Привидения Пензенской области. Александр Терный

Александр Терный
Привидения Пензенской области. Александр Терный.


1. Башмаковский район.

Бывают ли добрые привидения? Бывают, даже если их не причислили к лику святых. А причислить их нельзя- ведьма ведь, даже если и молитвами лечит, но больше руками.

Жила в селе Невежкино Башмаковского района Полина Романовна Кисткина, баба Поля.  Ее имя передавали друг другу шепотом тем, кому доктора помочь не могли. Нет ни одного села в области, из которого хотя бы один житель не побывал на приеме у бабы Поли. Она лечила и раковые болезни, и психические, отчитывала детей от крика, освобождала от злых чар. Были у нее на приеме и моя мать ( с щитовидной железой) и моя сестра( любовные дела).  Очередь к ней ночью занимали. Много людей она просто принять не могла. Старенькая была. Руки у Полины Романовны были волшебными. Близких родственников у знахарки не осталось — муж и трое детей ушли из жизни давно, до того, как физически её не стало. Ушла она в возрасте за 90 лет. Пробовала ее дело продолжить женщина, говорившая, что она ее племянница. Да все это было не то. Тогда и стали ходить люди на могилу бабушки. Придут, поплачут. И стали говорить, что является баба Поля с того света, руками поводит и уходит. Говорить она ни с кем не говорит. Но ее добрая душа так и не успокоилась, хочет и после смерти всем помочь.

2. Бековский район

Это знаменитый район, где под землей в селе Никольское жили отшельники, руководимые Петром Кузнецовым. Отшельники живут там сейчас. Ими руководит Василий Прокофьев. Люди видят там светящийся дух Петра, по крайней мере так считают его почитатели. Некий яркий светящийся объект хаотично двигается по небосводу, заставив разинуть сельчан рты.
- Это душа Петра! - дает объяснение одна из сектанток Анна. - Мается его душенька, мечется! Сбывается писание, грядет Апокалипсис... Из этой искорки и разгорится пламя священного огня, который испепелит всех врагов нашей общины!
Да, но ведь Петр Кузнецов, бывший пациент психиатрической больницы и духовный наставник отшельников Кузнецов в это время находился в коме.
- Два свидетеля Божьи - это Петр и Виталий, - продолжает образованная сектантка. - Кузнецов с Недогоном много страдали от людей, обиделись они на людей и правильно сделали.

Если верить сестре Анне и ее трактовке Библии, то в самое ближайшее время «зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их». Судя по тому, что Кузнецов и впрямь едва не скончался на руках реаниматоров, то следующим в бой со «зверем», ловко орудующим обухом и прочей крестьянской утварью, должен вступить Виталий Недогон. Помятуя о том, что Недогон еще совсем недавно был кадровым военным российской армии, в этом поединке заранее отдавать победу мистическому «зверю», пожалуй, не следовало бы.

Чем они занимались в пещере неизвестно, молились или предавались бесовству неизвестно, но это место довольно сомнительное.

Но истинными местами с аномальными свойствами являются подземелья заброшенных усадеб Устинова и Макарова, а также разрушенной Покровской церкви.  Ходы пока не расчищены, люди просто не хотят лезть под землю, где по словам бродят злые призраки.

3. Белинский район

Белинский район (Чембарский) один из самых знаменитых районов области. Здесь расположены дом музей Белинского и музей-усадьба Лермонтова.

Лермонтов самый демонический поэт России. Его призрак видят во многих местах – и на Кавказе, и в Москве, на разъезде Лермонтово в Каменском районе( там выгружали гроб поэта). В Тарханах все полнится духом великого поэта, причем не только в переносном, но и в прямом смысле. По свидетельствам очевидцев, призрак Лермонтова иногда навещает свою малую родину, прогуливаясь по вишневому саду. Его одинокую фигуру замечают время от времени среди деревьев родового поместья. Лермонтов любил на досуге заниматься математикой, решая различные задачи и уравнения. Во сне он увидел незнакомого человека, подсказавшего ему решение, проснувшись, он зарисовал лицо незнакомца. Это был Джон Непер – создатель логарифмов. Одна из ветвей родового древа Лермонтовых берет начало от Георга Лермонта, являющегося выходцем из Шотландии.

Помимо Лермонтов в садах парка музея гуляет образ девушки в длинном белом платье. Она вреда никому не приносит.

В музеи Белинского великого критика не видели, но ночью там веет страхом, именно страхом от чего-то недоброго.

В селе Щепотьево есть разрушенный, но все еще хорошо сохранившейся храм. Дачники многократно видели там темное привидение. При этом люди говорят, что в голову им шли слова: «Не ходите сюда».

