Тропинка

Ульяна Михальцова
Этим вечером в его городе уличные электрифицированные фонари уже давно освещали расчищенные от снега, но заледенелые дорожки и тротуары. Андрей возвращался домой, неся в зябнущих руках пакет с купленными продуктами. Ручки у пакета оторвались, стоило Андрею пройти несколько шагов от магазина: мандарины рассыпались, пачки печенья выпали, пачки с молоком немного примялись, остальное содержимое любопытно выглядывало из пакета. Пришлось собрать всё выпавшее обратно и нести в руках, обняв пакет.
Рядом с ним в этот момент стояла Снежана и заливисто смеялась. Может, именно поэтому Андрей даже не попытался рассердиться или расстроиться от случившегося: ему было очень приятно и радостно слышать её смех.
- А я тебе говорила, что ручки не выдержат! Хорошо еще, что молоко ты купил в пакетах, а не в бутылках! Правда? – идя рядом с ним боковым шагом с прискоками и смеясь, спросила она.
- Правда, - качанием головы и улыбкой ответил ей Андрей.
- Как скользко! Ты посмотри! Люди идут и за фонари держатся, а ты за пакет! – сказала Снежана, и новая волна смеха окатила Андрея.
- А тебе самой не скользко, на таких-то каблуках? – Андрей смотрел на неё с нежностью.
- Нет! – прокрутившись на одной ноге и взмахнув руками в воздухе, ответила та. – Они очень устойчивые. И я скользоты совершенно не ощущаю!
Андрей с любованием и улыбкой смотрел на Снежану.
- Что на ужин сегодня готовить? – спросил он.
- Так, у тебя сегодня болел желудок, – укоризненно глядя в лицо Андрею, сказала Снежана. – Рекомендую гречневую кашу и легкий салат.
- Лёгкий – это какой? – вопросительно посмотрел на неё Андрей.
- Без майонеза! И из свежих продуктов. Ну или из тех, что в нынешних магазинах называются свежими.
- Я подумаю, но решу сам,  - дребезжа ключами и открывая дверь во двор, ответил Андрей. – Сейчас бы яишенку с лучком? – придержав дверь перед входящей Снежаной, сказал он.
- Не советую. Жареное всё-таки.
- Ты права. Если б не ты, кто бы обо мне так заботился? – вытирая ноги о решетку на пороге и открывая двери в дом, проговорил Андрей.
- Жена! – заходя первой в дом и встряхивая распущенные волосы ответила Снежана.
- Да, от такой жены, как ты, я бы не отказался,- вздохнул Андрей.
- Какой такой? – старалась заглянуть ему в глаза Снежана.
- Лёгкой, воздушной, смеющейся серебристым смехом, заботливой и всегда прекрасной, - Андрей смотрел на неё с любованием. – Мне больше никто не нужен.
- Это предложение? - Снежана сидела на стуле, покачивая ногой, заброшенной на другую ногу, и накручивая на палец прядь вьющихся волос.
- Пока только размышление, но думаю я об этом всё больше и больше, - раскладывая продукты по местам, ответил Андрей.
- Ааа, размышляй-размышляй,  – усмехнулась Снежана. – Это занятие хорошее. Тем более время ещё есть.
- Время для чего?
- Для одного важного дела. А потом я, скорее всего, тебя покину.
- Как так? – развернулся к ней и вопросительно посмотрел в упор Андрей.
- А что? У меня к тебе одно поручение есть, вот выполнишь его – дело будет сделано, можно будет и попрощаться.
- Ну, это мы ещё посмотрим. Ты говорила, что не позже весны надо дело это сделать, а до весны ещё далеко, и я тебя пока никуда не отпускаю.


Засыпая, Андрей обнимал Снежану, тёрся о её кожу щекой и вдыхал запах её волос с едва уловимым цветочным ароматом. Он так привык к ней за последний месяц, что уже не представлял своей жизни без неё. Они много беседовали, шутили, смеялись. Он привык рассказывать ей о своих мыслях, чувствах, даже страхах. Полюбил танцевать с ней вечерами, уже выключив свет в доме и отдёрнув шторы: тогда в комнату падал свет от уличного фонаря, и в этом полумраке было что-то таинственное и романтичное, как сама Снежана, и в то же время очертания предметов были достаточно различимы, чтобы, танцуя, не задевать их случайно.
Кое-кто из друзей уже обижался, что Андрей отказывается от приглашений посидеть где-нибудь в баре или поиграть в боулинг, но после одного такого вечера, когда Андрей всё-таки пошёл туда со Снежаной, он зарёкся когда-либо это повторять. Там было всем весело. И Снежане очень понравилось. Она много смеялась, шутила, и её шутки было очень смешными, но смеялся почему-то один Андрей. Снежане были интересны его друзья, она много расспрашивала о них и даже высказывала своё мнение. Андрею же было весь вечер неуютно: как будто он с друзьями и не с друзьями одновременно. Он всё время боялся засмеяться не к месту или сказать лишнее.
Он встретил Снежану месяц назад на узкой тропинке между двух дворов, огороженных высокими заборами. Через них пролегал короткий путь к дому Андрея. Обычно здесь с легкостью могли разминуться двое, но в тот раз намело снега и вдоль заборов выросли целые сугробы. Пройти мог только кто-то один.
В тот день было уже поздно, но казалось, что от белого снега всё как будто светится. Она шла по этой тропинке ему на встречу и тоже вся светилась, а пшеничного цвета волосы вились по плечам. Андрей прошёл уже большую часть пути. Можно было шагнуть в снег, который доходил ему до бедра, чтобы пропустить девушку, но всё равно пришлось бы тереться друг о друга, а Андрею это показалось неуместным. Девушка произвела на него сильное впечатление одним своим видом, к тому же она смотрела прямо ему в лицо с какой-то затаённой улыбкой. Андрей не мог оторваться от этого взгляда. Она так и подошла к нему вплотную. Он разглядел её глаза: можно было подумать, что они светло-серого цвета, но ему тогда они показались серебристо-хрустальными – в длинных заснеженных ресницах.
Она улыбнулась ему, продолжая идти вперед. Андрей тоже ей улыбнулся, принимая игру, и сделал шаг назад, не отводя взгляда и продолжая улыбаться. Она засмеялась.
 Тогда он впервые услышал её переливчатый смех. Засмеялся в ответ. Они так и шли до начала тропинки: смеясь и не отводя глаз. Познакомились. Андрей неожиданно для себя самого пригласил её в гости, и она согласилась. Шли они длинным путём и не могли наговориться по дороге.
Когда в чашках дымился заваренный чай, Андрей её спросил:
- Откуда ты взялась на этой тропинке, Снежана?
- Из твоих грёз, Андрей. Откуда же ещё?
- И куда шла?
- К тебе на встречу.

