Как правильно выбрать вуз

Владимир Федорович Токарев
АННОТАЦИЯ

Это первая книга из серии «Как стать профи», она предназначена для учащихся, кому еще предстоит сделать свой выбор, абитуриентов и их родителей.

Скоро нужно будет принимать окончательное решение — куда поступать после школы.

Эта книга, основанная на личном опыте автора, поможет принять правильное решение. А поможет нам в этом виртуальный герой книги — выпускник 9Г класса — Петя Сидоров, который будет задавать автору уточняющие вопросы, чтобы разобраться не этой в непростой теме.

Нашему старшему внуку Артему, кому предстоит сделать свой выбор, посвящается

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Вместо введения — Кто лучше всех в классе знает предмет?

Глава 1. Сначала нам нужно научиться принимать верные решения
Глава 2. Инструкции, которые вам помогут
Глава 3. Что выбираем: вуз, факультет или специальность?
Глава 4. Что вас ждет, когда вы станете студентами
Глава 5. Как быстро и максимально дешево пройти переподготовку
Глава 6. Сказкотерапия — не только для топ-менеджеров
Глава 7. Цели и средства при выборе вашей жизни меняются местами
Что дальше?
Об авторе

ПРЕДИСЛОВИЕ И СТРУКТУРА КНИГИ

Поскольку принимать решение о том, куда пойти учиться (и на кого) нужно прямо сейчас, я решил не затягивать с этой книгой (являющейся первой в серии «Как стать профи») и предлагаю ее вниманию выпускников школы, их родителей и знакомых, кто влияет на выбор будущего молодого человека или девушки.

Книга состоит из 7 глав и некоторого количества приложений.

В первой главе мы поговорим о том, как профессионально, с точки зрения современного управления, нужно принимать решения.

Вторая глава содержит полезные инструкции, которые помогут выпускнику школы в жизни. Например, как за 5 минут стать грамотным, или как научиться бороться со своей ленью (ПРИМ. - На Прозе.ру опубликованы - В.Т.)

3 главу можно было бы назвать центральной частью книги — в ней я предлагаю свой рецепт, основанный на неплохо прожитой жизни, как выбрать вуз, факультет и специальность.

4 глава о том, какой образ жизни вы можете выбрать, когда станете студентами.

5 глава (Как быстро и максимально дешево пройти переподготовку) — это глава скорее для родителей, поскольку в ней описываются разнообразные методы приобретения глубоких знаний.

6 глава, являющаяся отрывком из книги «Русский менеджмент», называлась «Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров …", в ней я добавил два слова, получилось — «Сеанс сказкотерапии не только для топ-менеджеров».

Кстати, 6 главу можно рассматривать и как серьезное чтиво и как чтение для отдыха. Для ее освоения нужно всего лишь иметь чувство юмора.

А в 7 главе мы поговорим на тему целей и средств их достижения, - это своеобразное введение в стратегию карьеры.

А это отрывок из введения к книге:

ФЕНОМЕН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НГЛУ

Несомненно, при выборе учебного заведения важную роль играет возможность хорошо устроиться после окончания вуза, что в немалой степени зависит от престижности вуза и полученной специальности.

Однако, все большее значение для принимающих решение о поступлении в вуз приобретает уровень подготовки на конкретном факультете, который может значительно колебаться даже в пределах одного учебного заведения.

Именно этим можно объяснить повышенный интерес к радиофаку ННГУ и переводческому факультету НГЛУ (он не всегда совпадает с конкурсом, т.к. при выборе факультета абитуриент обязательно учитывает свой шанс на поступление). Особый уровень подготовки подчеркивает и Государственный университет «Высшая школа экономики», филиал которой работает в нашем городе.

В свете сказанного, среди факультетов г. Н. Новгорода начинает особо выделяться филологический факультет НГЛУ, студенты которого уже не первый год показывают блестящие результаты на областной олимпиаде.

Небольшое исследование, проведенное автором с участием студентов отделения международного бизнеса НГЛУ показало, что феномен филологического факультета не случаен и обусловлен в большой мере тремя следующими причинами:

1. Своеобразием учебного плана, «заставляющего» студентов упорно трудиться все пять лет,

2. Высоким уровнем профессионализма преподавательского состава и положительным взаимодействием студентов и преподавателей на данном факультете. (Речь идет не только о преподавателях филологического факультета, но и всех, кто работает с будущими филологами: когда студент желает серьезно изучать предмет, это «поднимает настроение» любого преподавателя).

