Еще раз об исторической личности

Александр Герзон
 
Что движет историю человечества! Историческая личность? Некие законы? И – кто Автор этих законов?
Какова судьба человечества в нашем проблемном веке, веке страшных потрясений и возможной гибели человеческой цивилизации? Входит ли наша гибель в некую Программу?
***
Какая сила движет историей рода человеческого?
В марксизме все ясно: развитие производительных сил ведет к смене общественных отношений. Когда накопится достаточная масса количественных изменений в орудиях труда,  общественный строй качественно, коренным образом, изменяется. Первобытно-общинный строй, за ним – рабовладельческий, потом – феодальный, капиталистический и - о  счастье! – социализм и коммунизм, вершина.
Мы видим, однако же, что первобытный образ жизни существует кое-где и сегодня, что рабовладение как формация не везде вообще имело место. Что крепостное право по-разному и в разное время уходило на свалку в Англии и в  России. Конечно, играли роль национально-этнические особенности развития разных народов.
Велика была  и роль исторической личности в разных странах. Но откуда и как выплывает на арену истории эта личность? Случайно ли ее появление? Не запрограммировано ли оно еще до рождения той личности?
Кем  запрограммировано? И зачем?
Или это простая случайность каждый раз?
***
Историческая личность – это незаурядный человек, резко изменивший ход истории в большой державе или даже на целом континенте.
Это – личность необычная! Особенная! Подобно тому, как гений в искусстве и литературе – явление из ряда вон выходящее, небывалое (Шекспир, Чайовский), так и в историческом процессе – это особое нечто по своим качествам (Гай Юлий Цезарь, Чингиз-хан, Наполеон Бонапарт, Иосиф Сталин).
Наконец, еще один момент. Исторической личностью может стать и человек, который случайно (или не случайно, а по неведомой нам программе!!!) попал на пост исторического значения и, наворочав глупостей или дав другим это сделать,  стал причиной гигантских потрясений, отрицательных сдвигов в истории своей страны и даже всего человечества.
***
           Хочу обратить внимание читателя на любопытный факт. Великие исторические  деятели были не совсем нормальными с точки зрения психиатрии.
Наполеон был эпилептик, страдал комплексом неполноценности из-за своего малого роста.
Сталин был параноик, страдал манией преследования и  комплексом неполноценности из-за своей уродливой руки. 
Гитлер тоже был параноик и страдал комплексом неполноценности из-за своей сексуальной патологии.
Гении литературы и искусства также страдали отклонениями в психике, явными  или тайными. В качестве примера приведу моего любимого композитора, автора дивной музыки, Петра Ильича Чайковского.
Возможно, Природа дает личности нечто великое и как бы уравновешивает это великое с уродством неким. Почему? Зачем? Неведомо.
***
Я говорю «Природа», хотя можно было бы применить и иное слово – то Высшее, Которое выражает Себя в природе. Чьи пути неисповедимы. Попытки понять В-сшую Силу, которая играет нами, пока остаются тщетными. Не те мерила мы применяем. Свои собственные. На много порядков более простые, более примитивные. Остается лишь молиться Силе Вечной и Бесконечной …
***
Безусловно, историческая личность так или иначе опирается на некую группу, класс, сословие, партию. А через них – на вооруженные силы во всех их формах, в первую очередь, на армию, службы безопасности и полицию. Также и на судебную и пенитенциарную системы. Мощная опора! И  она, эта опора, требует заботы о себе!!!
Она требует выражать и ее – мощной опоры – интересы. Так, например, великий Александр Македонский был духовно связан с рабовладельцами Древней Греции, а не менее великий Наполеон Бонапарт – с буржуазией Франции (и не только).
***
Какие же главные черты ума и характера определяют подлинно историческую личность («положительную» или «отрицательную», «великую» или «выдающуюся»)?
Мне думается, что прежде всего это – сила воли, сила духа, или как-то  еще можно назвать это качество. А в истоке его видится сила желания покорить весь мир и вера в эту возможность.
Второе качество – прагматизм, умение (истинное или воображаемое) «ладить» с разными внутренними и внешними силами: классами и сословиями, партиями и общественными организациями, а также – духовенством.
Ладить до тех пор, пока это мыслится необходимым.
Третье качество – цинизм, пренебрежение (чаще всего – скрываемое) всеми нормами человеческой морали. Презрение к людям, к массам, к толпе. Эта масса – орудие выполнения воли вождя, не более.
Последнее (и первое по важности) качество – харизма, то есть особая способность лидера подчинять сознание и подсознание толпы, завоевывать ее восхищение и доверие.
Если первые три качества могут прийти к личности в процессе ее воспитания, становления и развития, то харизма – нечто врожденное. Правда, она может проявиться не сразу.
И суть харизмы - некий дар Природы, дар Свыше …
***
Последнее, о чем хотелось бы сказать, это – предел развития исторической личности. Он существует!!!
Так, Петр Первый, в целом поднявшись над духовным миром Российской элиты того времени, не смог совершить акт отмены крепостного права: он застыл в своем развитии перед этой красной чертой. А ведь переступи он ее …
Развитие исторической личности может также менять направление в сторону деградации. Как пример, поздний Брежнев и поздний Ельцын в России. Их деградация послужила основой для жутких потрясений …
***
Так что же  движет историю нашу?
Личность, так или иначе выражающая интересы некоего множества людей, ведущая за собой массы, одерживая победы и терпя поражения вместе с ними?
Более пристально вглядевшись в события, анализируя достижения и ошибки лидеров, мы осознаем: нет, не  так!
За каждым событием проглядывается Рука, которая ставит фигурки лидеров, передвигает массы. На каждый ход лидеров и масс она дает Свой ответ.
Зверское убийство царской фамилии в России получило ответ: Ленин умер, Троцкий изгнан, Сталин пришел к власти в СССР, а Гитлер – в Германии.
Отказ от высоких христианских моральных ценностей в Европе, современная демократия как форма толерантной вседозволенности – и в ответ грядущая победа крайнего ислама на этом континенте.
***
Тем не менее, каждый человек: большой или маленький, богатый или бедный, здоровый или больной, верующий или безбожник, умный или глупый, благородный или подлый – защищает свои личные интересы, выполняет свои планы, ставит свои цели. Свои ли?
Не навязанные ли извне? И только ли воспитанием навязанные, только ли пропагандой и агитацией? Только ли инстинктами природными подспудно продиктованные?
Не являемся ли мы, люди, подобием шахматных фигурок,  где даже король и ферзь передвигаются по доске Рукой Шахматиста? Что уж говорить о пешках?!

                5 апреля 2016 года.