Андрей никогда не был излишне доверчивым или сентиментальным, но почему-то в тот вечер ничему не удивлялся, воспринимал всё как должное и совершенно не удивился, когда Снежана с лёгкостью согласилась остаться у него, только попросила проверить, надежно ли закрыты все двери. Андрей проверил, заперта ли дверь со двора на улицу и замок на двери в гараж, вернулся в дом, провернул ключ в замке дважды и всё-таки удивился: Снежаны в доме не оказалось, а на столе осталась не выпитой чашка с чаем. Он вышел на улицу, несколько раз крикнул «Снежана!», но никто не отозвался. Тогда он снова всё тщательно запер и удивлённый пошёл спать.

На следующий день по дороге на работу он встретил соседку:
- Слышь, Андрей, слыхал, что вчера с Колюкиным приключилось?
Федя Колюкин жил тремя дворами дальше Андрея: сорокалетний здоровый мужик, семейный, хороший, в целом, сосед, Андрей к нему по хозяйству помочь несколько раз обращался.
- Нет, не слышал ничего. Я вчера домой поздно вернулся. На работе задержался.
- Вот! Этот тоже задержался. В десятом часу шёл, меж дворами Питейниковых и Хлябовых возвращался, дык в конце тропинки, сразу за одним из дворов, какие-то головорезы его избили, отобрали бумажник, мобильник, даже дублёнку с него сняли. А перед этим они догадались фонарь разбить, - соседка активно жестикулировала, а в голове Андрея пульсировала мысль: «Я был там без малого девять».
Соседка же всё не унималась:
- Было их трое, в темноте и не разглядишь никого. На улице тоже, как на грех, никого не оказалось. Он кое-как до дому добрёл – там до сих пор кровавые следы на снегу остались, - а дома только дети малые, Ленка в ночной была. Пришлось самому «Скорую» вызывать. Забрали его. Лежит вот в больнице с переломами.
- Бедный Фёдор. Я ж тоже там шёл сперва, потом девушку пропустить пришлось, так обошёл кругом. И что фонарь не горит, даже внимания не обратил.
- Так это ж не всё, Андрюша! Ночью ж ещё Федюкиных ограбили!
- Вы что?!
- Да, залезли во двор. Там у них сарай никто с роду не запирал, да и повыносили барахло. Кому уж их-то барахло нужно было, не знаю. Раньше-то у них Тишка всё лаял, смех, а не собака, да чужаков отпугнуть мог, а вот подох, так и залез сразу кто-то.
- Вы думаете, те же?
- А кто их знает!
Андрей с соседкой уже почти дошли до остановки, но Андрей остановился.
- Знаете, тёть Марь, я документы важные, кажется, дома забыл, - и стал шарить в сумке. – Вернусь, пожалуй.
- Вернись, конечно. Только поспеши, а то потом уже и не влезешь ни в один! – она имела в виду автобус.

Андрей, конечно,  никаких документов дома не забывал, но поспешил той самой тропинкой к дому. Приметил, где, приблизительно, он встретился со Снежаной: ничего особенно не нашёл. Дошёл до конца тропинки, свернул направо: на снегу кровь и грязь, множество следов, всё вытоптано; фонарь, и в правду, разбит.
Торопливо, быстрым шагом пошёл домой. Стал проверять инструменты в гараже, потом вещи в доме – всё оказалось на месте, даже электродрель нашёл, которую на прошлой неделе искал и найти не мог, думал уже, что брату одолжил.
Андрей ещё раз все двери закрыл и пошёл на остановку, прокручивая в голове минувший вечер и общение со Снежаной.

