2 изд. Род. И. Гл. 2 Дети Алоиса Ч. 2-1-2 Добавлен

Дудко 3
Яндекс.Картинки›   1930 год курорт тинаки


 ИСТОКИ   - РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2018 год)
ГЛАВА 1  МЕЙСТРИКИ
ЧАСТЬ 2-1-2  ДОБАВЛЕНИЕ  ВЕРОНИКИ

Николай (1887- 1943).

Конечно, жаль, что так мало знаем о Николае.

Астраханской семье – его внучкам - известно только, что по образованию их дед - провизор, что в советское время был директором курорта Тинаки. Работал в структурах Калмыкии. Кстати, в то время Тинаки относился к Калмыкии.

После развода Николай уехал в Ставрополь. Там жил с новой женой.
Его дочь от первой жены - Татьяна часто приезжала и даже жила у них

Во время оккупации Ставрополя  Николай открыл аптеку. После освобождения города попал, как коллаборант – пособник фашистов, под суд.
Был осужден по ст. 58.10 на 7 лет лагерей и не выжил там.
На реабилитацию, по понятной причине, не подавали.

Фотографий Николая того периода никаких нет, кроме одной очень плохого качества.
К имевшейся информации могу добавить только то, что:
Николай мог закончить как гимназию, так и астраханское реальное училище (АРУ), так как и то и другое давало право поступать на медицинский факультет университета.

Где Николай получил образование провизора?

Зная, что учился он примерно в 1904 – 1908, нашла вузы, в которых были фармацевтические факультеты. Оказалось, что в Российской империи такие факультеты то открывались, то закрывались за малым спросом, переносились из одного города в другой, но именно в эти годы провизоров выпускали Лифляндский (эст.) университет в городе Юрьев, бывший Дерпт и еще, кажется, Варшавский.

Скорее всего, Николай окончил Юрьевский университет - догадка подтверждается и обратным адресом на открытке 1908 года – «Юрьев Лифл.».
Старинный Дерптский университет – серьезное образование. Славился он и в советское время. Там же работал известный пушкинист Юрий Михайлович Лотман. Как же мы смотрели и слушали его передачи.

Упоминания о Николае не нашла ни в одном в Памятных календарей Астрахани, не нашла и в Медицинских списках Российской империи.
Если и есть сведения о семейном аптекарском магазине, то владельцем числится аптекарский помощник В. А. Мейстрик.
Медицинские списки корректировались ежегодно, они включали не только всех врачей, но и провизоров Российской империи, что давало право на работу по специальности. Может быть, работал-то Николай, а по каким-то причинам числился Виктор. Позже, в 1933 году, ему это вышло боком.

Аптекарский магазин  Алония Алониевича на Исадах был продан в 1914 году и теперь уже куплена аптека на Паробичебугорной улице. Долго я пыталась найти подтверждение того, что аптека Николая находилась в доме около Персидской мечети. В памятной книжке есть улица, но нет номера дома или его владельца. Все-таки нашла, терпеливо сверяя адреса, но это была ювелирная работа.

Мимо дома, где предположительно была аптека, мы проходили вместе с Наташей дочкой Николая) и она тогда, с большим сомнением сказала, что, кажется, в этом доме была аптека ее деда. Там и сейчас на углу с улицей, где можно увидеть остатки Персидской мечети, есть аптека, но дом очень большой, поэтому в какой части дома она была раньше трудно сказать.

По поводу адресов. Долго российские города не переходили на адресацию по номерам домов, предпочитая писать фамилию владельца. В Астрахани путаница страшная – у одного и того же владельца может быть несколько домов. Каждый служащий дает для памятной книжки свой адрес по привычному имени владельца дома, а тот уже мог смениться и не один раз. Получается, что один и тот же дом может иметь насколько адресов. То же и с угловыми домами. На почте должны были быть списки соответствия с номерами домов, ну а редкие фамилии и так запоминались почтальонами.

Теперь о Ставрополе.

