Ответственность

Юрий Селивёрстов
  Рассказы советского архитектора
  Ответственность.
 
 Когда Набережные Челны переименовали в Брежнев, количество посещающих его делегаций резко возросло. А принимал эти делегации я, как главный архитектор города. Для таких случаев писался, как правило стандартный, план мероприятий. Этот план, я должен был подписать в ИсполКоме и в ГорКоме партии. Опять же как правило…

  И вот, ждём мы большую делегацию иностранных журналистов, 24 человека. Были там как представители  соц. стран, из Польши например  была там очень активная блондинка, так и из кап. стран, даже из США двое были, эта блондинка всё под их дудку...

  Так вот, план мероприятий ни в ИсполКоме, ни в ГорКоме мне подписывать не стали. Никаких замечаний, никаких предложений, просто не подписывают и всё!
Потому как ответственности испугались, 24 иностранных журналиста, как кто, что плохое напишет?  По шапкам то настучат потом. А не подписал, есть шанс увернуться.

  И вот не подписывают они, а делегация уже на подлёте, что хочешь, то и делай. НО! Под свою ответственность.

  Я отправляю в аэропорт автобус со своим представителем, а сам не еду. Их встретили, привезли в гостиницу.  Когда они разместились, им говоря,- Архитектор города, приглашает вас для ознакомительной беседы о городе.

 -Нет, нет! Нам не нужна беседа! Мы город хотим посмотреть!- запротистовали журналисты.
 - Хорошо,- говорю, - Передайте им, если на беседу не придут, то ехать осматривать город, могут без моего участия.

  Ха-ха. Куда они без меня уедут? И автобус не поедет, и пешком ста метров от гостиницы не отойдут, без сопровождения, их назад развернут. Они ж знали, как это в Советском  Союзе но, тем не менее, полтора часа кочевряжились. Там идти от гостиницы до Дома Архитектора, всего то  полтораста метров. Но, смотрю, идут гуськом.

  Пришли, я им план города показываю, и начинаю рассказывать, что, как и зачем.
 -Это нам не надо, это мы всё знаем. Вы  лучше нам скажите, вот это, что такое?- говорят американцы и разворачивают свой план города, снимки со спутника.
- Вот это, что такое?-  и показывают какой-то маленький объект на отшибе.

-Не знаю,- говорю.
-Это что-то секретное?
- Мы открытый мирный город, нам нечего скрывать.
-Тогда покажите,- настаивают они.
-Хорошо, поехали.

 Приезжаем, а это какие-то разгильдяи строительную бытовку бросили. Её уже почти полностью "разбомбить" успели. И смех и грех!

- Хорошо,- гнут своё американцы,- Раз у вас всё открыто и нечего срывать, мы хотим посетить завод.
 Они имели ввиду конечно же КАМАЗ.

- А вот это,- отвечаю,- не в моей компетенции. Я только по городу, куда угодно, пожалуйста! А завод в подчинении Министерства Транспорта. Это вам в Москве нужно было договариваться. Вашу делегацию сопровождают два представителя МИДа. Поговорите с ними, возможно, они вам помогут.

-Ты зачем их к нам отправил?!- прибежали ко мне возмущённые МИДовцы.
- А куда  мне их отправлять?- спрашиваю,- Я решить этот вопрос не могу, Генерального тоже в городе нет, вам и карты в руки. Работайте, для чего то же вас прикрепили.

 Говорю же, ответственности все как огня боялись, а тут разрешение завод посетить. А вдруг чего? Они крайние.  И обиделись они на меня. Так обиделись, что по возвращении в Москву, написали на меня жалобу.

 Но, это они делегацию сопровождали. А у меня ведь тоже своё сопровождение было. При встречах с иностранцами, меня всегда два товарища из КГБ сопровождали... на всякий случай.

 И вот, когда господа из МИДа на меня «телегу» накатали, ребята из КГБ за меня заступились.

Так и жили.

P.S.

 Вот вспоминаю я всё  это, и не знаю что хуже. Как при СССР, когда из-за страха ответственности, боялись лишний раз пальцем пошевелить, или как сейчас, когда делают что хотят, но никто, ни за что, не отвечает.