Вечером, возвращаясь домой, выйдя из автобуса, он увидел на уже безлюдной остановке Снежану.
- Я ждала тебя. Привет, - улыбалась она.
- Привет, - ответил Андрей сдержанно.
Он был несколько насторожен, но стоило ему увидеть Снежану, услышать её голос, как все сомнения и тревога пропали сами собой.
- Пойдём? – спросила она.
- Куда?
- Домой. Холодно ведь, - Снежана подошла и взяла Андрея под руку.
Андрей всегда считал себя мужчиной, который никогда не станет идти на поводу у женщины, слушаться её и следовать её воле. Девушка эта была ему едва знакома, но он отчётливо понимал, что полностью ей доверяет, как родному человеку, и даже почему-то ему самому хочется прислушиваться к её словам. Но в голове сидела мысль о ночных происшествиях и заставляла быть бдительным.
- Да, холодно, - Андрей сделал несколько шагов в сторону дороги, которая вела к тропинке.
- Только давай пойдём через магазин, - предложила Снежана.
- Зачем?
- Прогуляемся.
- Ты же сказала, что холодно.
- Ладно. Просто сразу за дворами на снегу кровь. Её только завтра засыпят. Не хочется там идти.
- Откуда ты знаешь?
- Что засыпят?
- Ну и что кровь там? – Андрей был весь в напряжении, но шёл рядом со Снежаной спокойно – в сторону магазина.
- Кровь видела. Сегодня ещё и милиция приезжала, сказали ничего не трогать, а завтра уже кто-нибудь обязательно засыпет, чтоб впечатлительных не пугать, а болтливым язык снегом припорошить.
- Ну да, правильно. А ты что, живёшь здесь рядом?
- Можно и так сказать.
Андрей остановился и пристально посмотрел на Снежану:
- Ты знаешь, что ты меня вчера спасла? От побоев и ограбления.
- Я старалась, - Снежана взяла его под руку и повела дальше по дороге.
У магазина стояли несколько мужчин и громко переговаривались. Завидев Андрея, они крикнули ему слова приветствия и коротко помахали руками.
- Здорово, мужики! – крикнул им Андрей и махнул рукой в ответ.
Они с минуту провожали его взглядом, продолжая переговариваться, и Андрею было даже приятно, что его видят гуляющим и идущим домой с такой видной девушкой. От всех этих мыслей он даже потерял нить разговора со Снежаной, но глядя на её затаённую улыбку и чувствуя, как она торопливо уводит его дальше по дороге, вспомнил:
- Так ты знала, что в конце тропинки меня ждёт опасность?
- Я чувствовала.
- И пошла мне навстречу?
- И пошла навстречу.
- А потом шутила и громко смеялась на улице, чтобы они нас услышали и спрятались, а мы спокойно зашли во двор.
- И шутила, и смеялась, - согласилась Снежана.
- И попросила получше закрыть двери.
- Попросила.
- Так чего же ты исчезла потом?
- Ты устал и нуждался в отдыхе, а во мне уже не нуждался.
- С этим бы я поспорил, - хохотнул Андрей. – Да и не привык я за женскую спину прятаться!
- Ты не рад, что избежал неприятностей?
- Рад, честно говоря. И знакомству с тобою рад! Хотел это знакомство продлить, а ты убежала. Как же ты вышла?
- Мне кажется, незаметно, - засмеялась Снежана.
- С этим не поспоришь, - не удержался от ответного смеха Андрей.

Уже за столом, жуя приготовленный ужин, Андрей спросил:
- А чего ж ты Федьку Колюкина не спасла?
Снежана погрустнела:
- Я бы и не смогла,- вздохнула она. – Он злой шёл. И выпивший. И ничего слушать не хотел. Даже если бы я ему в ухо кричала: «Не ходи. Беда будет. Сам потом пожалеешь». Он меня не замечал.
- Как же тебя можно не заметить?
- Некоторым удаётся, - грустно ответила Снежана, подошла к окну, выходящему на улицу, и стала всматриваться в освещённую тусклым фонарём  вечернюю тишину.
- А ты вот как считаешь, интуиция людям для чего дана? – спросила спустя какое-то время Снежана.
- Интуиция? О, в какие ты тонкие материи заглянула! – усмехнулся Андрей. – Чтоб подсказывать что-то: как поступить лучше или как не поступать.
- А у всех людей она есть?
- Откуда же я знаю!
- Но ты сам как считаешь?
- Я считаю, что у всех. У меня вот всегда интуиция хорошая была, только я её слушался не всегда. Да иногда не успевал понять, что же она мне подсказывает. Только потом мучился: может, не надо было так поступать, - Андрей отодвинул тарелку и задумался.
- Как – не надо? – оторвала его от размышлений Снежана.
- Понимаешь, - начал Андрей и замялся. – Не знаю, стоит ли тебе это рассказывать, будет ли интересно…
Снежана выжидательно смотрела на него.
- Понимаешь, - еще раз начал Андрей, - была у меня девушка. Ира. Хорошая девушка, красивая, добрая, хозяйственная. Родителям моим нравилась. Любила меня. Встречались мы с ней долго. Я к ней привык. Может, и любил – не знаю. Но она очень замуж за меня хотела. А я как-то не хотел жениться на ней. Но родители мои настаивали. А тут ещё познакомился я с другой девушкой. И было мне с этой другой совсем не так, как с Иркой. Вот, как будто душа отдыхает. Но голова и родители говорили: «Женись!». А я не послушался. Хотел в кафе Ирку пригласить и рассказать ей всё там, но решил, что она там предложения ждать будет, и нельзя так с ней поступать. Она ведь мне ничего плохого не сделала. Я её после учебных занятий встретил. Мы в сквер отошли, на скамейку сели, и я ей всё, как на духу, рассказал: что привык к ней за эти годы, что родители мои её очень любят, что я сам очень ценю то, какая она красивая и хорошая, но жениться не могу, потому что не люблю, да и не любил, наверно.
Снежана молча слушала и внимательно смотрела серьезными глазами на говорящего куда-то в угол Андрея.
- А она сразу заподозрила меня в измене, - продолжал Андрей уже эмоционально. – Понимаешь! – он встал и начал ходить по комнате. – Стала допытываться у меня, на кого я её променял. Я отнекивался. Убеждал её, что никого у меня нет. Она не поверила. Ушла вся в слезах. И злая, - Андрей вернулся к столу и сел на стул. – А потом она увидела меня с той другой девушкой. Несколько раз. Выяснила, кто она, телефон домашний узнала. Стала звонить ей и говорить разные гадости. Из-за этого мы с той девушкой расстались. А я теперь, как начну встречаться с кем-то, так при первой же вспышке ревности расстаюсь. Не терплю, когда женщина пытается меня контролировать или манипулировать мною. Сцены, истерики вообще не переношу. И даже не дожидаюсь, когда они могут начаться. Начинает ревновать или условия ставить, я сразу в сторону ухожу. И вот до сих пор ни семьи, ни детей. Может, и не надо было мне тогда с Иркой расставаться. Ты как думаешь? – посмотрел Андрей на Снежану.
- А сам ты, что думаешь по этому поводу?
- Я всё чаще думаю, что нужно было жениться. Была бы у меня сейчас семья.
- Хорошая?
- Не знаю. Не хуже, чем у других.
- И она бы тебя не ревновала?
- Это вряд ли. Меня женщины любят, - без тени ложной скромности высказался Андрей.
- И как бы та Ирина на всё это реагировала?
- Наверное, метала и рвала. Она ж мне даже тогда лицо ногтями до крови разодрала.
- Так, может, тебе та девушка встретилась, как я вчера, чтобы от кровавой дорожки отвести? Чтобы жизнь тебя не била, не раздевала на морозе и не грабила? – со смешинкой в глазах, высказала своё предположение Снежана. – Только идти пришлось более длинной дорогой.
- Не знаю, - задумавшись о чём-то, ответил Андрей.
Они оба несколько минут сидели молча.
- Знаешь, Андрей, кажется мне, что с Ириной твоей можно было расстаться и по-другому, тогда бы она и девушку твою травить не стала, - подошла и положила руки на плечи Андрею Снежана.
- Как по-другому? – не веря такому предположению, спросил Андрей.
- Не нужно было говорить ей, что ты к ней привык и любят её твои родители, а не ты. Можно было сказать, что любовь была, но закончилась, и лучше разойтись сейчас, пока молодые и неженатые, чем жить без любви.
- Может, ты и права, - согласился Андрей и взялся мыть посуду.

