Сказкотерапия 3 и 4

Владимир Федорович Токарев
Сказкотерапия для топ-менеджеров 3 и 4
Мой блог.

Любозн. гендир — а терапия, пусть и сказочная, это не слишком громкое название для деятельности, где используются обыкновенные сказки?

Автор — В Интернете я нашел такие задачи сказкотерапии:
диагностическая
терапевтическая
прогностическая.

Давай разберем эту тему чуть подробнее.

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ

Продолжение

Про диагностическую, применительно в сказотерапии для топ-менеджеров, я написал в предыдущем посте. Здесь полезно, чтобы сами топы сочиняли сказки и вместе с ними можно было бы их анализировать.

Терапевтической задачей, судя по всему, я сам занимаюсь, когда интерпретирую известные сказки в управленческом разрезе сказки.

А вот прогностическая задача мне пока не очень понятна.

Любозн. гендир — а ты хорошо разбираешься в психоанализе? Я что-то в него не очень верю, американская штучка для выманивания денег у богатеньких американских Буратино.

Автор — Хм, здесь следует сделать одно примечание, которое затруднит, несомненно, мое небольшое исследование.

Сказкотерапия опирается на труды Юнга, во многом близка, насколько я понял, к психоанализу.
Но как быть, если не верю не только в существование НЛО, но и не очень верю, как я понял и ты не веришь, в подсознание. Я использую свое сознание, опираюсь на знания бессознательного в своих тренингах, но вот не увидел я пока никаких признаков подсознательного.
Например, изредка я анализируя те свои сны, которые помню, когда просыпаюсь — занятное дело
Но каждый раз я нахожу вполне реальную причину из недавних событий, которые и послужили причиной ассоциации, которая превратилась в тот или иной сон. Но это очень рациональное объяснение, здесь нет места теории Фрейда.



Любозн. гендир — Для меня сказкотерапия осталась штукой не очень понятной. А можно кратко изложить ее суть?

Автор — Попробую, хотя признаюсь, по мере углубления в сказкотерапию, непонятного для меня самого становилось все больше и больше.

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ

Продолжение

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева рассказывает такую историю, но в описательной форме (как отрывок научной статьи). Рискну переделать эту историю в притчу, получается примерно так:

Шах обратился к своему визирю с просьбой, рассказать о своем будущем, а также о жизненном пути своего недавно родившегося внука. На что визирь ответил:

— Каждый человек проходит в жизни 3 превращения. Сначала он похож на верблюда, на которого грузят заботы и знания его учителя и близкие. Этот путь предстоит пройти твоему внуку, так как он еще совсем маленький. Причем ты сам будешь в ряду тех, кто нагружает верблюда — твоего внука тяжелым грузом своей мудрости.

— Затем человек становится львом, который уже имеет свой жизненный опыт и свое мнения по всякому случаю, и потому он сбрасывает груз, который ему больше не нужен. Он идет своим путем, и считает, что ему все подвластно в этой жизни.

— Но вот, в какой-то момент, и этот момент у каждого происходит по своему: это может быть просто очередная беседа со своим визирем, или смерть близкого человека, это не важно. И вот в этот момент человек из льва превращается в Ребенка. Для которого все казалось известное открывается новыми сторонами. Еще вчера простой цветок был простым цветком, а сегодня он рассказывает человеку о смысле его человеческого существования.

Тебе, о мой великий шах, осталось до того, чтобы стать Ребенком, совсем немного, и это здорово, потому что у тебя со своим внуком будет очень много общего.

Вероятно по этой причине, классическая сказкотерапия используется не только для маленьких, но и для взрослых.

Применительно к сказкотерапии для топ-менеджеров это выглядит примерно так:

— Молодой руководитель работает с утра до позднего вечера, как неутомимый верблюд. (эта стадия, уважаемые топы, может болезненно для вас затянуться).

— Но вот с какого-то момента топ-менеджер осознает себя львом, который уже не так торопится, он накопил свой личный опыт разрешения самых разных управленческих ситуаций, он может немного отдохнуть от текучки — он делегировал большую часть своих рутинных задач.

Но неожиданно (а случай может быть самый разный — встреча с блестящим преподавателем при обучении по программе МВА, хорошая книга или встреча с консультантом по управлению), топ-менеджер начинает понимать — его «правильные взгляды» на мир были во многом ошибочны, и ему нужно снова начинать учиться заново, переосмысливая накопленный опыт и разложенные, казалось бы по полочкам, знания.

Приведу пример завершения одной встречи с участниками проектной группы моего клиента (сфера деятельности  компании - финансовые услуги, компания входила в известную финансовую группу "Открытие", Москва).

Я сказал примерно так:

— генеральный директор вашей компании выполняет как и положено гендиру в основном представительские функции с внешним миром (Советом директоров, очень крупными клиентами и др.). Ему некогда заниматься текущим управлением.

Ваш первый заместитель тоже не может посвятить время постановке нормального менеджмента — он исторически самый лучший разработчик новых финансовых продуктов вашей компании, и это поглощает все его время.

Фактически ваша компания является неуправляемой. Но не стоит сильно расстраиваться, такими же неуправляемыми компаниями является большое количество российских компаний. Просто нужно перестать входить в их число.

После некоторой паузы мне ответил начальник отдела, в недалеком будущем ставший новым генеральным директором этой компании:

— То, что вы говорите, звучит шокирующе. Но, если серьезно подумать, то я вынужден согласиться с вами.