множество профессий. По некоторым указаниям, был изгнан из Ареццо за язвительный сонет, написанный им против продажи индульгенций — хотя эти данные не совпадают с информацией о возрасте.

     Из дома отправился в Перуджу с целью изучить переплётное мастерство. Некоторое время учился там в университете, но был исключен за вольнодумство. По некоторым данным, учил живопись и был исключён, когда изобразил Деву Марию с лютней в руках. Скорее всего, прожил в Перудже около 10 лет, овладев там начатками латыни.

        Постигать науки Аретино начал самостоятельно.Первые годы в Риме стали для него временем бродяжничества, скитаний, поиска себя и первого признания. Прежде чем найти свое дело, Аретино пришлось много всего перепробовать. Он был уличным певцом,  погонщиком мулов, помощником палача, занимался живописью, был переплетчиком.

     В Риме началась его карьера в доме самого богатого из римских банкиров, Агостино Киджи.Аретино  обладал удивительными, незаурядными способностями: живым, гибким умом  и природным чувством слова. Кажется, что этот человек из народа никого и ничего не боялся. Придворные, короли, папы вызывали у него лишь  насмешку. Необходимость говорить, очевидно, вызвала у Пьетро Аретино необходимость писать.

           И вот, вооружившись сатирой,  один за другим он наносит беспощадные удары сильным мира сего. За это современники прозвали его  "бич монархов". Аретино не просто обличал и высмеивал пороки.

     Перо мастера, будто тонкий скальпель  искусного хирурга, сделало прорезь в красивом фасаде  видимого благополучия итальянского общества и обнаружило самую суть своего времени,  гнойную язву позднего ренессанса, скрытую за внешним блеском.  "Теперь мир находит менее утомительным быть злым, чем добрым", заключает Аретино в одной из комедий.

 Аретино издал свои первые литературные творения – «злобные» пасквинаты, где упомянул самых известных представителей папской курии.

            Буквально семь лет спустя, Аретино оказался в центре скандала со своим сочинением «Сладострастные сонеты», иллюстрировавшие «скабрезные» рисунки художника Джулио Романо.
          16 рисунков, изображающих священнослужителей с куртизанками, сопровождались сонетами и были тайно распространены списками (а позднее опубликованы в Венеции, в 1556 году).

             За свободомыслие и прямолинейность отца европейской журналистики то и дело откуда-то изгоняли.  Но один итальянский город все-таки дал кров беспокойному  острослову. Сказав "там я обогащу свою нищету ее свободой”,  акула пера эпохи Возрождения отправляется в вольнолюбивую  Венецию.

  Республика Святого Марка приняла Аретино по-матерински радушно, как сына, вновь вернувшегося в родные места после долгих странствий. Можно сказать, что у опального публициста любовь с первого взгляда с городом случилась ещё и потому, что Венеция на тот момент  являлась центром книгопечатания в Европе.
 
          Здесь в 1512 году Аретино  и опубликовал свой первый сборник, здесь же к нему пришли настоящая слава и признание, здесь он и прожил до конца своих дней. Писатель как-то даже обмолвился, что после смерти хотел бы стать гондолой, чтобы навеки остаться в этом городе. Впоследствии в честь Светлейшей республики он назвал и свою старшую дочь.

    К моменту приезда в Венецию имя острого на язык тосканца, было достаточно широко известно. О нем говорили, его боялись. А многие выдающиеся венецианцы ждали его появления с нескрываемым интересом и любопытством. Так с журналистом сразу завели знакомство  Сансовино и Тициан. С последним  у Аретино сложились теплые дружеские отношения. Талантливый журналист даже стал личным рекламистом известного художника.  Ловкий  Аретино, не без собственной выгоды, весьма удачно пристроил многие картины  Тициана.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

         Вот  что писал Аретино о своей жизни в Светлейшей республике: "Живу я свободно, в удовольствиях и  поэтому считаю себя счастливым. Из всех металлов здесь выбиваются в мою честь медали всяких рисунков.

 Портреты мои выставляются на фронтонах дворцов. Мою голову, как головы Александра, Цезаря и Сципиона, изображают на тарелках и на зеркальных рамках. Папа Климент подарил мне лошадь и эта порода лошадей теперь названа в мою честь.
          
       Омывающий мой дом канал, называется Аретинским, а женщин в нем называют Аретинками. Тут говорят даже о стиле Аретино. Педанты скорее лопнут от бешенства, чем дождутся такой чести".
 