После вечера, когда Андрей нёс из магазина продукты в пакете с оторванными ручками, прошло два месяца. За это время при содействии Снежаны Андрей наконец-то навел порядок в гараже, перебрал домашнюю библиотеку, начал ходить в тренажёрный зал, обратился к врачу и подлечил желудок, организовал несколько встреч с друзьями у себя дома, где присутствие Снежаны его уже совсем не смущало, да и она была практически незаметной.
Андрей понимал, что ближе и роднее Снежаны у него сейчас никого нет. Он ощущал такое спокойствие и уверенность от того, что она всегда рядом, всегда поддержит, подскажет, предупредит и убережёт. Он прислушивался к ней, но соглашался не всегда. Иногда он поступал наперекор её словам, даже предполагая, что последствия создадут ему сложности, но ему хотелось по-мужски эти сложности преодолеть. И он их преодолевал, а Снежана только загадочно улыбалась, глядя на всё это.
Земля ещё не прогрелась, но уже легко поддавалась лопате. Пришло время выполнить, данное Снежане, обещание.
Они сидели на скамье во дворе.
- Думаешь, земля уже прогрелась? – спросила Снежана.
- Лопата возьмёт. Копать-то неглубоко, - ответил Андрей.

Во дворе, сколько Андрей себя помнил, рос каштан. В детстве они с братом любили рвать ещё не расколовшиеся каштаны, натирать их об асфальт, чтобы сбить колючки, и играть, как с мячиками. А потом, когда трава под деревом была усеяна коричневыми, со смолянистыми на солнце боками каштанами, собирать их, строить из них башни, крепости или, используя пластилин и спички, делать солдатиков, ёжиков, гусениц и всё, что угодно. Несколько каштанов Андрей всегда носил в кармане, чтобы взять их в руку и перебирать, поглаживая гладкие бока.
Под этим деревом в свои двенадцать лет Андрей вместе с десятилетним братом закопал «Сундук сокровищ»: жестяную банку из-под печенья, привезённого дядей из заграничной поездки. В эту коробку они положили несколько значков, первую железную машинку, ракушку, в которой было слышно море – они ездили с родителями однажды на море, и потом Андрей каждый год мечтал поехать туда снова, но у родителей всё не было на это денег. А самое главное – там была «карта»: на большом листе бумаги был изображён большой материк, а на нём «План», представляющий собой перечень того, чего должен добиться каждый и в каком возрасте:
«К 25 годам отслужить в армии и закончить институт.
А также научиться хорошо плавать и нырять с вышки.
К 30 годам – прыгнуть с парашютом, работать на престижной работе, иметь свою машину и свой дом. Можно уже жениться.
К 35 годам – подняться на высокую гору, сходить в многодневный поход, участвовать в сплаве по реке – можно с женой, если не побоится. Купить новую машину папе и швейную машинку маме (старая к тому времени уже обязательно сломается).
К 40 годам – каждое лето ездить семьей, с детьми!!! на море – не меньше, чем на месяц. Научить детей кататься на велосипеде, запускать воздушного змея, плавать и ходить на лыжах.
К пенсии – отремонтировать дом, купить новую машину, отложить денег на дачу, а если дача будет не нужна, то отправиться в кругосветное путешествие.»

