Сосуд-1

Сергей Смицких
          ЗАГАДОЧНЫЙ СОСУД
        (сказ о хождении Ванюши в Поднебесные земли)

            От автора

      Герои русских сказок (Иванушка-дурачок, Емеля-дурак и другие) считаются глупыми. За Ивана-царевича думает серый волк. Без подсказок бабы-яги (или даже трёх бабусь-ягусь) наши герои ни туды, ни сюды; на распутье подавай им путеводный камень:
      Налево пойдёшь - смерть коня найдёшь,
      а прямо пойдёшь - в плен жены попадёшь,
      направо пойдёшь - сам пропадёшь.

      Но когда-то на окраине детства прочитал я китайскую сказку про трёх злых фей и подивился. Герой сказки, путешественник, отнял у этих женщин три волшебные вещи. Как же он распорядился такими чудесами? Веером пользовался дважды: в первый раз, чтобы выбраться из горного подземелья, куда залез, охотясь за первой дамой; во второй раз создал лестницу до облака, на коем приметил дворец - жилище этих фей, и влез к ним незваным гостем. Остальными вещами не пользовался, секрет кольца даже не пытался раскрыть.
      Это надо же столь бездарно растранжиривать волшебство! Наши люди так не поступали.


            1. Начало пути

      Ванюша с детства мечтал о дальних странах, диковинных землях и чудесах. Когда пробились у него усы, ноги окрепли, а лицо округлилось и разрумянилось, взял парень котомку, лук со стрелами, бурдюк, скатал большую накидку, всё приторочил к седлу, попрощался с родными и близкими, вскочил на жеребца и подался в сторону восхода солнца.
      - Дурачок, простачок, непутёвый! - кричали ему вослед некоторые земляки.
      - Вот привезу принцессу али царевну, изойдётесь от зависти, - задорно парировал Ваня.

      Путь пролегал сначала через ковыльные степи, потом сквозь сарматские. Когда начались южные горы, выскочила невесть откуда ватага разбойничков, но паренёк не сробел - четырёх стрелами отправил к праотцам; троих покалечил и покусал конь, прочие разбежались: самый укушенный - с диким криком, остальные - с перекошенными лицами. Тут жеребец стал оседать на бок, и юноша увидел, что в груди у него торчат вражьи стрелы.
      Подлечил Ванюша двоих неудачников: тому, у которого от копыта огромный синяк на руке, а рука плетью повисла, лубок наложил и сделал перевязь из халата его же покойного соучастника, а другому, отброшенному на камни, остановил кровь и перевязал голову; затем показал, что оставляет им коня на съедение. Первый, потрясённый такой добротой и немстительностью врага, подал ему в дар лёгкий зелёный сосуд шаровидной формы с чёрной пробкой в горлышке, показывая знаками и мимикой, что не знает, что с этим делать. На боках сосуда виднелись надписи клиновидными чёрточками и прочие таинственные письмена, пробка привязана к горловине крепкой верёвочкой, сплетённой явно не из льняной пеньки.
      Второй пострадавший прокричал на своём наречии что-то вроде "Эй! джал бура, эшшаjи джатир". Из-за широкого камня вышел постанывающий разбойник, левой рукой ведя на верёвке приземистое копытное животное с большими ушами, похожее на лошадь. Бедолага с больной головой принял у него верёвку. Подошедший виновато опустился на колени. На правом плече его халата алело большое пятно. Иван раскрыл халат и присвистнул, увидев крупные следы зубов жеребца. Быстро промыв раны водой из бурдюка и достав из котомки свёрток, он взял оттуда пучок мха сфагнума, обложил мхом все укусы, чтобы позже не возникло нагноение, и забинтовал плечо. Ещё большой пук мха он завернул в остатки халата покойника, чтобы горе-налётчики лечили друг друга.
      Разбойник с перебинтованной головой подал Ивану верёвку. Иван вопросительно посмотрел на животное и на него.
      - Эшшак, - пояснил разбойник.
      Приделав седло с потником и навьючив этого зверя по кличке Эшшак, Иван отправился дальше. Зверь оказался выносливым, но со странностью: вдруг останавливался, и никакие угрозы, хлопки, лёгкие удары не могли заставить его двигаться. Однажды Ваня в ожидании, пока Эшшак выйдет из очередного ступора, достал из котомки топорик и начал его подтачивать камнем. Ослик испуганно оглянулся и быстро засеменил вперёд.

      Много лаптей истёр Ванюша, пока добрался до легендарного края, где жили невысокие люди с жёлтым оттенком кожи в незагорелых местах и узким разрезом глаз. Изотрёт Ваня лапоть, лыко надерёт, новый сплетёт и дальше идёт. На стоянках для отдыха возился с подарком, как мартышка с очками в басне Крылова: лизал, закатывал в лунки, крутил волчком и удивлялся, что шар долго не останавливается, пробовал упругую пробку на зуб и пытался выдернуть. Как-то он обнаружил, что пробку можно слегка углубить и тогда крутить. Но ни в каком положении она не вытаскивалась.


Продолжение - "Бесовка":
http://www.proza.ru/2018/09/20/872