Рассказы советского архитектора
Ответственность.
Когда Набережные Челны переименовали в Брежнев, количество посещающих его делегаций резко возросло. А принимал эти делегации я, как главный архитектор города. Для таких случаев писался, как правило стандартный, план мероприятий. Этот план, я должен был подписать в ИсполКоме и в ГорКоме партии. Опять же как правило…
И вот, ждём мы большую делегацию иностранных журналистов, 24 человека. Были там как представители соц. стран, из Польши например была там очень активная блондинка, так и из кап. стран, даже из США двое были, эта блондинка всё под их дудку...
Так вот, план мероприятий ни в ИсполКоме, ни в ГорКоме мне подписывать не стали. Никаких замечаний, никаких предложений, просто не подписывают и всё!
Потому как ответственности испугались, 24 иностранных журналиста, как кто, что плохое напишет? По шапкам то настучат потом. А не подписал, есть шанс увернуться.
И вот не подписывают они, а делегация уже на подлёте, что хочешь, то и делай. НО! Под свою ответственность.
Я отправляю в аэропорт автобус со своим представителем, а сам не еду. Их встретили, привезли в гостиницу. Когда они разместились, им говоря,- Архитектор города, приглашает вас для ознакомительной беседы о городе.
-Нет, нет! Нам не нужна беседа! Мы город хотим посмотреть!- запротистовали журналисты.
- Хорошо,- говорю, - Передайте им, если на беседу не придут, то ехать осматривать город, могут без моего участия.
Ха-ха. Куда они без меня уедут? И автобус не поедет, и пешком ста метров от гостиницы не отойдут, без сопровождения, их назад развернут. Они ж знали, как это в Советском Союзе но, тем не менее, полтора часа кочевряжились. Там идти от гостиницы до Дома Архитектора, всего то полтораста метров. Но, смотрю, идут гуськом.
Пришли, я им план города показываю, и начинаю рассказывать, что, как и зачем.
-Это нам не надо, это мы всё знаем. Вы лучше нам скажите, вот это, что такое?- говорят американцы и разворачивают свой план города, снимки со спутника.
- Вот это, что такое?- и показывают какой-то маленький объект на отшибе.
-Не знаю,- говорю.
-Это что-то секретное?
- Мы открытый мирный город, нам нечего скрывать.
-Тогда покажите,- настаивают они.
-Хорошо, поехали.
Приезжаем, а это какие-то разгильдяи строительную бытовку бросили. Её уже почти полностью "разбомбить" успели. И смех и грех!
- Хорошо,- гнут своё американцы,- Раз у вас всё открыто и нечего срывать, мы хотим посетить завод.
Они имели ввиду конечно же КАМАЗ.
- А вот это,- отвечаю,- не в моей компетенции. Я только по городу, куда угодно, пожалуйста! А завод в подчинении Министерства Транспорта. Это вам в Москве нужно было договариваться. Вашу делегацию сопровождают два представителя МИДа. Поговорите с ними, возможно, они вам помогут.
-Ты зачем их к нам отправил?!- прибежали ко мне возмущённые МИДовцы.
- А куда мне их отправлять?- спрашиваю,- Я решить этот вопрос не могу, Генерального тоже в городе нет, вам и карты в руки. Работайте, для чего то же вас прикрепили.
Говорю же, ответственности все как огня боялись, а тут разрешение завод посетить. А вдруг чего? Они крайние. И обиделись они на меня. Так обиделись, что по возвращении в Москву, написали на меня жалобу.
Но, это они делегацию сопровождали. А у меня ведь тоже своё сопровождение было. При встречах с иностранцами, меня всегда два товарища из КГБ сопровождали... на всякий случай.
И вот, когда господа из МИДа на меня «телегу» накатали, ребята из КГБ за меня заступились.
Так и жили.
P.S.
Вот вспоминаю я всё это, и не знаю что хуже. Как при СССР, когда из-за страха ответственности, боялись лишний раз пальцем пошевелить, или как сейчас, когда делают что хотят, но никто, ни за что, не отвечает.