                Придерживался бисексуальной ориентации. Так, в одном из писем Джованни Медичи от 1524 года он пишет, что случайно влюбился в женщину, и поэтому временно переходит от мальчиков к девочкам. «Женщины занимали в его душе колоссальное место. Его биографы называют десятками имена женщин, которые были ему в разное время близки, и никогда не могут поручиться, что не пропущена ни одна из его любовниц. Конечно, Аретино, вполне во вкусе своего времени, любил не только женщин».

        Известна трогательная история его любви к Пьерине Риччья. В 1537 году его ученик женился на 14-летней девушке, хрупкой и тонкой, с большими черными глазами и неизлечимой болезнью. Аретино принял её как дочь, отношения его к ней сначала были чисто отеческие. Муж скоро бросил Пьерину, она стала изливать своё горе Аретино.

         В 1540 году их отношения перешли в другую стадию. Но болезнь девушки разыгралась, и 13 месяцев Аретино, «которого принято считать вульгарным развратником, изображал из себя самую нежную, самую заботливую сиделку. Выздоровев, Пьерина сбежала с каким-то юным ловеласом. Письма Аретино сохранили следы удара, который нанесла его душе эта измена… Но когда четыре года спустя Пьерина, жалкая, покинутая, умирающая, пришла к нему опять, он забыл все, стал ухаживать за ней с прежним самоотвержением. И когда она умерла у него на руках, ему казалось, что сам он умер вместе с нею» .

         Он был отцом двух дочерей, которых он назвал Адрией в честь Венеции и Австрией в честь Карла V. Матерью первой, а может быть и второй, была Катарина Сан-делла.

       Никогда не упускал случая похвастаться, что был верующим человеком, в то же время современники считали его нигилистом. Усердно писал жития святых, перелагал псалмы. Современники же говорили, что у Аретино были заготовлены колкости против каждого, кроме Бога, и то потому, что они не общались друг с другом.

        Прямолинейность, безбоязненное обличение всех и каждого, а вместе с тем и то исключительное положение, которое занимал в Венеции Пьетро Аретино не могли не вызывать недовольства и жгучей зависти. На жизнь проворного писателя то и дело покушались. Его подкупали, дабы не обратить столь безжалостное острие пера на себя.

         Аретино никогда не упускал своей выгоды: был изворотлив, хитёр и беспринципен. Разврат и разгул следовали с ним по жизни. Еще недавно его полностью отвергала история литературы, а образованные и культурные люди считали воплощением греха и грязи.  Но, несмотря на это, Аретино был влиятельнейшим писателем своего времени.  Им также были заложены все основные журналистские жанры.
               
             Предметом его язвительных насмешек являлись почти исключительно высокопоставленные лица. Их образ жизни и преступления давали обширный материал для громких разоблачений. Таким образом, деятельность Аретино приобретала большое общественное содержание. Что важно (как отмечают итальянские исследователи) явных измышлений в своих пасквилях Аретино не допускал. В 90% случаев он всего лишь публиковал информацию об известных скандалах, пуская в обращение достоверные факты, придав им неожиданную и едкую форму.

           У Аретино была хорошо организованная редакция: информаторы при дворах, корреспонденты, агенты и т. д. Кроме того, своим талантом публициста он усилил в обществе потребность иметь нечто вроде журнала и тираж газетных суррогатов XVI века
         Благодаря своему сатирическому дару заработал славу «бича государей» и отца современной журналистики. Люди говорили о нём, осеняя себя крестным знамением: Dio ne guardi ciascun dalla sua lingua. (Храни бог всякого от языка его.
 
АРЕТИНО И МИКЕЛАНДЖЕЛО.

         Особенно в историю искусств вошло письмо Микеланджело от ноября 1545 г, где наряду с восхищением по поводу фрески «Страшного суда» в Сикстинской капелле он угрожает ему, порицая его безбожие, неприличие и воровство (у наследника Юлия II).
          «После того как я увидел Ваш Страшный суд, я подумал, я узнаю в сковывающей красоте изображений известную грацию Рафаэля. Но как христианина меня охватывает стыд». Затем Аретино обрушивается на «неприличные детали в изображении мучеников и дев, на их жесты и на их наготу.

         Даже в борделе опустишь от стыда глаза, увидев подобное». Затем Аретино намекает на гомосексуальный характер микеланджеловской дружбы с Томмазо Кавальери и советует рассматривать эту фреску как языческие статуи, которые в VI веке разрушил папа Григорий.

           Наконец он добавляет в примирительной приписке «Я хотел только показать Вам, что если Вы божественны, то есть из вина (di-vino), то я тоже не из воды — d’aqua»
         По легенде, смерть Аретино стала следствием услышанной им на пиру непристойной остроты; разразившись хохотом, Аретино якобы упал и размозжил себе череп.

        Похоронен в Венеции в церкви Сан-Лука.