Материк этот был окружен большими и малыми островами, на которых были такие надписи: «Помогать старшим», «Не обижать младших», « Быть верным в дружбе», «Выполнять обещания», «Идти к своей мечте», «Ничего не бояться», «С девчонками тоже можно дружить», «Никогда не врать», «Уметь хранить тайны», «Никогда не сдаваться», «Быть примером для других»,  «Брат за брата горой» и много других.
Эту коробку Андрей и откопал, очистил от земли, а потом  вместе со Снежаной долго рассматривал «сокровища», изучал «Карту». Ему вспомнились его детские годы, уверенность в том, что его ждёт интересная, насыщенная жизнь. Вспомнились мечты и желания. Некоторые из них оставались значимыми и сегодня. Вспомнилось, как здорово они дружили с братом, связь с которым в последнее время была совсем слабой. Сергей, хоть и был младшим братом, рано женился. Родители помогли ему приобрести двухкомнатную квартиру, сами долго выплачивали кредит за неё. Андрей жил с родителями в достаточно большом доме с участком. Сергей занимался своей семьёй, приезжал на праздники, реже просто в выходные. Когда же, семь лет назад, родители переехали в деревню, где после смерти  второго мужа осталась одна бабушка – по отцовской линии, - Андрей стал полновластным и единственным хозяином в родительском доме. Первый год он ещё пытался что-то сажать на огороде, следить за посадками, собирать урожай, но один не справлялся, а Сергей должной помощи не оказал. В последующие годы Андрей лишь ухаживал за деревьями в саду, а бывшие грядки засеял газонной травой. Несколько раз жена Сергея предпринимала попытки приехать летом и пожить с детьми ближе к природе, но Андрей на это своего согласия не давал: «На выходные всей семьёй в гости – пожалуйста, а жить месяцами – увольте». Никто никому в открытую претензий не предъявлял, но отношения из близких и доверительных превратились в вежливо отстранённые.
И вот теперь Андрей держал в руках последнее «сокровище» из жестяной коробки детства: открытку в конверте – живущая и сейчас за тридевять земель бабушка поздравляла их с Сергеем с праздником. Андрей прочитал написанное на открытке вслух:
«Дорогие мои внучики, Андрюша и Серёженька! Поздравляю вас с Новым годом! Пусть путеводная звезда всегда освещает ваш жизненный путь, а рядом с вами идут Удача и Радость, Преданность и Счастье! Помните, что вы лучшие друзья, самые близкие люди и будете ими всегда! Держитесь друг друга! Выпалывайте из своей души сорняки обиды и гнева, взращивайте цветы добрых слов и дел!
С любовью, ваша бабушка Валя».

Андрей почувствовал, как слёзы попытались пробиться из глаз.
- Ты знаешь, - сказал он Снежане. – Мы с Серёгой тогда пообещали друг другу всегда быть вместе. Ну, всегда быть лучшими друзьями, делиться всеми секретами, переживаниями и помогать друг другу. И если кто-то из нас это обещание нарушит, то второй возьмёт карамельную конфету, размочит её немного, положит в центр ладони и пожмёт другому руку: конфета сладкая и липкая, выпачкаются оба – это будет напоминанием о том обещании, которое мы дали друг другу. Мы по этому поводу тогда еще целый пакет дорогих конфет под деревом закопали! – усмехнулся Андрей. – Мальчишки! Поклялись! И до окончания школы только пару раз у нас такие сладкие рукопожатия были. Один раз, когда я его девушке, - а он рано стал после дискотек девочек домой провожать, - рассказал о том, что он про неё стихи пишет. Он этого стеснялся ужасно. Счёл меня предателем, сунулся с этой липкой конфетой.
- И как ты отреагировал? – спросила Снежана.
- Стал объяснять, что хотел как лучше. Что видел, как она и с другими мальчиками по улице гуляет, а я хотел, чтобы она только с братом моим была, раз уж он её выбрал.
- Помогло?
- Нет, к сожалению. Она стихи не очень ценила. Посмеялась только. Сказала, что лучше бы он песни сочинял: прославился с ними на всю страну, а она бы ездила с ним на гастроли.
- А Серёжа?
- Он переживал какое-то время, а потом другой девочкой увлёкся.
- А ты ему таких рукопожатий не давал?
- Было дело, - засмеялся Андрей. – Он мой учебник по физике спалил. Нечаянно. Ребятам в классе свою смелость и независимость доказывал. На «слабо» его взяли, вот он им и доказал. А дома и не сказал никому. А у нас итоговая контрольная, годовая. Пришлось к соседке Светке идти и готовиться вместе, а она противная такая: у неё из-под мышек так потом воняло, что невозможно было рядом находиться. Я терпел-терпел, а потом плюнул на это дело, домой ушёл. Потом все выходные в библиотеке просидел, готовился.  Контрольную неплохо написал. Серёга мне потом признался, когда весь дом перевернули в поисках учебника и в классе со всех спрос учинили, мол, если взял кто по ошибке, то верните. Он и сознался. Пришлось родителям выплачивать стоимость учебника. А Серёга от меня липкое рукопожатие получил. Я ж на Светку долго вообще смотреть не мог. До сих пор запах пота от девушек переносить не могу…
Снежана расхохоталась.
- В самом деле?
- Да, не смейся. Пунктик у меня такой.
- Жить не мешает?
- Мешает иногда, - улыбался в ответ Андрей. – Поэтому я предпочитаю девушек к себе приглашать, и в случае чего у меня в ванной комнате всегда гель для душа с приятным ароматом имеется.
Снежана всё никак не могла унять смех.
- Вот от тебя приятно пахнет. Травяной такой запах. Как у бабушки нашей в сушилке, где она травы сушила, - сказал Андрей, перебирая пальцами вьющиеся шелковистые волосы Снежаны.
- Слушай, а чего ж ты Серёже липкую конфету не подсунул, когда он тебе с огородом помогать не стал? – спросила отсмеявшаяся Снежана.
- Да детство всё это! – отмахнулся Андрей. – Между взрослыми людьми вопросы так не решаются.
- А вот весна придёт – ничего сажать не будешь? – с любопытством глядя на него, спросила Снежана.
- Да Верка, жена Серёги, как-то предлагала, когда на лето с детьми просилась, но я тогда отказался.
- А сейчас согласился бы? Дом ведь большой. Ты один живёшь. Разве они тебе помешают?
- Я не один. Я с тобой, - нежно глядя на Снежану, ответил Андрей.
- А как же клятва? Обещание?
- Подожди, - опомнился вдруг Андрей. – Это же ты настояла на том, чтобы я эту банку выкопал. Ты откуда о ней узнала?
- Как откуда? От бабушки твоей, - совершенно спокойно ответила Снежана. – Она мне тоже письмо написала. Ещё и от родителей твоих привет передала. Просили, чтоб помогла вам отношения наладить. Чтоб присмотрела за вами.
- Это как?
- Письмом.
- Каким письмом?
- Потом покажу. Может, пора уже брату звонить? – встала и прошла к виноградной лозе Снежана.
- Прямо сейчас? – запротестовал Андрей.
- Да, мы уже всё здесь изучили, всё вспомнили. Пора подключать резервы. Тем более, вы давно не общались.
- Что ж с тобой сделаешь, когда ты так настаиваешь, - усмехнулся Андрей и потянулся за телефоном.
- Тогда не буду тебе мешать, - ответила Снежана и отошла в сторонку.

