История как бестселлер

Виктор Притула
Дж. М. Робертс, О. А. Уэстад – Мировая история
М. Центрполиграф, 2018 -1247  стр.
Аннабел Эббс – Дочь того самого Джойса
М. Центрполиграф, 2018 – 383 стр.
Сергей Глезеров – Любовные страсти старого Петербурга М. Центрполиграф, 2018 –510стр.
Александр Томчин – Русский менталитет. Рашен- безбашен М. Центрполиграф, 2018 –383 стр.
Марвин Гроссвит – Борода. Искусство мужского шика. М. Центрполиграф, 2018 – 127 стр.


Начнем с «кирпича». Книгу английского историка Дж. М. Робертса «Мировая история» можно по праву назвать «Библией Истории человечества». Более тысячи двести страниц убористого шрифта –таков объем этой удивительной книги, которая наконец пришла к русскому читателю.
«Джон Робертс принадлежал к разряду выдающихся историков, а его однотомный учебник всемирной истории можно назвать первым такого рода трудом, вышедшим на английском языке. Когда я еще подростком из небольшого города в первый раз прочитал этот учебник, меня поразил объем заключенных в нем знаний: Дж. Робертс не просто излагает историю человечества, он рассказывает ее читателю; он предлагает величественный эскиз развития человека, разбирается в неожиданных поворотах судьбы, во внезапных отходах от основного направления, во всем требующем особого объяснения уже потому, что не согласуется с происходившим прежде» - пишет в предисловии к этой книге профессор О. А. Уэстад, которому издательство «Пингвин» предложило подготовить уже после смерти Дж. Робертса текст для шестого издания.
Можно ли считать уважаемого профессора Уэстада соавтором этого величественного исторического свода?
Сам он на эту роль не претендует, однако издатели решили иначе. Им виднее.
А русскоязычному читателям важно было заполучить текст  знаменитой «пингвиновской» мировой истории.
Я вполне сознательно назвал эту книгу «Библией Истории человечества», поскольку как и знаменитую «Книгу книг» в один присест ее не освоишь. Но и оторваться от чтения «Мировой истории» Робертса невозможно, несмотря на то что читать ее не просто. Одолеть, как уже было отмечено, более тысячи двести страниц убористого шрифта занятие не простое, но в данном случае мы имеем не просто очередное изложение всемирной истории, (сколько их было, и академических и научно-популярных), а самый что ни есть стопроцентный исторический бестселлер, который, уверен в этом, выдержит не одно издание на русском языке, как и «пингвиновский» оригинал. Потому хотя, что человеческие цивилизации по Робертсу не исчезали, как легендарная Атлантида, а перетекали из одной в другую. И эстафета эта бесконечна, поскольку несмотря на разного рода коллизии, человечество не исчезнет никогда. 
А теперь от глобальной истории человечества перейдем к частным историям разных людей. Известных и не очень.
Начнем с известных или, как сейчас говорят, «культовых» фигур прошлого столетия. Роман Аннабел Эббс «Дочь того самого Джойса» отнюдь не романизированная биография писателя, создавшего главную модернистскую книгу ХХ века - «Улисс». Хотя Джеймс Джойс присутствует в этом романе в качестве персонажа первого плана, Аннабел Эббс написала чуть сентиментальный, чуть женский, и при этом виртуозно выписанный роман о Лючии Джойс – « дочери того самого Джойса» по образному выражению Зельды Фицджеральд.
Ее история трагична поскольку Лючия почти полвека провела в клиниках для душевнобольных.
Аннабел Эббс с удивительным для писателя знанием психологии прослеживает вместе с еще одним персонажем романа знаменитым швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом истоки душевного разрушения девушки, которая искала себя в танцах, в рисовании и в любви, но находила лишь крушения своих надежд.
Роман  Эббс густо населен «культовыми фигурами». Это Сэмюэль Беккет, прославившийся абсурдистской пьесой «В ожидании Годо». Это  Александр Колдер - американский скульптор, который приобрёл всемирную известность замысловатыми фигурами из проволоки и так называемыми «мобилями» — кинетическими скульптурами, которые приводятся в движение электричеством или ветром.
Не эти ли пресловутые эфемерные «мобили» в известной мере свели с ума несчастную Лючию, равно как и ее неразделенная любовь к двум вышеозначенным персонажам. Но главными виновниками безумия «дочери того самого Джойса» стали сам создатель «Улисса» и его жена Нора Барнакл.
Почему?
Все «семейные скелеты в шкафу Джойса» - в романе Аннабел Эббс.
Если роман «Дочь того самого Джойса» при множестве исторических персонажей все же локален и замыкается на «семейных скелетах», то Сергей Глезеров – автор более десятка  работ по истории Петербурга - в своей книге «Любовные страсти старого Петербурга» собрал целую галерею амурных скелетов  - от венценосной династии Романовых, до их сподвижников, фаворитов, светских львов и львиц и, конечно,  же героев мира искусств. Такая вот пестрая галерея роковых страстей в северной Пальмире.
И еще о двух весьма занимательных книгах, которые тоже прослеживают разного рода истории связанные с…
Первая книга - с известной поговоркой: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Именно в этой поговорке суть интереснейшего культурологического исследования Александра Томчина «Русский менталитет. Рашен – безбашен». Пересказать, хотя бы тезисно,  эту озорную книгу просто невозможно. Выход один – читать, читать, и ещё раз, - читать!
А вот вторая книжка связана с … бородой. Да, да! Именно с ней. Небольшая книга Марвина Гроссвита «Борода. Искусство мужского шика» прослеживает историю этого непременного атрибута сильного пола, начиная с фараонов и завершая сегодняшним днем, когда борода все чаще преодолевает двухнедельную небритость.
Борода - это не только мода, хотя именно время диктует ее ношение.
Вот скажем опять же венценосные Романовы. Два первых царя были с бородами. Третий, положивший начало Российской империи, бороды боярам стриг. Остальные были с гладковыбритыми подбородками, а иные еще и безусы. Последний Романов бороду свою холил, что однако не спасло ни Империю, ни его самого. Но это так.
К слову о превратностях бороды.