Видели призраков и на улицах Поима, старинного села.

А теперь о самом страшном демоне, живущим в Пензенской области. Рассказ начну с села Степановка в Белинском районе, но потом он охватит и другие места.
Это существо в Степановке видели многие люди. По рассказу мальчика Данилы это было существо метрового роста, лохматое как собака, стоявшее на задних лапах и  с длинными тонкими когтями. Оно поселилось в доме Татьяны Фоминой. На стенах ее дома появлялись надписи: «Дай мясо», «Здесь ангел Метрон». Все стены были в  царапинах.
Надо было определить это существо. И люди определили его. Это был дух Ракшас, несущий зло дух смерти или джинн. 700 лет назад его в сосуде привезли в храм Буртас, что находился в Золоторевском городище под Пензой. Его хранили до нападения на городище монгольской орды. Тогда этот центр культуры разрушили, но сосуд вывезли в Скановы пятиярусные пещеры под Наровчатом. Охраняли сосуд статуэтки божества Сурьи. Но храм при советской власти пришел в запустенье. Расчистить его попытались в восьмидесятых годах, и вынесли сосуд наружу. Тогда и стал появляться на дорогах близ Сканова джинн Ракшас. Он стучался в дом к директору Сканова музея, полчаса пытался сорвать дверь с петель, стучал в крышу, стены. Ушел он утром. Защитой от этого духа являются абашевские игрушки, особенно древние, что находят в Абашево в земле. Они в совей основе имеют скульптурку богини Сурьи и издают устрашающий для джинны звук.
В незащищенных людей джинн вселяется, и они могут натворить бед. Так в Белинском появился людоед, в других селах стали происходить необъяснимые убийства.

4. Бессоновский район

В селе Грабово. На сегодняшний день эта усадьба является одной из крупнейших усадеб на территории всей Пензенской области. Комплекс состоит из главного дома – дворца, который был возведен на склоне возле реки.  Также сохранился старинный парк, размещенный прямо у берега реки и ряд хозяйственных построек. Главной особенностью усадьбы является то, что она была построена в необычном для России тех времен стиле - в стиле замка эпохи Возрождения. Дворец хранит на свое территории множество легенд, в том числе и о появляющихся ночью призраках, самых разных по форме.

5. Вадинский район

Каждый год весной, недалеко от Вадинска постоянно находят один или два крестика на одном и том же месте. Отнести их в церковь люди не решались, ведь есть примета, что найденный крестик несет горе. Крестики оказались в школьном музее села Ягановка в роли исторической ценности, и пропали. В 2005 году та же самая девушка, которая нашла первый крестик, на том же самом месте нашла еще один крестик. Такое ощущение, что земля постепенно выдавливала их один за другим. Крестик оказался ручной работы примерно XVIII века. Однако главной отличительной чертой последней находки стало то, что он: не имел абсолютно никаких символов; он был сделан из кусочка серебряной ленты, причем довольно грубо; на крестике имелось колечко для продевания тесемки.  Давным-давно недалеко от реки Вад было место, где жили монахини. Согласно строгим законам монастыря им запрещалось иметь детей. Оступившиеся монахини топили своих новорожденных детей в реке. Так рядом с местом где находят кресты стали появляться мавки. Это не приведения, а нечистая сила. Мавки опасны.

Аномальный скотомогильник в 5-ти км от села Большая Козлейка. Местные легенды утверждают, что там многократно в ночное время механизаторы видели призрачное существо в белой простыни. Во время ливня два диких зайца, ящерица, птенец какой-то птицы вышли на открытое поле и, словно чуя приближавшуюся смерть, образовали пирамиду друг на друге. После этого все мгновенно умерли. Интересными свойствами отличается и искусственный пруд рядом. В ночное время в нем слышны странные звуки, словно человеческие голоса. Создается ощущение, что нечто плавает нем в виде водного существа. Никто это существо не видел. Однако, люди на берегах водоема ночью стараются не оставаться.

6. Городищенский район

В Городищенском районе есть зона страха. Там ощущается присутствие кого-то невидимого, по телу как бы проходит электрический ток, в некоторых частях зоны какая-то сила сковывает движения. Там возникают темные фигуры.

7. Земетчинский район

Карьер исполняет желания находится в Земетчинском районе.
Там появляется огненный шар, который исполнит все желания того, кто в этот момент окажется рядом. Но только потом за полученные блага приходится расплачиваться.
Один местный житель, увидев такой шар, стал просить о финансовом благополучии. Все сбылось - его бизнес пошел в гору, человек разбогател. Но через полгода с ним стали происходить странные вещи. Ушла жена, фирма потерпела крах. Когда человек потерял все, что у него было, он отправился к древнему карьеру. Бизнесмен умолял, чтобы его жизнь стала такой же, как до свалившегося на него богатства. Вскоре у него все наладилось. Таков закон даров нечистой силы – получаешь дар- отдаешь за него самое дорогое, что у тебя есть.