Андрей  удобно расположился на скамье и позвонил.
- Здорово, Малой! Как жизнь? Нормалёк? Да, и у меня всё хорошо! Даже прекрасно! Ты знаешь, что я сегодня откопал во дворе? Наши сокровища! Да-да! Те самые! С картой, значками, ракушкой, открыткой. Да, приезжай, конечно! Буду только рад! И детей привози. Старшему точно будет уже и понятно, и интересно! Да, жду – в это воскресенье!
Снежана танцевала какой-то незамысловатый танец прямо посреди двора, запрокинув голову, глядя в небо и размахивая руками.



- Слушай, Андрюха, как это тебе пришла в голову такая классная идея – сокровища откопать? – обращался к Андрею приехавший и сидящий сейчас с ним на кухне младший брат Сергей.
- Да нашёлся человек, который меня на это надоумил, - Андрей весь день не мог застать Снежану на месте, чтобы познакомить её с братом и его семьёй.
- У тебя есть кто-то?
- Есть, да, - усмехнулся Андрей.
- Хорошенькая?
- Очень?
- Молодая? Или перестарок?
- Даже не знаю, - вдруг смутился Андрей: он никогда не спрашивал Снежану о её возрасте, а сам плохо определял, каких лет человек. – До тридцати, мне кажется.
- Далеко до тридцати или два дня всего? – смеясь, похлопал по плечу Андрея Сергей.
- От двадцати половина где-то, - подыграл ему Андрей.
- Так где ж она? Чего не позвал, не познакомил?
- Да сам не знаю, - Андрей стал высматривать Снежану, но нигде её не замечал.
- Мне уже стали слухи доходить, что у тебя с головой не всё хорошо, что люди всё чаще замечают, как ты сам с собой разговариваешь, смеёшься, танцуешь даже.
- Что за глупости! – отмахнулся Андрей. – Какие ещё слухи?
- Да у Верки моей сестра ж за двоюродного брата Колюкина замуж вышла, так оттуда все слухи и поставляются нам на стол, а Верке только дай язык почесать. Она уже успела весь твой дом обойти, обнюхать и мне доложить, что женщиной у тебя и не пахнет, ха-ха, - смеялся Сергей. – Так и сказала: «И не пахнет!!!».
Андрей замер на месте, с ножом и хлебом в руках, пытаясь вспомнить запах Снежаны и те атрибуты пребывания женщины в доме, которые всегда оставляли за собой те его пассии, которым удавалось задержаться в его жизни и в его доме хотя бы на месяц. И только в этот момент он понял, что таких деталей Снежана не оставляла. Она всё время была рядом с ним или у него на глазах, ему было так спокойно от её присутствия и так уже привычно, как будто это какая-то неотъемлемая его часть, что он даже не трудился оценивать бытовую вероятность подобного её присутствия рядом.
В один миг он осмотрелся вокруг и посмотрел на всё другими глазами, вспоминая свою жизнь и присутствие Снежаны за прошедшие зимние месяцы.
- Эфемерно, - выдохнул он только одно слово, и увидел за окном Снежану, играющую с привезенной Сергеем собакой Найдой.
- Серёж, подойди, глянь, кто это там с Найдой вашей играет, - бесцветным голосом проговорил Андрей.
Сергей встал, подошёл к окну, посмотрел во двор.
- Найда носится, как угорелая. Может, на заборе кот какой. Я не вижу никого. Ей у тебя раздолье! Не то, что у нас в двушке. У нас же ещё и попугаи теперь есть, волнистые, я тебе говорил?
Андрей положил нож на стол, прижал к груди хлеб, всмотрелся в окно: Снежана дразнила собаку, то звала её к себе, то от неё убегала. Андрей машинально начал есть хлеб и всматриваться ещё больше. Потом Снежана остановилась, посмотрела ему прямо в лицо и помахала рукой.
- Слышь, а сейчас во дворе кто-то ещё есть? – обратился он к брату, не отворачивая голову от окна.
Тот заглянул в окно:
- Найда сидит. Пялится в окно.
- И больше никого? – упавшим голосом спросил Андрей.
- Больше никого, - отрезал Сергей. – У тебя, видно, всё-таки с головой не всё в порядке.
Андрей закрыл ладонями глаза, несколько раз сильно зажмуривался и расслаблял глаза, пытаясь сморгнуть светящийся образ Снежаны.
Как прошёл конец вечера, он помнил смутно. По приезду домой, Сергей ему позвонил, справился о самочувствии, рекомендовал обратиться к врачу или хотя бы взять на работе пару деньков отдохнуть.
- Наверное, у тебя переутомление, - предположил Сергей. – Работаешь каждый день чуть ли не до ночи. Отдохнуть надо.
- Ты прав, - только и смог ответить Андрей.
Оставшись один, он несколько раз пытался звать Снежану, но не громко, чтобы соседи или случайные прохожие на улице не могли услышать. Но она не появилась.

