Четвёртая цель теософов Карлос К. Авелин

Ольга Крубер-Федорова
 «Какое будущее должны строить теософы?»
 
 Такой вопрос должен рассматриваться снова и снова каждым поколением тех, кто пытается идти по теософскому пути.  Это является главной темой  деятельности Независимой Ложи Теософов.  Поскольку время подобно сфинксу, то оно стремится поглотить тех, кто не может дать разумный ответ на тайну его многочисленных возможностей.
 
 Теософское движение стремится помочь возрождению Мудрости в нынешнем человечестве.
 
Оно было создано, чтобы жить много тысяч лет, в то время как его внешние структуры недолговечны.  Четкое видение его долговременного долга и «дхармы», вероятно, является лучшим магическим талисманом, с помощью которого теософы могут обновлять работу и форму движения, где бы и когда бы это ни было необходимо.
 
 В своей статье «Учреждение теософского общества» Е. П. Блаватская ссылается на первые моменты создания движения.
 
 Она говорит, что Учителя не рассказали двум главным основателям (Г. С. Олкотт и ей), что они «должны делать» для его организации.
 
 И добавляет:
 
 «Но если двум Учредителям не сказали, что им нужно было сделать, то они были четко проинструктированы о том, чего никогда не должны делать, чего им нужно было избегать, и о том, каким общество никогда не должно быть.  Были показаны церковные организации, христианские и духовные секты как будущий контраст нашему Обществу». [1]
 
 В то же время, и в явном противоречии с этим, необходимо соблюдать полное уважение к религиозным убеждениям каждого человека.
 
 Контраст между догматическими церквями и теософским движением является решающим моментом.  Оппозиция к слепой вере должна быть активной, а не пассивной, что можно понять из «четвертой цели движения», которую H.P.B.  описывает в том же тексте.
 
 Прослеживая историю движения, она упоминает о его различных целях, поскольку они были изначально определены.  Первая – братство.  Вторая - отсутствие различия между расами, социальными классами и вероисповеданиями.  Третьей целью является изучение восточных философий.
 
 Четвертая цель состояла в том, чтобы:
 
 «Противодействовать материализму и теологическому догматизму любыми возможными способами, демонстрируя существование в природе оккультных сил, неизвестных науке, и наличие психических и духовных сил в человеке; пытаться, в то же время, расширить кругозор спиритуалистов, показывая им, что существуют другие, многие другие феномены, помимо "духов" умерших. Предрассудки должны быть публично разоблачены и уничтожены. Оккультные силы, полезные и вредные, окружающие нас и проявляющиеся всевозможными способами, — выявят наши лучшие способности».[2].
 
 Это не было единичным заявлением.
 
 В сентябре 1877 года, H.P.B.  писала в предисловии к первому тому «Разоблачённой Изиды» следующее:
 
 «Книга, которая теперь выносится на суд публики, является плодом довольно близкого знакомства с восточными адептами и изучения их науки. Она предлагается тем, кто готов воспринять истину, где бы он ни встретил ее, и защищать ее, даже прямо глядя в лицо общераспространенным предрассудкам. (...) Книга написана со всей искренностью. Она хочет воздать должное и говорить правду, без злобы и без предвзятости. Но она не оказывает ни снисхождения сидящему на троне заблуждению, ни уважения самозваному авторитету».
 
 Далее она объяснила это в заключительных параграфах предисловия ко второму тому «Изиды»:
 
 «Являясь анализом религиозных верований вообще, этот том в особенности направлен против богословского христианства, главного противника свободной мысли. Он не содержит ни одного слова против чистых учений Иисуса, но нещадно разоблачает их вырождение в пагубно вредные церковные системы, которые разрушают веру чело¬века в свое бессмертие, в своего Бога и подрывают всякую нравствен¬ную свободу».

А также:

«Мы бросаем перчатку догматическим богословам, которые хотели бы поработить и историю и науку, и в особенности – Ватикану, чьи деспотические претензии стали ненавистными большей части просве-щенного христианского мира. Оставляя духовенство в стороне, никому, кроме логически мыслящих и отважных исследователей, не следовало бы заниматься книгами, подобными этой. Такие ныряльщики за истиной обладают мужеством иметь свое собственное мнение».

