Тот, с кем необходима встреча

Дмитрий Кульпин
На днях вспомнился случай, как мы проповедовали в одной женской колонии; после не большой лекции были вопросы и ответы. И вот тут одна женщина попросила показать ей Бога, иначе говорит я оказываются верить. Тогда проповедовавший брат подошёл к ней и ущипнул, спросив: «Что ты чувствуешь?». Она сказала, что ей больно, на что он возразил – не верю, покажи мне свою боль, тогда поверю. А ведь боли бывают разные, бывают душевные. Мы можем сочувствовать тому, кто потерял близкого человека, но до конца не поймём его боль, пока не переживём нечто подобное. Тоже самое и в познании Бога, мы можем знать наизусть библию, познать все богословские доктрины, но если в жизни не было личного соприкосновения с Творцом, мы не знаем Его. Не знаю правда это, или легенда, но говорят, что в конце жизни знаменитого католического схоласта Фомы Аквинского, произошла такая встреча с Христом. За свою жизнь он написал множество книг рассуждая в них о бытие и сущности Бога, но после встречи с Господом перестал писать, тогда его ученики спрашивали, почему он не пишет. На что он ответил: «После того, что я видел все мои труды, как солома...» Я думаю, что каждый испытавший подобное, на скептицизм и не верие окружающих улыбнётся и скажет пойдите и проверьте сами. Нечто подобное описано и в евангелии:
«Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри».  (Ин. 1:45-46)
Думаю нет ничего удивительного в том, что Филипп пошёл искать Нафанаила. Встретить живого Мессию мечта любого иудея, поэтому понятен тот восторг, та радость, от состоявшейся встречи. Я думаю многие из вас были на месте Филиппа, после вашей встречи со Христом, по крайней мере я сужу о себе. Помню, как я окрылённый радостью спасению, хотел обнять весь мир, и конечно же мне хотелось делиться этой радостью со всеми, а в первую очередь с родными и близкими. Хотелось, чтобы они тоже испытали те же чувства. Я возвращался в родной город и думал, что сейчас каждый услышав меня обратится к Господу, но каково было моё удивление, когда наткнулся на не понимание. Наверное тоже самое испытал Филипп, когда услышал возражения Нафанаила – «из Назарета может ли быть, что доброе?» Рассуждения Нафанаила вполне соответствовали богословским доктринам своего времени. Он знал прекрасно Писание, наизусть, знал как, при каких обстоятельствах и откуда должен придти Миссия. И его можно понять, разве мы не бываем похожи на Нафанаила? Мы ведь тоже сегодня всё знаем о втором пришествии и пусть попробуют с нами не согласиться, мы докажем, что и когда... Не хочу сказать, что знания плохи, просто всё должно стоять на своём месте. Если на первом месте молитва, живое общение с Творцом, практика духовной жизни, то знания прекрасно дополнят их. А если на первом месте буква закона, то такие знания о Боге, могут перекрыть путь к познанию самого Бога. Знания способны надмевать. Мы часто хотим видеть вещи не такими, какие они есть, а какими нас научили их видеть. Нафанаил никогда бы не узнал Мессию, если бы остался верен своим мёртвым схемам и концепциям. Услышанное побудило его к поиску и он перешёл от знаний к духовному опыту.
«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Дальше идёт интересная реакция Нафанаила на это приветствие: «Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Молитва под смоковницей практиковалась у иудеев. Крона этого дерева так плотно прилегает к стволу, что забравшийся туда богомолец мог рассчитывать на уединение, что никто, кроме Бога его там не увидит. Такие молитвы были чужды для лицемеров, которые молились напоказ, прямо на улицах и углах домов. Нафанаил не имел лукавства, он не искал одобрение у людей, но живого общения с Богом под смоковницей и поскольку увидеть его там никто не мог, значит Тот, кто стоит перед ним, Тот самый, с кем он там общался – Сын Бога.  Вот таким образом сокровенные слова, сказанные к сердцу в определённый момент, произвели переворот в сознании Нафанаила. Вера начинается от слышания, веровать нужно не потому что это кто-то сказал, или это где-то написано. Верить с чужих слов это легковерие. Сказанное должно побуждать к личному опыту, узнать самому. Вера есть реализация внутренних убеждений внешним образом, вера должна осязать предмет своей веры, это то, что нужно пережить. Помните случай с самаритянкой? Те люди пришедшие посмотреть на Миссию сказали ей: «теперь уже не по твоим словам верим, но сами увидели» Также и желание Фомы потрогать раны Христа, говорит о том, что он серьёзный человек, нельзя верить каждому на слово, люди говорят очень много и часто не по делу. А здесь вполне научный подход, наука основывается на опытах, а здесь духовный опыт. Бог личность, с которым необходима личная встреча. Нельзя научно доказать красоту картины, или музыкального произведения, это нужно увидеть, или услышать, поэтому частый вопрос атеистов покажите мне Бога и я поверю в Него разумен и логичен. Проблема атеиста только в том, что он даже не пытается сделать шаг навстречу к Нему, чтобы увидеть.