На работу он всё-таки пошёл. Весь день думал о произошедшем. Старался вспомнить, что же происходило вчера в его доме. Было много людей, много разговоров, смеха, веселья. Рассматривали содержимое коробки. Детям понравились значки и карта. Вера любовалась ракушкой и сентиментально зачитывала вслух открытку от бабушки. Говорила, что попросит бабушку написать такую же уже правнукам, чтоб они меньше ссорились из-за глупых обид. Предлагала летом всё же пожить всем вместе, а ещё с весны тоже вместе заняться огородом: земля хорошая, место прекрасное, свежие овощи и зелень домашние на столе всегда в радость, да и Андрею надо поменьше за компьютером сидеть и побольше на свежем воздухе делом заниматься, а то совсем тощим стал. А Серёга, наоборот, живот наел, и ему тоже поработать не помешает. Андрей согласился.
Вечером после работы приехал Сергей, один, справлялся о здоровье. Потом они ужинали вместе, чего уже очень давно не делали, и обсуждали предстоящие работы в саду, на огороде и по дому.

- Знаешь, я сегодня к тебе шёл через дворы, по тропинке. Так девушку встретил по дороге, - начал говорить Сергей.
- Какую девушку? – всполошился Андрей.
- Да я её и не рассмотрел толком. Там между заборами снег, растаявший, в кашу и грязь превратился, только и смотри, чтоб не упасть.
- Так что девушка? – торопил его Андрей.
- А, да! Девушка, симпатичная такая, волосы красивые. От ветра всё на лицо ей спадали. Протягивает мне кулёк конфет и говорит: «Берите вот! Угощаю! А фантики сохраните – на память!» - и смеётся. Я спрашиваю: «С чего вдруг, всех так угощаете?». А она мне: «Нет, только тех, за ком присматривать стою. Тех, кого храню», - отвечает. «Так вы из местной службы охраны? Или в милиции уже такие красивые барышни работают?» - начал я заигрывать с ней. А она мне: «Я из той охраны, что получше милиции. Жене привет. Вам ещё дочку ждать. Красавицей будет! А про конфеты ты не забудь!». Взяла меня за плечи, обошла по грязи осторожно и ушла к остановке. А я как истукан стою и вслед ей смотрю. Тут телефон в кармане зазвонил, я чуть кулёк с конфетами не выронил. А это Верка звонит, говорит, мол, у неё для меня новость важная, так не задерживайся, мол, домой быстрей приходи. Уж и не знаю, что у неё там за новость, что по телефону сказать нельзя, а домой быстрей беги. Подождёт, правда?! Я ещё полчасика у тебя здесь посижу. Конфеток тебе отсыплю, а остальное малым отнесу. Что у вас здесь за девки такие ходят?! Ты, может, уже завербованный кем?
Андрей слушал брата, как слушают громко говорящее радио, по которому сообщают сводки с полей: затаив дыхание и боясь пропустить даже слово.
- А какие у неё были волосы? – придя в себя, невпопад спросил Андрей.
- Да как у бабушки нашей: светло-русые, и вьются, до плеч где-то.
- До плеч только? – с надеждой в голосе спросил Андрей.
- Ну да, - ответил Сергей. – Мне всегда такие нравились. Мы когда с Веркой познакомились, она как раз в блондинку красилась и волосы завивала. Ты помнишь, может? Она на свадьбе нашей ещё с такой причёской была! Это сейчас уже в разные цвета красит, и всё больше прямые волосы носит, да я уже привык. А ты эту конфетницу знаешь что ли?
- Мг, - мугукнул Андрей и отошёл к книжному шкафу, на нижних полках которого лежали старые фотоальбомы.
- Ты чего туда полез? – спросил Сергей.
- Да вот хочу найти снимки бабушки с дедушкой в молодости, - ответил ему брат.
- Которых? – Сергей подошёл к шкафу и стал помогать с фотоальбомами.
- Бабушки Вали и деда Андрея.
- Давай поищем.

Им понадобилось минут десять, чтобы отыскать нужный альбом и фотографии в нём. Когда сделать это удалось, Андрей смотрел на выцветшие от времени снимки: на них была девушка, чем-то очень напоминающая Снежану, только цвет волос и цвет глаз толком не понять, ведь все снимки чёрно-белые.
- Ты знаешь, - начал Сергей, - я же вчера никак уснуть не мог. Всё детство наше с тобой вспоминал. Как мы коробку эту собирали, закапывали. Клятвы наши. Конфеты те, что закопали и что липкими в руки вкладывали…
Андрей смотрел на брата, а сердце ныло и билось в виски.
- Я же обижался на тебя сильно, понимаешь, - продолжал Сергей, не глядя на брата. – Когда родители уехали, а тебе одному весь дом остался и участок. Они, конечно, по-своему рассудили. Но у меня семья, дети, собака, и мы в двухкомнатной квартире жмёмся, а ты один в таких хоромах, сад, огород, свежий воздух! – Сергей распалялся, стал расхаживать по комнате. – Верка всё хотела примирить меня с этим, с тобою. Помощь предлагала. Воссоединить нас хотела. Она ж не из корысти одной к тебе на лето просилась! – Сергей остановился и посмотрел прямо в лицо Андрею. – Она нас с тобой сблизить хотела. А ты упёрся, - с упрёком сказал Сергей. – Так я ещё пуще разозлился на тебя. Решил, всё, плевать. Живи как знаешь! Пусть совесть твоя тебя судит.
Сергей сел рядом и продолжил.
- А тут мне про тебя всякий бред говорить стали. Что ты умом двинулся. Что разговариваешь сам с собой и при этом улыбаешься весь счастливый такой. Я уже сам собрался проведать тебя, а тут ты звонишь, про откопанную коробку говоришь, в гости зовёшь…
Андрей посмотрел на Сергея с усмешкой:
- Ты решил, что я точно с катушек съехал?!
- Было немного, - усмехнулся Сергей. – А ты ещё пристал ко мне, кто там с собакой нашей во дворе, когда там нет никого. Я не на шутку за тебя испугался, - похлопал он Андрея по плечу. – А тут ещё конфетница эта! Ты как вообще? Чего за коробкой этой полез?
- Даже не знаю, что тебе ответить, - вздохнул и развёл руками Андрей. – Возможно, я и вправду переработался и уже соображаю плохо. Мне казалось, что тогда во дворе, с собакой, кто-то был. Да и разговаривал я не сам с собой. Так мне казалось.
Сергей смотрел на него встревожено.
- Тебе отдохнуть надо. Нормально так отдохнуть. У тебя отпуск скоро?
- Через месяца два, а что? – недоумевал Андрей.
- Так, я на работе договорюсь. Ты на море когда в последний раз был?
- В университете ещё. Ты меня на море отправить хочешь?
- Шиш тебе – отправить! Мы вместе поедем! Все вместе: ты, я, Верка, малые! Только Найду пристроим кому-нибудь. Недельки на две. Отдохнём все вместе! Мы же договаривались на море каждый год ездить, с детьми! Помнишь?
- Помню! – усмехнулся Андрей.
- Вот и договорились! – Сергей протянул ему руку.
Андрей пожал руку брата: в ладони оказалась конфета, в фантике.
Сергей засмеялся и обнял Андрея.
- Надо к тебе почаще заходить! И ты к нам приезжай! Чего сидеть тут сычом? И работа твоя никуда не денется!
- А если у меня девушка появится?
- Настоящая? Прекрасно! Тогда с ней приезжать будешь!
- Уговорил!

