Ришелье

Ада Давыдкина
Свое эссе я решила посвятить выдающейся политической личности, кардиналу Ришелье. Еще в детстве, прочитав роман А.Дюма «Три мушкетера», я призадумалась о загадке этого человека, хотя А.Дюма изображал его как злодея, мне он казался очень умным и симпатичным человеком. Потом, когда я повзрослела и поняла, что литературные произведения могут выражать лишь субъективный взгляд автора, на какое либо событие и что даже реальные исторические персонажи и события могут быть переосмыслены авторам, согласно его собственному отношению к ним и эти отношения не всегда соответствуют историческим фактам. И если мне представился такой случай, то я решила разобраться, насколько объективным был А.Дюма в своем отрицательным отношением к Ришелье. Я остановлюсь более подробно, скорее, на его личностных чертах характера чем на его политической деятельности, хотя принимая во внимание, что его характер оттачивался в связи с его политической карьеры, то о ней, безусловно, будет сказано. В своем эссе в основном я буду опираться на книгу П.П.Черкасова «Кардинал Ришелье».
Кардинал Ришелье был спорной и загадочной личностью, причем загадки начинаются буквально с самого дня его рождения. Загадка состоит в том, что точная дата сего знаменательного события до сих пор не установлена, известна лишь дата его крестин, вот, что об этом пишет П.П.Черкасов: «Первый прижизненный биограф Ришелье Андре Дюшен, а вслед за ним и большинство современных историков местом рождения будущего кардинала называют Париж. Впрочем, прямых документальных подтверждений они не приводят. Косвенным свидетельством в пользу данного мнения является акт о крещении Ришелье, впервые опубликованный в 1867 году. Из него следует, что сын Франсуа дю Плесси, сеньора де Ришелье, и дамы Сюзанны де Ла Порт, его жены, родившийся в девятый день сентября 1585 года, был крещен 5 мая 1586 г. в парижской церкви Сент-Эсташ и наречен именем Арман Жан. Из этого же документа мы узнаем, что родители младенца проживали в Париже на улице Булуа. Как давно они там поселились, остается неизвестным. И все же есть некоторые основания принять версию тех, кто считает родиной Ришелье столицу Франции». Отец Ришелье Франсуа дю Плесси был известным государственным деятелем своего времени, он оставался у власти на протяжении смены  двух  королей и был ближайшим соратником Генриха IV, собственно говоря он был вторым лицом в государстве. Из чего можно сделать вывод, что талант выдающегося государственного деятеля перешел к Ришелье от его отца.
Арман Жан де Ришелье, будущий кардинал Ришелье, отличался довольно слабым здоровьем. Его мать и бабушка долгое время опасались за его жизнь, это объясняется довольно длительным сроком, который прошел со дня его рождения до момента крестин. Опять же привожу еще отрывок из книги П.П.Черкасова: «Сопоставление двух дат — рождения ребенка и его крестин — может вызвать удивление: младенец получил имя лишь на девятом месяце жизни. Дело в том, что малыш родился очень слабым; его здоровье долгое время внушало серьезные опасения, чем и объясняется столь позднее крещение». По моему мнению, данный аспект характеризует, что с первых дней будущего кардинала Ришелье уже окружали странные, необычные обстоятельства, ведь он девять месяцев своей жизни не имел имени.
Первые осознанные детские воспоминания нашего главного героя, а также и его начальное образование были связанны с жизнью в родовом замке и неусыпным нравственным контролем матушки, которая была для него живым воплощением женской добродетели.   «Выйдя в 16 лет замуж за сеньора де Ришелье и став матерью пятерых детей, Сюзанна де Ла Порт полностью посвятила свою жизнь нежной заботе о них. Она с трудом переносила беспокойную жизнь при дворе. На фоне царившего при дворе Генриха III разврата Сюзанна де Ришелье, отнюдь не лишенная привлекательности, являла образец скромности и супружеской верности. Пример, матери кардинал, по-видимому, считал уникальным и был невысокого мнения о женской половине рода человеческого: на жизненном пути ему встречались женщины совсем другого сорта, которых он откровенно презирал. Впрочем, это мнение, как и сутана, не мешало ему искать расположения прекрасного пола.
Начальное образование Армана было доверено Арди Гюилло, настоятелю аббатства Сен-Флоран-де-Сомюр. Набожная Сюзанна де Ришелье обращала особое внимание на религиозно-нравственную сторону воспитания детей».
