Девятое интервью

Юрий Костин 2
Ведущий. Добрый день, уважаемый Автор. Наконец-то мы с вами снова встретились. Есть повод?
Автор. Конечно же есть. Вот только что, буквально вчера мы закончили новый, с оговорками, роман «Дело № 007». Сейчас займёмся исправлением ошибок, недочётов, и выложим его на нашей «страничке». Мы позаботились даже сделать к нему обложку, как к настоящей книге!
Ведущий. Всё это очень хорошо и очень интересно, но давайте сначала поговорим о предыдущей работе, о повести «Приключения котёнка Колбаскина». Повесть закончена и выложена на «Прозе ру».
Автор. Да. Я там подобрал пару фотографий, удачно иллюстрирующих героев этого произведения. Это – конечно же – сам Колбаскин. Вид у него испуганный, чуток виноватый, но очень смышлёный. Таким я его себе и увидел. А второй персонаж – кот из книги Курляндского о попугае Кеше. Он неожиданно (в том числе и для меня) вдруг вырвался из второстепенных персонажей в главные, да ещё и заявил об авторстве. Я над этим сначала потешался, а потом махнул рукой: пусть его.
Ведущий. Надо было изобразить соавторство.
Автор. С котом? Хотя … с другой стороны … Почему бы и нет … Нет, пусть останется как есть. То есть пусть он считает себя автором, а я – себя. А своё место на обложке он заслужил.
Ведущий. То есть он и в самом деле нашёптывал вам на ухо, как продвигать сюжет повести?
Автор. Там, где он присутствовал, то да. Вы сами можете проверить и ещё раз вернуться к этому произведению. Там, где действует Котофей Иванович, описано всё живее, красочнее и веселее. Это – невероятно, но это действительно так.
Ведущий. В прошлый раз вы что-то заявляли о братьях Стругацких и о повести «Понедельник начинается в субботу».
Автор. Не только об этом, но о «Понедельнике» в первую очередь. Эту их повесть можно смело назвать культовой книгой. Лично для меня с неё и начались Стругацкие. Потом были и другие произведения, но эта повесть меня просто сразила, заразив любовью к литературе вообще, к фантастике в частности и, особенно, по отношению к Стругацким. Там было всё – и оптимизм светлого Завтрашнего дня, и весёлые ситуации, и волшебство, которое было не сказочным, а обыденным, в хорошем значении этого слова, плюс добродушно прописанные образы, которые можно увидеть и прочувствовать. Всегда хотелось сделать нечто подобное.
Ведущий. Бросить Стругацким вызов?
Автор. Вызов? Ни в коей мере! Хочется … соответствовать.
Ведущий. То есть, получается, ваш Колбаскин, это как бы Саша Привалов новой формации?
Автор. Ха-ха. Насмешили! Колбаскин - просто котёнок, пусть и необычный, и необычным он становится по мере попадания в разные ситуации. Вот у братьев в повести есть эпизод, где главный герой перемещается на модели машины времени по литературным мирам, описанным фантастами, западными и советскими. Получилось как бы два мира, разделённые стеной. Имелась в виду Берлинская стена, как символ разделения двух миров, или нечто другое, не так уж и важно. Понятен сам принцип. Вот и мы заглянули в мир … не литературы, а кинематографа, который, постепенно, выдвигается на первый план восприятий, отодвигая литературу.
Ведущий. К сожалению?
Автор. Не знаю, к сожалению ли. Для меня, как литератора – да, но общество само регулирует свои нужды. Далее, мы ввели ещё одного персонажа. Это – Валерка Пыхтеев, главный герой рассказа «Файл по имени Валерка», который входит в другой цикл произведений, основной частью которых является повесть «По ту сторону сна». Валерка появляется и в романе «Уравнение с тремя неизвестными», уже после того, как мы решили делать параллельное произведение – «Приключения котёнка Колбаскина», где роль Пыхтеева будет важной.
Ведущий. Постойте! Что значит – параллельное произведение? Это что-то новенькое.