8. Иссинский район

Зона призраков находится между селами Николаевка, Уварово и станцией Анучино. Там раньше находилась деревня Кресты. В 30-е и 40-е годы рядом с ней находились поселения молокан, переехавших позднее в Канаду. Рядом с этим местом находится болото, где в ночное время можно увидеть огни - души умерших и живые туманы, творящие образы.

9. Каменский район

Каменский район удивителен на чудеса. Начнем с того, что на реке Варежка до сих пор встречаются русалки- в основном в нижнем ее течении у села Сорочья крепость. Но видели их и у разъезда Кевда у пешеходного мостика и плотины,  рассказывал Михаил Гришин. Он специально не ходил через этот мостик, а обходил его через большой железнодорожный мост. Русалки походили на людей, имели длинные волосы и были по пояс голыми. Были у них и ноги.

По рассказам Николаевой Александры Карповны с ней поделился впечатлениями учитель школы Филипп Емельянович. Он разрыл барские склепы в деревне и достал оттуда ценности. К нему стал летать змей и поднимать крышу дома.

На берегу реки Варежка(Верслатка) стоит скотомогильник. Раньше на этом месте стоял каменный истукан мордовского сатаны –Идемевся. Он указывал на начало песков Идемевся. Идемевся видели многие. Он на лошади в красной рубахе скакал вдоль реки с гармошкой  в руках.

В селе Варваровка жила знаменитая на всю область знахарка Прасковья Старенька. Люди ходили к ней за лечением, ходили к ней колдуны из других деревень, чтобы помогла умереть. Бегали к ней лисы и стучались в дверь. Ее черную книгу украли после смерти и к наследникам она не перешла. По словам наследников книга сейчас хранится в селе Батрак. Но брать ее они не хотят. Не простое дело применять эту книгу.
Немало разговоров идут о дворце Воейкова в Каменке. Сейчас дворец пустует и рушится. Но лучше туда не ходить. У кладоискателей Каменки появляется страх, когда они приходят туда. Говорят, что они видели татар, стражников первозданных времен на Каменном броде, располагавшимся в километре от дворца. 

10. Камешкирский район

В селе Аряш располагалась усадьба дочери великого ученого Дмитрия Менделеева – Ольги Трироговой-Менделеевой. Ольга Трирогова-Менделеева никогда не была богатой, поэтому и делить в ее имении бедноте с приходом советской власти особо было нечего. Парк и сад в Аряше до самой революции были гордостью Ольги Дмитриевны. Усадьба напоминала ей старинный парк в отцовском имении в Подмосковье. Сосны и ели, осины и березы стояли в ряд в аккуратных аллеях. Здесь были собраны цветы и кустарники, произраставшие почти на всей территории России. В дендрарии под большой стеклянной крышей росли гортензии и жасмин, магнолии и множество других южных цветов. В жаркие дни в усадьбе можно было купаться в бассейне, куда по липовым лупам из родника поступала свежая чистая вода. Ели и могучие сосны, посаженные при Менделеевой, выросли и пришли в запустение, как и аллеи в усадьбе. Яблони и вишни, ирга и барбарис из барского сада плодоносят до сих пор. А вот от барского дома и погребов остались одни лишь ямы. Говорили, что с приходом революции барыня сбросила в колодец всю серебряную посуду и утварь, оттого и вода так чиста в нем и хранится очень долго. Разорили революционеры не только усадьбу Трироговой-Менделеевой. Не побоясь греха, на деревенском погосте жители разобрали фамильный склеп, где были похоронены мать Ольги Дмитриевны и ее муж, офицер царской армии Владимир Трирогов. Из каленого кирпича от склепа, бывшего большой редкостью, выкладывали своды в русских печах в крестьянских домах. Из цинковых гробов делали ведра и корыта для стирки белья. Барыня Ольга Дмитриевна разгневалась на всех, собралась и уехала в Москву. Перед дорогой в Москву обещала односельчанам: «Вернусь, и вашими волосами буду мыть полы!» В Москве она была обласкана Лениным и Дзержинским, которые высоко ценили труды великого ученого. О ее дальнейшей судьбе односельчане ничего больше не слышали. Зато многие жители Аряша стали видеть платье барыни, гуляющей по парку. Вернулась барыня на родину.

