1. Питер. Лавровые могилы

Юрий Игнатюгин
               

   Ирина Владимировна посоветовала мне посетить Лавру. И я пошёл. Вышел из метро у Дворцовой площади, глянул на Александровскую колонну, убедился – стоит, и вернулся на Невский. Брёл не спеша. Фотографировал. Впитывал. К обеду, прямо на Московском вокзале купил билет до Москвы, и второй от Москвы до Новосибирска. Кассирша была занята мной, наверное, с полчаса. И ни малейшего недовольства не выразила. Очень милая женщина. И я ей написал благодарность. Интересно куда подевались те злобные, вечно спешащие, советские тётки в железнодорожных амбразурах?

   На улице шел дождь и народ шел под зонтиками, а я рысцой добежал до столовой и переждал сырость за столом с окрошкой и молодым инженером (оклад 40 тыр, живет в общежитии, сам из Ярославля, оптимист). Окрошка посредственная, а парня не удалось разговорить – у него работа в НИИ стоит. Интересная. Позавидовал ему.

   А вот и Лавра. Перед входом стоит монах. Весь обвешан иконами и с раскрытой, потрепанной книгой в руке. Делает вид что читает. На поясе кружка. Побирается. Здоровый мужик с кислой рожей под бородой. И нет у него интересной работы!

   Экскурсия по кладбищам Лавры коллективная и бесплатная. Пожалуй, кладбищ здесь даже четыре. Одно под крышей. В его стенах и в пол вмурованы плиты и горельефы с длиннющими эпитафиями. Оно конечно, правильно что все люди равны, но зачем тут лежит домохозяйка и вдова какого-то мироеда купца и на её плите выбито позолоченное изречение из очередной библии? Хватило бы дат жизни. А изречениями полон мой вацап в смартфоне.

Только вышел я из этого пантеона, как за спиной щелкнул замок. Закрыли до завтра.

   А тут подошла кладбищенская экскурсоводица, молодая и красивая, и повела нас, человек пятнадцать, по густо захороненной территории. В голове не удержать список известных имен! Памятник прислонялся к памятнику! Я вначале фотографировал, а потом присоединился к толпе мужей следующих за красивой попой предводительницы. Она уже изучила интересы мужской половины своих подопечных и поэтому красиво изгибалась в стойках,  на поворотах изячно заносила корму.
   Следующим было кладбище попросторнее, но тоже составленное из известных имён. Композиторы и поэты лежат вольготнее чем просто дворяне и воины.
   У паперти местной церкви, прямо у входа, памятник «новатору» из шестерён и цепей с колёсами. Но без имени. Каждый считает своим долгом сделать его фото. А с тыла церкви вход на кладбище номер, похоже, пять. Оно дальнее и посетители, уже осмотревшие предыдущие, от усталости сюда не заходят. Только те, кто хочет в туалет, обнаруживают рядом с сортиром воротца и за ними опять могилы.

  Самая посещаемая могила Собчака. Возле неё толпилась орава французов. И я прошёл мимо – Собчачкин папа враз стал неинтересен после выборов.

   Обнаружил садовую скамью, раскрутил свой турковрик, рюкзак под голову и дал отдых своей шпоре. Пяточной. Да так дал, что даже всхрапнул. Отчего и проснулся. А открыв веко, увидел напротив знакомую фамилию на красивом памятнике.
    «Пётр Александрович Фрёзе. Первый конструктор отечественного автомобиля. Основоположник отечественного автомобилестроения. 1844-1918.»
   Поскольку дочь моя замужем за Александром Фрёзе и мои внуки теперь поголовно Фрезята, все пять штук, я тут же набрал телефон свата и порадовал его этим фактом. И отослал фото знаменитого русского немца. А может быть и родственника. Родственников у моего свата шесть сот. И все они однажды были запечатлены на общей фотографии. Съехались из всех стран на именины патриарха Фрёзе. Так что почти наверняка и этот питерский Фрёзе был кому-то с этой фотографии дедом или прадедом….

   И тут же подался с дальнейшей инспекцией уже пятого по счёту кладбища. В дальнем углу обнаружилось несколько рядов однотипных крестиков с краткими надписями. Из прочтённых мной я догадался, что тут лежат священнослужители. И не преминул поддразнить трёх подружек ползающих  меж могильных холмиков – скажите, пожалуйста, тут одни попы похоронены или есть и гражданские?
   Поднятая волна возмущения всех трёх бабок унесла меня быстрым шагом к пруду. Под старинным и почти разрушенным мостиком плавала уточка и за ней наблюдала красивенькая девочка лет пяти. Самый мой любимый возраст! Плюс с мамой красавицей фотографирующей уточку. Не дочку с уточкой, а только птичку. Что не свойственно мамам. Я тут же предложил сделать снимок всех троих. Отдохнул в компании девочки душой. Но на прощание она меня озадачила. Спросил я её – что она больше всего на свете любит – мороженое, бантики или маму?

- Папу!

На мой недоумённый взгляд красавица мама ответила:

- Я много работаю.

Вот. Дальше я не решился расспрашивать и осталось только фантазировать что у неё за работа….

   Обратно от Лавры через половину Невского, через Летний сад и Дворцовую площадь я шел уже откровенно прихрамывая.
   Летний сад был мной не охвачен в ранние времена, поэтому я не спешил и рассматривал все беседки и скульптуры с тщанием. Самая главная примета Сада это памятник Крылову. Прямо как на фотографиях сохранился. Удручает количество народа. Сад должен быть тенист и тих. И без детей орущих!  В старинном летнем кафе удалось зарядить телефон и поесть мороженого. Уже через силу его ем, но нужна зарядка.

   У Эрмитажа по-прежнему упираются атланты, придерживая крышу. На самой площади установлена огромная сцена и множество заборов. Жидкая толпа созерцает вялое представление – несколько девушек наряженных букетами скушно стоят фоном для унылого МЭРина и горластого конферансье пытающегося раскачать публику на аплодисменты. Какое там! Все ждут музыку и речи МЭРина им по-сиреневому. К тому же близко к сцене не подпускают пенты. Пентов-ментов больше чем народа. Там где площадь не огорожена забором стоят шеренги молодых  срочников - «ВэВэшиников». Оглядываться на эстраду им не положено и они тупо (даже смартфон им  включить запрещено!) смотрят перед собой. И только один из них - даг или чечен, вертит головой разглядывая русских девушек. Русских солдатиков я успокаиваю идя вдоль строя – скоро дембель! В ответ бессмысленно уныло усталые взгляды.  – Жрать и спать им хочется больше чем присутствовать на «Дне Города».

Продолжение:http://www.proza.ru/2018/09/14/1203