Автор. Да не такое уж и новенькое. Подобное уже делалось, и чуть позднее мы об этом скажем. Просто нам нравятся эксперименты в жанре литературы. Кстати сказать – мои клипы тоже ведь эксперимент: взять текст песни и «наложить» на него определённый ряд зрительных картинок, которые противоречат содержанию текстов. То, что получается, довольно интересно. Мы собираемся сделать клип на песню, основой которой стали стихи Андрея Вознесенского. Что же касается «Приключений котёнка Колбаскина», то мы решили сделать самостоятельную повесть, которая бы примыкала к роману «Уравнение с тремя неизвестными», порой вторгалась в действие романа, и даже показывала его события с других диспозиций, и даже порой меняло суть эпизодов. У Роберта Стивенсона есть прекрасная повесть «Остров сокровищ», к которой писатель Рональд Фредерик Делдерфилд написал свою повесть – «Приключения Бена Ганна», которая не продолжала «Остров сокровищ», а дополняла её (его). Вот и я решил сделать дополнение, только сам, не дожидаясь постороннего участия. И ещё, через Валерку Пыхтеева, с Колбаскиным связана ещё одну повесть Стругацких – «Гадкие лебеди». Пусть, решили мы, Пыхтеев, вписанный в Интернет, сделается там другим, этаким юным люденом, тем более, что в романе у нас речь идёт об ужасной стороне Интернета. Пусть там действует своё Сопротивление, тем более, что одну группу мы уже туда забросили, в повести «Сущность злого Рока». Пусть стараниями Валерки Пыхтеева будут разрушены козни бога Негуса в отношении Доброй Волшебницы (госпожи Селены). Кстати сказать, этот герой чем-то напоминает нам героев Владислава Крапивина, книжками которого мы все зачитывались в детстве (а я перечитываю до сих пор).
Ведущий. Хорошая повесть у вас получилась. Я её ещё раз перечитаю. Теперь можно переходить к новому роману. Да, в прошлый раз вы говорили, что собираетесь поработать над повестью какого-то другого автора. У вас уже был опыт работы с одним.
Автор. Да, с Андреем Маковеевым. С тем мы уже расстались.
Ведущий. Почему? Неплохие рассказы. Повесть тоже.
Автор. Да. Не спорю. Но пусть он поработаем сам. Это как в песне Андрея Макаревича – «и каждый пошёл своею дорогой, а поезд пошёл своей». Я помогал ему его тексты доводить до литературных кондиций, а для повести «Аркашина квартира» написал три дополнительных эпизода. А собирался я посотрудничать с Антоном Смысловым, но он к моему предложению отнёсся равнодушно, что было для меня удивительно – бросить неплохую вещь. Может, я её и доделаю, как был намерен, но позднее, и под настроение, а пока мы решили вернуться к какой-нибудь отложенной вещи. Так уже было, когда мы решили пошарить в отложенных рукописях и наткнулся на вторую книгу «Викингов пространства». Там была написана первая часть и кусочек второй. Мы «засучили рукава» и … после долгой работы …появился обширный роман «Викинги пространства. Новая сага». Роман получился настолько объёмным – более полутора миллиона знаков, 278, с небольшим, тысяч слов, что я решил на своей «страничке» третью часть выложить отдельно. Это самый объёмистый мой роман на сегодняшний день. Для сравнения – «Уравнение с тремя неизвестными» - 135 тысяч слов, что тоже немало – свыше пятисот страниц книжного формата. «Новой сагой», её качеством и содержанием я доволен. Можно даже поучаствовать с этим романом в каком-нибудь литературном конкурсе. Вот и сейчас, я заглянул на полку, где лежали отложенные рукописи (в самом деле, написанные авторучкой) и взял, не глядя, верхнюю. Это и было «Дело № 007».
Ведущий. Вкратце – о чём речь?
Автор. Особая следовательская бригада ищет серийного убийцу. Ищет, но не может найти, по той причине, что этот маньяк давно уже перестал быть человеком и перешёл в новый формат существования, время от времени просыпаясь и отправляясь собирать кровавую жатву. Я попробовал написать роман в жанре Стивена Кинга, добавив в него (жанр) психологическую прозу Фёдора Достоевского с его криминальными романами. Познакомьтесь с тем, что получилось. Нам кажется, что весьма неплохо.
Ведущий. Да, я заглянул одним глазком. Там у вас даже обложка сделана, как будто канцелярская папка для ведения «дел».
Автор. И в самом деле. Все рукописи у нас были сложены в такие папки. Как только рукопись была закончена, с неё делалось несколько машинописных копий, а сама папка завязывалась тесёмками и складывалась в домашний архив, на полку. Сейчас всё выглядит по-другому. После прочтения книги Юрия Никитина «Как стать писателем», мы сразу стали писать в ноутбук, миную стадию машинописи. Это сразу сэкономило массу времени. Мы тут решили сделать эксперимент …
Ведущий. Ещё один?! Уже который?
Автор. Не суть важно. Мы решили проверить себя: насколько быстро можем писать. Можно ли сделать роман не менее 120 тысяч слов (как это рекомендовал Юрий Никитин) за три месяца? За три летних месяца. В означенное время я не уложился, но ровно по той причине, что не было возможности для работы, то есть над романом работал не каждый день. Но, если бы такая возможность было, то это всё вполне возможно, и дополнительные десять дней (даже не две недели), это как небольшая погрешность. К тому же объём романа больше того объёма, какой выдают Дарья Донцова и Сергей Зверев, литературные рекордсмены по темпам работы. Юрий Никитин, тот – да. Может и большие романы делать, и качественные.