У Алоиса там был дом, который использовался как дача. Кстати, фотография Николая 1902 года сделана в Ставрополе. Из астраханского пекла они сбегали сюда. Дом стоял на улице Заташлянская, что за речкой Ташла. Город был знаком Николаю с детства, поэтому переехать туда в нужный момент не составляло труда.

Впервые Николай женился в Астрахани, исходя из того, что Таня родилась в 1923 году, он женился году в 1922-ом, значит, в 33-34 года, а Виктор женился в 1919 году в 30 лет. Мальчики успели погулять и походить в женихах.

После рождения Юры (сын Виктора), т.е. после 1924 года, братья вступили в домовое товарищество. У нас была книжечка члена этого кооператива, но, видимо, пропала. Сейчас никто и не знает, когда дома были построены.
Известно только точно то, что дома Виктора и Николая были построены до  революции.

В кооператив входило два 2-х этажных дома, стоящих рядом вдоль улицы. В каждом по 4 квартиры с широкими верандами, выходящими во двор. Квартиры - на обе стороны дома. Деревянные лестницы позволяют с земли подняться на веранды 2-го этажа. Тут же, во дворе стояла, выстроенная для жильцов банька. На первом этаже одного дома - квартира Николая, там и сейчас живет семья его внучки, в другом доме на 2-м этаже жила семья Виктора. В 30-е годы дома бы переданы в ЖЭК.

(В предыдущем дополнении Вика писала, что вернувшись из Петербурга Виктор жил на частной квартире. Значит, женившись на Марии, он всё-таки жил с ней в своём доме).

Когда я ездила в Астрахань и нашла эти дома, с каким тяжелым сердцем смотрела я на окна когда-то нашей квартиры...

О Ставрополе в оккупации.

Заняв Ставрополь, фашистское руководство, не только ежедневно расстреливало не покорных или провинившихся, но и заискивающе открывало церкви и даже призывало население заняться бизнесом. Те, кто решил, что режим установился надолго, а то и приветствовал его, начали открывать свои магазины - дальше все понятно. Так случилось, судить – рядить сейчас нет смысла. Люди поступали так, как им подсказывали совесть или страх, или что другое.

Последнее мое изыскание.

Как всегда случайно, наткнулась на сборник Калмыцкого издания. Одна из статей касалась фармакологического дела в этой республике. Привожу интересную для нас выдержку.

В конце 1924 года облздравотделом было принято решение об организации аптеки для улучшения медикаментозного снабжения населения Калмыцкой автономной области. Первым фармацевтом Калмыкии стал Николай Алоньевич Мейстрик (который начал работу заведующим аптекой при амбулатории облздравотдела в Астрахани).
Он работал  заведующим отделом снабжения СНХ Калмыцкой области.

С января 1925 года он назначается заведующим аптекой облздравотдела. Он был первым управляющим Калмыцким аптекоуправлением.

В январе 1930 года был назначен директором курорта Тинаки.

Выдержка из сохранившегося документа...

 «Мейстрик Николай Алоньевич родился в 1887 году, по национальности русский. Начал свою трудовую деятельность учеником в Астраханской аптеке, позже работал в аптеках Москвы и Астрахани, в 1919-1921 г.г. служил в Красной Армии начальником медицинского снабжения 8-й армии, где проявил бесстрашие и под огнем противника вывез медицинское имущество. В 1921-22 гг. находился на партийной работе».

То, что написано во второй части справки для меня было полной неожиданностью. Пыталась найти фамилии, связанные с 8-й армией, но ничего интересного не вычитала.

Насчет партийной работы - может быть и так, иначе бы не продвинулся.
Директора курорта, который был после него, исключили из партии. Примерно в эти годы «партмаксимума» проходил обмен партийных документов и некоторые больше не восстанавливались и выходили из рядов без последствий, особенно, если уезжали подальше.

В основном это все. Остались еще мелкие упоминания, которые пока не могу найти у себя. Позже добавлю.







=