После шестилетнего затворничества в родовом замке Сюзана де Ришелье решила вернуться в Париж в мести с детьми, при этом заботу об образования Армана де Ришелье взял на себя его дядя Амадор де Ла Порт. Он же определил его в Наваррский иезуитский колледж, где наравне с богословием изучали такие дисциплины как математику, философию, грамматику и различные виды искусств. Причем обучение в данном заведении делилось на несколько циклов и последний из них, двухгодичный цикл, был полностью посвящен философии и риторики и его редко кто выбирал. Арман Ришелье был один из немногих, кто закончил обучение в Наваррском колледже полностью. Как замечает его наставники в своих воспоминаниях, юный Ришелье подчинялся только ласке и похвале, чрезмерной строгости над собой не терпел, но в то же время боялся заслужить неодобрение наставников, особенно тех, кого он сам уважал. По моему мнению, у Ришелье на лицо все признаки синдрома «отличника». Так же наставники отмечают, что он был лидером среди своих сверстников, как по части успеваемости, так и по части игр, при этом его наставники так же отмечают, что он с раннего возраста научился твердо понимать, чего он хочет и просчитывать все свои действия при достижении поставленной цели. Характерно, что уже тогда  отмечался его несомненный талант в ведении диспутов, а в будущем Ришелье нелегко было переспорить, даже самым выдающимся мыслителям и богословом, намного старше его.  Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что Баварский иезуитский колледж давал хорошее образование, но порядки в данном учебном заведении были очень строгие и можно предположить, что  это  сильно  повлияло   на  формирование  целеустремленной  личности  Ришелье  , а  также  на его дальнейшее весьма  прохладное  отношения   к  монахам  этого  ордена  .
После того как он закончил Наваррский колледж на семейном совете было решено направить его  на    обучение  в престижную военную академию Антуана дю Плювинеля, в которой обучался будущий король Людовик XIII. В ней будущий кардинал Ришелье получил хорошее светское и военное образование, а так же приобрел привычку сохранять дисциплину и хладнокровие в различных жизненных ситуациях. Как мы видим, Арман де Ришелье не собирался становиться священником, а хотел быть военным или придворным. Этот факт объясняет нам почему в личности святейшего кардинала скорее преобладала светское начало его личности, а не духовное. В прочем, как мы увидим впоследствии, изучение военного дела пригодилось Ришелье и на духовном поприще.
Но как говорится: «Человек предполагает, а бог располагает» и в скорее Ришелье пришлось, защищая финансовые и фамильные интересы семьи отказаться от военной карьеры в пользу духовного служения. Дело в том, что когда то король Гендрих III, в знак особого расположения к его отцу пожаловал ему в семейную собственность Люсонское епископство, которое приносило, хотя и не значительное, но все же стабильный доход. Принять епископский сан должен был средний брат Альфонс, который неожиданно отказался от него. Тогда Ришелье уступая уговорам своей матери, меняет военную карьеру на духовный сан. Данный   случай показывает нам то, что будущий кардинал уже с юных лет умеет при необходимости ставить интересы других людей выше своих личных интересов и желаний, в начале это проявляться в заботе о благе своих родных, особенно о матери, которой до самой ее смерти помогал деньгами  и уделял  ее  большое   внимание .  Все  это семья  и правильные  отношения  в  семье , учеба  в  колледже , образование  в  академии  и  незаурядные  природные способности  быстро и  четко  анализировать  любую ситуацию  и принимать  правильные  решения  дают   хороший  фундамент  для  духовной  и  политической  карьеры     кардинала . И еще  я  думаю  большую  роль  сыграла   его  поездка  в  Рим  где  он  увидел  у  представителей  высшего   духовенства  как  можно  тонко  плести  политические   интриги   и  в  совершенстве  постиг  искусство   управления  людьми  всех  сословий  стоит  однако  заметить  что в  управлении   людьми   ему    помогало  еще  его  природное  обаяние  особенно    это  хорошо  срабатывало    с  женщинами . Имея   хорошее литературное  образование он своими  проповедями   умел  завораживать  и увлекать  людей  за  собой  если  это  не  получалось  то он  увлекал  людей  другим  способом   более   жестким   и  работал  и  кнутом  и  пряником  что  справедливо  замечает   и  А.Дюма. В  целом  можно  подвести  итог   это  был  интереснейший    человек   своего  времени  и  несмотря  на  то  что  его  внимания   добивались  самые  известные  женщины   французского  двора   его  главной  женщиной   была  Франция  благополучию   которой  он  отдал  все  свои   силы   . Я  считаю  не  может  быть  однозначной   оценки   личности   этого  человека . И  негативная     оценка   А.Дюма  данная   в  романе «Три  мушкетера»   не  самая  верная.  Для  меня  Кардинал   Ришелье   одна  из  значительных   фигур  в  истории  Франции.