Ведущий. Кажется, вы говорили, что рукопись была уже начата?
Автор. Да. Где-то лет пятнадцать назад написано до седьмой главы, точнее – седьмая начата, а продолжена вот сейчас. Всего двадцать пять глав, плюс начальная, то есть я дописал ещё две трети романа, поменяв концепцию и – частично – содержание, добавив ещё несколько персонажей, включая и своего коллегу, доброго приятеля, Алексея Фоминых, историка по образованию, и с его согласия. Он к этому предложению отнёс с юмором, что его, телевизионщика уже со стажем, вновь предлагают туда пойти работать.
Ведущий. А почему такая обложка, немного невзрачная?
Автор. Так уж получилось, что на первоначальном этапе работы к этому произведению проявил участие ещё один мой приятель, Гудовских Николай. Он его подредактировал, сделал ряд замечаний и даже оформил саму папку как вариант книжной обложки. Сейчас этого человека этого нет. В память о нём написан рассказ «Вся боль этого мира», который вошёл в цикл произведений о госпоже Селене. Пусть и обложка книжки тоже будет в память ему. К тому же мы стараемся, чтобы книги внешне отличались друг от друга. Если получится так, что выйдет наше собрание сочинений, то там должно быть единое оформление, а сейчас можно проявить фантазию. Эта книга мне представляется в виде канцелярской делопроизводительной банальной папке, за которой стоят необычные и даже ужасные последствия.
Ведущий. В конце-то концов, выводы будут делать читатели.
Автор. Да, мы своё дело (ха-ха: «Дело № 007») сделали и своей работой остались довольны, а всё остальное – на суд читателя.
Ведущий. Какое произведение будет следующим?
Автор. Трудно сказать. Мы уже столько раз давали обещание одного, а получалось совсем другое.
Ведущий. Почему так?
Автор. Получается, что всё предоставляется случаю. Сегодня одно настроение, завтра – совсем другое. Сегодня мы склоняемся к третьему тому «Монстра», завтра вспоминаем обязательства на вторую книгу «Талисмана», на следующий день поглядываем на полку с отложенными рукописями, потом ещё есть повесь Антона Смыслова с продуманным нами (весьма неплохим) сюжетом, который жалко бросать, который мы в силах доделать. К примеру, мы обещали придумать сюжет мелодрамы для знакомой из литературного клуба, а когда та сюжет отвергла, сделали повесть сами – это «история, рассказанная под звуки фортепиано». Сейчас мы пытаемся организовать выход повести в книжном варианте и заказали придуманную нами обложку. Примерно так же появилась повесть «Денарий Тиберия», неожиданно даже для нас. А ведь всё время появляются идеи совершенно новых произведений; мы пока что про них и заговаривать не будем.
Ведущий. Да, планов – немерено. А тот публицистический проект «Всё, что было». Идёт над ним работа?
Автор. Тоже отложено. Объём там слишком большой. Будет настроение – сделаю один очерк – по 1 января, потом – по 2-му, и так далее, а когда задел будет, тогда и начнётся основная работа. Думаю завершить цикл «Быль и другие рассказы». Хорошо бы увидеть их отдельной книгой. Честно признаться, хотелось бы заняться литературным трудом профессионально, а не от случая к случаю.
Ведущий. Надеетесь на это?
Автор. Если честно, то да. Если будет финансовая отдача, то – пожалуйста. Свою работоспособность мы проверили на романе «Дело № 007». Доказали, что можем работать практически в любом жанре, при этом к каждому произведению – индивидуальный, то есть не трафаретный подход. Вот только каждое произведение тянет за собой продолжение. Хорошо это или плохо? Надо ли делать повести и романы законченными? Пока что не будем отвечать, потому как к своим героям, даже к самым эпизодичным, мы привыкаем, и расставаться не хотим.
Ведущий. Вот и мы не хотим в вами расставаться. Кстати говоря, заметил ли кто из читателей, что этот проект «Интервью», является дочерним, отпочковавшись от «Проект: моя Россия», где я и есть Ведущий.
Автор. А я не раз был приглашён на роль Эксперта, когда не был занят Юрий Леонидович Пахолков из «Напитай меня надеждой», «Крепостного» и некоторых других произведений.
Ведущий. И всё это – вы?
Автор. Потому и говорится (за редким исключением) – «мы», что в это слово включается несколько персонажей, сделавшихся соавторами.
Ведущий. Сложно это как-то всё и требуется осмысления. Позвольте распрощаться и – просьба – побыстрее там с исправлениями.
Автор. Да уж постараюсь …