Такой абстрактный взгляд имел более практичный аналог на эзотерическом уровне самого теософского движения.

В “письмах Махатм” можно найти упоминание об этом в послании, датированном мартом 1882 года:

«Даже в Т. О. есть отделение, руководимое братом из Греции, о котором ни один человек в обществе не подозревает за исключением старой леди и Олкотта, и даже он только знает, что оно действует, и иногда выполняет указания, которые я посылаю ему относительно этого отделения». [3]

И к этому мы могли бы добавить еще один отрывок из письма, которое Альфред Синнетт получил лишь двумя месяцами ранее, в январе 1882 года. Оно было написано Д. К. по указанию Адепта-Учителя. В нём говорится:

«Я также должен сказать Вам, что в неком г-не Беннет из Америки, который вскоре прибудет в Бомбей, вы можете узнать того, кто (...) является одним из наших посланников (что ему самому неизвестно), осуществляющих программу освобождения Западной мысли от суеверий». [4]

Следует отметить слияние двух фактов: цель – соответствующая четвертой цели – освобождение Западной мысли; и существование отделения в движении под руководством греческого, западного Адепта.

В «Разоблаченной Изиде» Е. П. Б пишет о теософском движении так:

«Целью его основателей были практические опыты в области оккультных сил природы и сбор, и распространение среди христиан сведений о восточных религиозных философиях. Впоследствии это общество решило распространять среди «бедных, погруженных во мрак» язычников такие доказательства, которые касаются практических результатов христианства, дать, по крайней мере, освещение обеих его сторон среди тех слоев общества, где работают миссионеры. С этой целью оно установило связи с обществами и отдельными лицами, которым оно доставляет подлинные материалы о преступлениях духовенства, проступках, схизмах, ересях, спорах и тяжбах, расхождениях по учению, критике Библии и пересмотрах, которыми полна пресса христианской Европы и Америки…Со временем Теософское общество сможет многое рассказать о поведении миссионеров тем, кто на них жертвуют». [5]

Движение не предназначалось для того, чтобы оставаться в тени, не разоблачая преступления и мошенничество церковного христианства или любой другой секты, а также избегать исправления собственных ошибок.
 
 Опасности или препятствия никогда не являются исключительно внешними.  Уильям К. Джадж называл «догматизм», «священство» и «материализм» среди основных возможных неудачи теософского движения в своей статье «Предложения отделениям».  [6]
 
 Хорошо, что неудачи не постоянны, и их всегда можно преодолеть, поскольку в этом отношении большие отделения движения потерпели неудачу ещё при жизни HPB.
 
 Ее статья «Почему я не возвращаюсь в Индию» является одним из многих таких свидетельств.  В течение 20-го века «теософские» группы усугубили заблуждения и дошли до уровня создания «Либерально-католической церкви» и других подобных Ватикану организаций.
 
 Несмотря на все препятствия,  первоначальное движение сохранилось.
 
 Объединенная Ложа Теософов, независимые исследователи и труженики выполняют ключевую роль в сохранении, как подлинного учения, так и здравого смысла.  Это, конечно, не всегда бывает легко.  В 1932 году «Письмо дня ULT», опубликованное в Лос-Анджелесе, обращалось к отделениям ULT и друзьям по всему миру следующими словами:
 
 «Псевдо-теософия и псевдо-теософы во все времена создавали хаос в движении, обманывая и вводя в заблуждение искренних, но не бдительных последователей.  Сознательные и бессознательные усилия со стороны отдельных личностей по накоплению капитала для себя, используя учение теософии, продолжаются и сейчас, как и при жизни Е.П.Б.  и г-на Джаджа.  И сегодня существует такая же потребность различать истинные и ложные попытки создания братства теософскими обществами, а также различать истинную и ложную теософию».
 
