Стратегия бизнес-романа

Владимир Федорович Токарев
Третий практикум в нашей бизнес-школе "Практика 2.0" по стратегии.

Спрашивается, зачем писателю стратегический менеджмент?

Ну, если автор хотел  бы попасть в те 150 человек, что живут писательским трудом, то очень даже затем.

Я уже отмечал в презентации одной из книг (здесь), что автор - предприниматель, а его новая книга - это стартап.

И потому, для увеличения вероятности успеха стартапа, писателю нужно освоить стратегию стартапа. Ну или хотя бы самый короткий вариант, позволяющий разработать не полную, а эскизную стратегию и очень быстро, разумеется.

Обложка первой книги на   тему  стратегия стартапа на картинке к новелле.
А вот и сама новелла -

«ЛИЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» МЕНЕДЖМЕНТА
Научный менеджмент — достаточно молодая наука. А для специалистов нашей страны существует дополнительная проблема — системно западную теорию управления преподают на управленческих факультетах и программах МВА чуть более 20 лет.
Как руководителю самостоятельно разобраться в столь сложной комплексной дисциплине, как менеджмент?

Руководителю приходится сталкиваться как с новыми инструментами управления, так и с известными методами, предлагаемыми, например, консультантами по управлению, просто «в новой упаковке».

Вот реальный пример из моей практики управленческого консультирования в начале рыночных реформ. Руководитель группы компаний на мой вопрос — имеется ли у руководителя какая-либо литература по управлению, обещал привести собранные за несколько лет книги… на машине.

Книги привезли. И в горе книг, которую мне предстояло разобрать, были самые разные книги по бизнесу и менеджменту. Были те, которые следует читать только после освоения своего рода азов по менеджменту. И те, что можно, не задумываясь, выбросить в мусорную корзину. Сейчас ситуация для руководителя, что осваивает новые инструменты управления самостоятельно, усложнилась еще больше в связи с тем, что почти каждый доцент управленческого факультета пишет «свою книгу», не отстают от доцентов и консультанты по управлению и тренеры.

Возникает вопрос — как высшему руководителю самостоятельно разобраться в потоке той литературы, что теперь в избытке представлена в книжных магазинах и еще в большем объеме в интернете?

А если руководителю предлагают чудодейственную новую управленческую методику. Как быть? Попробовать апробировать на своей фирме? Но это и дорого и чревато высокими рисками. Дождаться момента, когда новый метод управления покажет замечательные результаты в большом числе коммерческих компаний? Но не хотелось бы в таком случае оказаться последним — конкуренты могут уйти вперед.

И вот здесь на помощь руководителю может прийти персональный менеджмент. Значительное количество управленческих инструментов можно апробировать применительно к управлению собой и своему времени. С одной стороны, многие тонкости нового метода управления станут более понятны при практическом применении, а с другой, позволят, опираясь на здравый смысл, выявить очевидные недочеты малополезной, но, зачастую, просто «модной» методики управления.

Рассмотрим сначала небольшой этап стратегического планирования в рамках классического подхода применительно к самому себе, а именно проведение SWOT-анализа. Ниже представлен фрагмент такого стратегического анализа для условного примера.
Вот мой условный пример: я решил написать и выпустить бизнес-роман (своего рода стартап), в котором были бы освещены темы персонального менеджмента и стратегического управления персоналом (СУП).

Рассмотрим только один слой представленной выше модели стартапа — сильные и слабые стороны автора книги:

Бла-бла-бла

 Рис. 21. Силы и слабости для условного примера по написанию бизнес-романа.

Для данного условного примера рассмотрим опасности и возможности во внешней среде (понятно, что при детальном анализе следует тщательно выявить составляющие внешней среды прямого и косвенного воздействия).

Бла-бла-бла

 Рис. 22. Опасности и возможности для условного примера по написанию бизнес-романа.

Попробуем для данного условного примера ввести пару вариантов возможных стратегических решений — сведем силы, слабости, опасности и возможности в единую SWOT-таблицу.

Вариантов проведения SWOT-анализа достаточно много. Один из наиболее распространённых — когда исследователь пытается рассмотреть соответствующие пары: силы и возможности, опасности и слабости и т. д.

Силы и возможности — Для рассматриваемого примера это может выглядеть так —
Сила — Достаточно легкий стиль изложения публикаций, чувство юмора.
Возможность — Действующим руководителям не хватает времени на углубленное чтение серьезной научной литературы по менеджменту.
Возможное стратегическое решение — как раз цель условного примера — предложить читателям (руководителям) — не просто учебник, а легкий (но не легковесный) бизнес-роман, чтобы и читался легко, и был практически полезен.

Слабости и опасности — Для рассматриваемого примера это может выглядеть так —
Слабые стороны — Неизвестность автора деловым издательствам.
Опасности во внешней среде — Деловые издательства предпочитают публиковать книги известных авторов.
Возможное стратегическое решение — посвятить значительное время формированию личного бренда, например, как тренера по вопросам персонального менеджмента, разработав соответствующую программу продвижения личного бренда (публикации статей, выступления на конференциях, продвижение в соцсетях и др.).

Как я уже отмечал, наш вариант проведения SWOT-анализа принципиально отличается от широко распространённой методики.
Попробуем это сделать, продолжив мой условный пример.
Ниже представлена таблица SWOT-анализа, в которой я вписал подогнанные друг под друга силы, слабости, опасности и возможности.

Бла-бла-бла
 Рис. 23. Фрагмент SWOT-анализа для условного примера по написанию бизнес-романа

Рассмотрим более подробно одну (вторую) строчку:

Стратегическое решение — «Активное продвижение бизнес-романа через публикацию его частей в журнальном варианте в профильных журналах» опирается на сильную сторону автора (меня то есть)  — «Достаточно легкий стиль изложения публикаций, чувство юмора». Профильные журналы давно ушли от академического стиля изложения научных публикаций, таков запрос со стороны читателей.

В то же время издание журнального варианта бизнес-романа позволит уменьшить влияние слабой стороны — что называется, «поднатореть» в издании в определенном смысле художественного текста, публикуя, по сути, короткие рассказы (части романа).

При этом издание бизнес-романа в журнале, который пользуется спросом у руководителей, позволит их в некоторой степени приучить к изучению научного менеджмента через художественное произведение (я не пионер в этой области, примером для меня является автор бестселлера «Цель» Э. Голдратт, изложивший важнейшие идеи теории ограничения в своем первом бизнес-романе).

 То есть это стратегическое решение обеспечит и учет опасности на рынке, заключающуюся в том, что «Бизнес-романы не пользуются в данное время большой популярностью».

Публикация бизнес-романа небольшими отрывками в журнале опирается и на возможности на рынке, которые я вижу в проблемах руководителей со временем. Но, устав от праведных трудов, и листая новый журнал по управленческой тематике с моим бизнес-романом, топ-менеджер с удовольствием, предполагаю, немного отдохнет, а заодно и получит ценную информацию в легкой форме — прочитав отрывок из этого романа.

ПРИМ. Пока я не рискнул, что называется  «замахнуться … на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» (с), и потому первый труд -  не роман, а  бизнес-повесть «Алёна начинает и …», две части повести здесь представлены.