3. Необычной (с точки зрения обыкновенного студента) студенческой атмосферой, способствующей постоянному стремлению хорошо учиться.

Попробуем проанализировать эти причины с точки зрения современного управления.

По мнению декана, наиболее важной причиной, работающей на особое качество образования филфака НГЛУ, является учебный план, обеспечивающий гармоничный синтез различных дисциплин.

Преподаватели отмечали особое значение второй причины.

А студенты объясняли «феномен филологического факультета», в первую очередь, студенческой атмосферой, которая способствует углубленному изучения сложнейшей образовательной программы филфака.

Более глубокое исследование позволило выяснить следующее.

Действительно, учебный план филфака, обеспечивающий изучение одного иностранного языка (ряд студентов изучают и второй иностранный язык в качестве факультатива), литературы (русской и зарубежной) и русского языка (не говоря об общеобразовательных дисциплинах) необычен. Его освоение возможно лишь при постоянной и достаточно интенсивной работе каждого студента и преподавателей. По сути, именно учебный план заставляет студентов постоянно работать над собой.

С точки зрения менеджмента это звучит так: руководство разработало для своих подчиненных напряженный, но исполнимый план. Цель ясна и «ведет в светлое будущее».

Итак, цель разработана и поставлена. А как идет работа по реализации этой цели? Вот что нам рассказала одна из преподавателей факультета. Двум достаточно молодым преподавателям декан поставил задачу разработать программу курса, аналога которому скорее всего нет в России. Работая над задачей, этим преподавателям пришлось перерыть массу литературы. При этом им была дана достаточная свобода и в тоже время оговорены конкретные сроки завершения задачи. В ходе работы появилась не только программа но и… два «новых» преподавателя, значительно выросших при выполнении данного задания.

С точки зрения менеджмента это звучит так: подчиненные (в данном случае преподаватели) на факультете мотивированы, в первую очередь, интересом к самой работе. Им поручают сложные задания, заставляющие постоянно развиваться, что создает условия для более полного раскрытия потенциала каждого члена коллектива.

Студенческая атмосфера на факультете — важнейшая составляющая успеха, она обусловлена целым рядом факторов и помимо сложности обучения на факультете. Я не хочу обижать деканов других факультетов, но только от студентов филфака НГЛУ можно услышать такое мнение: «Мы можем зайти в деканат и выпить там чаю». Вы догадываетесь, кто является единственным деканом в ИНЯЗЕ, у кого нет своего кабинета. Может быть частично и по этой причине, все студенты и преподаватели души не чают в своем руководителе.

С точки зрения менеджмента это звучит так: руководство понимает, что качество производимого на факультете «продукта» зависит от отношения к работе не только преподавателей, но и самих студентов. Неформальные отношения (особо проявляющиеся при подготовке к Дню филфака, когда студенты могут запросто «выгнать» декана из деканата, чтобы там переодеться) и творческая атмосфера, которые царят на факультете, способствуют формированию необычной, по сути «новой генерации» студентов и специалистов.

В заключении приведу высказывание декана Глинских Г. В. по поводу того, какие требования предъявляются к поступающим на факультет: «Мы не можем предъявлять к абитуриентам какие-то особые требования, сверх существующих. Однако, нам конечно хотелось бы видеть среди поступающих людей более раскрепощенных, с творческими способностями в самых разных сферах».

С моей точки зрения, главная причина феномена филфака объясняется просто хорошим менеджментом.

А с точки зрения теории стратегического маркетинга можно сказать, что филологический факультет НГЛУ обладает сегодня долговременными конкурентными преимуществами, которые позволят ему в ближайшие годы расти и развиваться.

А если к этому прибавить еще имидж престижного вуза, каковым считается ИНЯЗ, да еще УТП факультета (УТП — это уникальное торговое предложение организации, которого не могут дать конкуренты) — получение дополнительной специальности «Русский язык как иностранный», то становится понятным, почему сегодня ряд студентов с разных факультетов НГЛУ проявляют неподдельный интерес к филфаку с целью получения второй профессии «РУСИН». Поступившие же на факультет имеют возможность получить за 5 лет обучения по сути целых три специальности, что несомненно расширяет возможности дальнейшего трудоустройства выпускников.

А поскольку статья все-таки про менеджмент, позволю в заключении напомнить, что легендарный менеджер 20 века Ли Якокка отмечал, что его головокружительной карьере особенно помогли приобретенные в учебном заведении умения публично выступать и письменно излагать свои мысли.

******

PS. Артем в этом году поступил в МИФИ. Мы (бабушка с дедушкой) рады, конечно.