И если мы осуществили эту встречу, как помочь другим? Мы можем сказать: «Филипп, тебе было легко, ты знал Иисуса во плоти, достаточно довести человека до Него, а Он Сам, найдёт нужные слова, подберёт индивидуальный ключик, к каждому сердцу». А куда нам посылать человека? Есть несколько вариантов. Например можно сказать, как Павел: «Подражайте мне, как я Христу» Преображение из Савла в Павла и сама его жизнь настолько удивительна, что в Нём можно было увидеть Христа, но если Он в Павле отражался, как сквозь тусклое стекло, как Он в нас отражается? Кто может на полном серьёзе сегодня повторить слова Павла, мы христиане лаодикийского периода не очень то и христиане, здесь можно даже вспомнить ироничные слова Ницше: «В истории был только один христианин и того распяли».  Другой вариант пригласить человека в церковь, тоже логично, Церковь есть тело Христово, где ещё можно увидеть Христа? Но тоже бывает страшно, потому что она из нас состоит, не совершенных и далёких, что он здесь увидит, как бы наоборот не оттолкнули чем. Хотя на практике я часто убеждался, что когда Бог ведёт человека к покаянию, он закрывает его глаза на все несовершенства членов церкви и открывает только то, что ему в данные момент нужно, это чудо. Что нужно современному человеку, для встречи с Христом? Как ни странно но современному человеку необходимо столько же усилий приложить, сколько и современникам Иисуса. Разве мало тогда было людей видевших и беседовавших с Ним, но оставшихся равнодушными? Фарисеи и садукеи, Ирод, Пилат, видели Христа, но это не спасло их.  Даже сами ученики ходившие с Ним не разглядели до конца, тот же Филипп позже спросит: «Учитель покажи нам Отца».  Иисус ответит: «Филипп, я столько с вами и ты не знаешь меня». Не всякий путь измеряется километрами, или милями, когда мы слышим слово пойди нам кажется, что нужно прошагать некое расстояния ногами. Однако есть иное измерение, где расстояние между мной и Богом измеряется чистотой моего сердца. Там, чтобы идти за Иисусом, нужно отречься от всего плотского, взять крест свой. Ученики тогда были не готовы, поэтому и не видели. Зато Савлу на пути в Дамаск Он открылся с такой достоверностью, которое превосходит любое внешнее соприкосновение. Затем второе действие – посмотри. Павел нам близок тем, что он никогда не видел Господа в Его земной жизни, но он как никто другой ощущал его близость – «Я от самого Господа принял, то что и вам передал» - говорит он – «я апостол избранный не людьми и не через людей, но самим Господом». Ему казалось, что он носит на себе Его раны, с Ним умирает и с Ним воскресает. Он говорит: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Иисус не оставил после себя ни каменных скрижалей, как Моисей, ни философских трудов, как Платон. Но он оставил нечто большее, ещё при жизни Он обещал, что не оставит нас сиротами, но пошлёт иного Утешителя Духа истины, который и поныне прибывает с нами. Казалось бы, что могли сделать эти мало образованные галилейские рыбаки, которые в страхе разбежались, предав своего Учителя, но по сошествию Духа Святого один из них произносит речь и три тысячи человек кается. Сила Божья свершается в немощи нашей, мы ничего не можем без Него, а Он может всё, через нас. Нам остаётся только сделать то, что мы в состоянии сделать, сказать: «Пойди и посмотри», а остальное предоставить Господу и возможно тогда мы увидим чудо.