 В письме ULT от 1932 года, скорее всего, написанном Джоном Гарригсом, далее говорилось:
 
 «Не может быть истинной основы для «братания» между теми, кто не только добавляет к учению HPB или удаляет из него, но ещё и противоречит ему,  и теми, кто признает всё сказанное ею в «Тайной Доктрине», и что эта книга «содержит все, что может быть дано миру в этом столетии», а также что «потребуются столетия, прежде чем будет дано намного больше».  Но должно существовать и всегда существовало подлинное братство, которое ощущалось и проявлялось всеми сторонниками Объединенной Ложи Теософов по отношению ко всем последователям Послания H.P.B., независимо от любых несущественных соображений или принадлежности.  История и Декларация Объединенной Ложи свидетельствует о том, что истинное братство лежит в её основании». [7]
 
 В особо важном документе Роберт Кросби показал большое сходство между «методом, которым иезуиты уводили в сторону масонов», и тем, как псевдо-теософы проникали в эзотерическое движение, основанное H.P.B., Олкоттом и Джаджем.  После упоминания иезуитов в масонстве, г-н Кросби писал:
 
 «Они вошли в него, узнали его тайны, придумали «высшие степени», чтобы отвлечь внимание от того, что было скрыто в первоначальных степенях, и постепенно сделали масонство безвредным и неспособным вести к знанию, которого они боялись.  Многое из того, что происходит и произошло в… обществе имеет вид безобидного устаревания.  Это – метод работы брамино-иезуитских сил, и обычный мыслитель не может ни воспринимать, ни опознавать его, когда его предупреждают». [8]
 
 В движении всегда существует некий внутренний ход действий, поддерживаемый теми, кто трудится, не ставя свой личный комфорт над Истиной, и борется с иллюзиями, когда они появятся в них самих или в рядах движения.  Эти люди играют главную роль в сохранении сердца движения, которое, конечно, намного меньше его внешнего тела.  Теософ, который принимает это во внимание и исследует историю движения, может спросить себя:
 
 «В конце концов, как можно в двух словах описать события после смерти H.P.B. в 1891году?”

Логический ответ может включать следующие семь пунктов:

Первый

Как субъективно, так и объективно, движение перестало интенсивно общаться, как раньше с “внешним миром”, или “великим сиротой” – человечеством в целом.

Ядро всеобщего братства сохраняется, но оно стало меньше, чем первоначально было задумано. В этом аспекте, движение стало беднее по сравнению с 1891 годом.

Второй

В то же время, большая часть движения перестала обсуждать и критиковать догматические религии.

В поисках психологического комфорта, многие теософы забыли “четвертую цель” приведённую выше. Они также оставили в стороне (среди прочих) такие важные документы, как: 1) “Праяг письмо” (номер CXXXIV в Письмах Махатм); 2) Письмо Махатма номер Х; 3) Полный текст письма от 1900 года, которое было лишь частично опубликовано в первой серии “Писем Учителей  Мудрости”. [9]

Третий

В связи с новым настроем "любви к комфорту", движение стало все более и более фрагментарным по причинам, связанным с “внутренней борьбой за власть”, часто подпитываемой и оправдываемой практикой ложного ясновидения, низших “иддхи” и других форм оккультных фантазий, проистекающих из чувства “собственной значимости”.

Четвертый

Различные отделения движения начали искать ощущение комфорта тамасической безопасности через единообразие мышления. Таким образом, они забыли, что настоящая безопасность находится только в мужестве сохранения разнообразия противоположностей.

Всё это привело к “теософскому квиетизму ”, своего рода “мистическому сковыванию действий души”; такая опасность уже решительно осуждалась в письмах Махатм. [10]

Пятый

Псевдо-теософская обрядность – такая как нео-масонство, “либеральная” католическая церковь и “египетский” обряд – постепенно теряет свою значимость в ТО Адьяра, начиная  с 1953 года, когда Н. Шри Рам принял руководство. Этот процесс имел некоторые небольшое и весьма недостаточное ускорение, после того как Радха Берньер стала президентом в 1980 году.

Шестой

Несмотря на эти проблемы, часть движения постепенно возвращается к своей первоначальной программе и литературе. Процесс идет медленно. Начало такого курса можно исторически объективно проследить до учреждения Объединенной Ложи Теософов в 1909 году.