Вскоре Сергей ушёл, договорившись позвонить, когда вернётся домой и узнает новость от Веры. Новостью оказалось то, что запланированная поездка к морю очень кстати и летом этим им очень будет нужен свежий воздух и домашняя зелень: Вера ждёт ребёнка.


Спустя неделю, возвращаясь домой и выйдя из автобуса, Андрей увидел направляющуюся в сторону тропинки девушку: одета она была иначе, но очень напоминала Снежану. Андрей не поверил своим глазам, за всё это время Снежана ни разу не появилась. В последние дни тропинку между дворами совсем развезло от грязи, и там лучше было не ходить. Он побежал за девушкой, на ходу крича:
- Снежана! Снежана! Подожди! Куда ты! Не ходи! Там же опасно! Снежана!
Когда до неё оставалось несколько метров, Андрей крикнул ещё раз: «Снежана! Опасно!» - и последние слова долетели до неё, девушка остановилась и обернулась.
Это была не Снежана. Те же пшеничного цвета вьющиеся распущенные волосы, но карие глаза и черты лица немного другие, выразительнее и ярче.
- Вы меня звали? – спросила она незнакомым голосом.
- Вы Снежана? – неуверенно спросил Андрей.
- Нет. Меня зовут Жанна, - ответила девушка. – А почему здесь опасно?
- Что?
- Вы, кажется, кричали, что здесь опасно?  - с интересом смотрела она на него.
- Ах да, - едва пришёл в себя Андрей. – Там грязь сплошная, упасть можно. Лучше кругом обойти, через магазин. Вы к кому идёте?
- Я к Федюкиным. Я классный руководитель их старшей девочки.
- Никогда бы не подумал! – искренне изумился Андрей.
- Что не подумали?
- Что вы учительница.
- Почему же? – изумилась та.
- Вы больше похожи на таинственную незнакомку. Таинственную и очень красивую!
- Надо же! Как приятно! – ответила Жанна и улыбнулась.
В её улыбке промелькнуло что-то очень знакомое и родное.
- Скажите, Жанна, а вы верите в интуицию? – спросил её Андрей, предлагая взять его под руку, ведь и на круговом пути дорога была разбитой.
- Даже очень. И всегда стараюсь к ней прислушиваться. Вот сегодня, например, я очень не хотела идти к Федюкиным, но внутренний голос, а он у меня строгий мужчина, мне сказал: «Жанна Аркадьевна, откладывать дольше уже нельзя! И то, возможно, придётся вам ходить к ним каждую неделю, а потом вообще приводить Вику за руку на экзамены».
- Она что, в школу ходить не хочет? – смеясь и изумляясь, спросил Андрей.
- Не хочет, - обречённо вздохнула Жанна.
- А в какой школе она учится?
- В пятьдесят третьей.
- Так это же совсем рядом.
- Вот именно! Мне завуч говорит, раз не помогают разъяснительные беседы, сами вы, Жанна Аркадьевна, её в школу водите. Приходите пораньше и водите, - доверительно жаловалась Андрею Жанна.
- А хотите, я её буду в школу приводить? Мне на 10 минут раньше выйти – не проблема. Только вы нас с ней у школы встречать будете, чтоб уж из рук в руки. Договорились?
Жанна от избытка чувств даже обняла Андрея и поцеловала в щёку.
- Какой же вы замечательный! Неужели так бывает? Как вас звать хоть?
- Андрей, - ответил тот, улыбаясь, бесконечно счастливый.
- Андрей, дорогой, тогда идёмте вместе к Федюкиным и обо всём там с ними договоримся.
- А потом ко мне на чай. Я приглашаю.
- На чай? – пристально посмотрела Жанна Андрею в глаза. – А у вас конфеты есть? Я чай с конфетами люблю!
- Есть несколько, - ответил Андрей, улыбаясь, вспомнив про отсыпанные Сергеем из подаренного кулька конфет карамельки.
- Тогда ненадолго зайду, пожалуй, - сказала Жанна.
Потом взяла его покрепче под руку, и они пошли к Федюкиным, громко смеясь, разговаривая и улыбаясь.

В неглубоких лужах на тропинке между дворами отражалось приветливое весеннее солнце, от чего вода в этих лужах казалась искрящейся золотистыми кудрями.



январь 2016