Независимая Ложа Теософов относится к такой возрождающейся динамике. Она была основана в 2016 году, ровно через сто семь лет после создания ОЛТ. Этот период времени составляет оккультный цикл согласно письмам Махатм.

Хотя НЛТ работает, прежде всего, на уровне оккультных причин, какие-то видимые результаты ее работы уже существуют. Совместные усилия по созданию Ложи начались за много лет до появления её имени и формы. Небольшая Независимая Ложа пытается быть живым пламенем исследования и преданности философии движения.

Седьмой

Потенциальные возможности движения, относящиеся к будущему, еще предстоит разработать.

Необходимо учитывать тот факт, что, если движение открыто для оккультной ответственности перед миром, таким как мир сегодня, оно нравственно может стать выше, и легко избавиться от небольших межгрупповых и межличностных конфликтов, а также мелких форм слепой веры и тамасических привязанностей.

Стимулирования такого процесса является одной из задач Независимой Ложи.

Таким образом, движение будет в состоянии принять истинность и противоположность, восстанавливая четвертую цель, сформулированную
Е. П. Блаватской. Оно также будет в состоянии освободиться от старых ритуальных приложений и вдохновлённых Ватиканом структур, созданных в первые три десятилетия 20-го века. Оно будет энергично действовать на основании чистого и непосредственного всеобщего сострадания и любви к истине.

В Теософское Общество Адьяра является не единственным обладателем заблуждений в движении. Кроме того, никакие теософские достоинства не принадлежит исключительно к той или иной части движения.

Нет подлинного разделения в человечестве, или в движении, с оккультной точки зрения. Процесс фрагментации, который произошел после 1891 года, является гораздо более внешним и очевидным, чем внутренний или реальный процесс.  Единство динамично.  Прогресс или неудача каждого является живым фактором, который помогает или мешает всем остальным.
 
 Следует помнить, что самым опасным путём часто является тот, который кажется самым легким и удобным.  Пионеры, которые действительно знают высшую цель, прокладывают путь к более здоровому будущему и выполняют задачу, которая кажется неинтересной.
 
 ССЫЛКИ:
 
 [1] «Учреждение теософского общества», в «Теософских статьях», H.P.B., Theosophology Co., 1981 г., издание в трех томах, см. Т.  I, стр. 223-224.  Тот же текст опубликован в качестве отдельного тома под названием «Первоначальная программа теософского общества», Е. П. Блаватская, TPH, Индия, 1974 г., 76 стр., см. стр. 3.
 
 [2] «Учреждение теософского общества», в «Теософских статьях», H.P.B., Theosophy Co., стр. 223.
 
 [3] «Письма Махатм А. П. Синнетту», T.U.P., Pasadena, CA, USA, 1992 г., 494 стр., см. Письмо XLVII, стр.  271. (Письмо 48 в хронологическом издании.)
 
 [4] «Письма Махатм А. П. Синнетту», T.U.P., Pasadena, CA, USA, 1992 г., 494 стр., см. Письмо XXXVII, стр. 249. (Письмо имеет тот же номер 37 в хронологическом издании.)
 
 [5] «Разоблачённая Изида », Е. П. Блаватская, Theosophology Co., том I, стр. Xli и xlii.
 
 [6] «Предложения отделениям», статья включена в «Теософские статьи», Уильям К. Джаджем, Theosophy Co., Los Angeles, 1980 г., том II, стр. 163-172.
 
 [7] Письмо дня ULT 1932 года можно увидеть в сборнике под названием «Письма дня ULT, 1931-1960 гг.».  Об учредителе «Объединенной Ложи Теософов» и об этом сборнике можно узнать на наших сайтах.
 
 [8] «Дружественный философ», Роберт Кросби, Theosophology Co., 1945 г., 416 стр., см. «Письмо 12», раздел «Как прожить жизнь», стр. 161.
 
 [9] Полный текст письма 1900 года можно найти на наших сайтах.  Название: «Письмо 1900 года от Махатмы».  Имя автора –  «Учитель Мудрости».
 
 [10] См. письмо XXVIII, стр. 210, в «Письмах Махатм» издание TUP.