11. Колышлейский район

Ведьмино дерево – необычная ветла, которой более трехсот лет. Находится между селами Скрипицыно и Черкасск Колышлейского района. Местная легенда утверждает, что именно здесь собирались в 18-ом веке члены тайной сатанинской секты для проведения шабашей. До сих пор местные жители стараются не проходить мимо дерева в ночное время, якобы там слышны стоны и вопли женщины. Часто там видят шары, слышат песнопения и голоса.

12. Кузнецкий район

В интернете появилась фотография, на которой запечатлен образ человека. Снимок был сделан случайно неизвестным автором в районе села Вишневки. По словам очевидцев, "призрак" стоял на обочине дороги.

13. Лопатинский район

В Лопатинский район перевозили мокшу и эрзю, не пожелавших принять православие. Именно здесь долгое время процветал культ демона Идемевся. Говорят, что он ходил по селам в виде старика и просил подаяние. Не подашь ему  - накажет, подашь – тоже накажет. Был лишь один способ уберечься  - медвежья лапа, потом стали применять и когти, а также черепа других животных. Спасали от Идемевся ветки святых деревьев – дуба и березы. Вешались пучки полыни, чертополоха, крапивы, разбрасывался семена льна.
 
14. Лунинский район.

В лунинском районе, как ни в каком другом районе много призраков на дороге – особенно на дороге ведущей в Пензу. Там встречаются сидевшие на дороге собаки и лисы. Но они не боятся людей. Лучше их объезжать.

15. Малосердобинский район

Поговаривают, что ночью встречают на улицах женщину в темном, которая говорит встречным, что она не Русланова.
 
16. Мокшанский район

Голодяевский пруд расположен примерно в 20-ти км от районного центра Мокшан в сторону села Нечаевка интересен возникновением аномального облачка, которое проливается дождем. Также в 90-е годы недалеко от старого аэродрома жители наблюдали красные «огненные» шары в ночное время. Шары пытались прятаться от глаз, и возникали на полевых дорогах на глазах у одинокого путника, пугая его.
Деревня Белогорка Мокшанского района расположена в 10 км от Лунино по направлению к нижегородской трассе. На старом, разрушенном храме наблюдались призраки, между храмом и старым кладбищем.

17. Наровчатский район

Триста с лишним лет назад здесь замуровали себя заживо монахи- отшельники. Бог знает, о чем молились православные схимники. Уходили монахи Скановского пещерного монастыря из этого мира в тесных кельях с зажженной свечой в руках, моля Бога за народ.
Образ монаха со свечой в руке и сейчас бродит по маленьким кельям пещеры.

18. Неверкинский район

Привидения живут в подземных ходах у села Теряевка.

19. Нижнеломовский район

В советское время в Верхнем и Нижнем Ломовах были уничтожены все церкви и монастыри, старые кладбища, на которых были похоронены ломовские купцы, дворяне, чиновники, священники, военные и почётные граждане города.
К добру это не приводит. В городе просто изобилие обиженных призраков. Они гуляют на месте разрушенных могил и снесенных памятников. Опознать их трудно. На контакт они не идут. Вроде бы при редком общении с людьми они требуют восстановить стены крепостей и вернуть все оружие, отправленное в Темников.
Поговаривают, что есть призраки и в мужском монастыре под Ломовом.

20. Никольский район

В Никольском районе призраки играют с людьми на дорогах. Ехали на такси, смотрим — что-то лежит на дороге. Подъехали поближе — человек. Я выходить сразу, может помощь нужна, а водитель двери закрыл. Сказал, что постоянно на этом месте ездит, и здесь лежит женщина и просит о помощи. Просит довезти до деревни. Как везти начинаешь, так она начинает в машине выть, все в машине крушить, смеясь, выпрыгивает на полном ходу, и пропадает. Даже следов на снегу не остается, и снова на том же километре появляется. Потом показал следы ногтей на обшивке и панели. На этой же дороге ночью голосует седая бабушка. Лучше ей не останавливать. Она по нескольку раз голосует. Забежит вперед и вновь голосует.

21. Пачелмский район

Барский дом в с. Черкасском похож на средневековый замок. Когда то вокруг главного дома располагались многочисленные постройки: кладовые, погреба, амбары, псарня, оранжереи, теплицы и огромный бассейн, в центре которого стоял чугунный медведь, а из его пасти бил фонтан. Дом таит в себе немало загадок. Рассказывали, что в стенах дворца замуровали девушку и она теперь ходит по дому. А по другой легенде 16 летняя барская дочь подавилась золотым кольцом. Говорят, что ночные сторожа видят привидение и сегодня — особенно часто в большом зеркале на первом этаже.
 
22. Пензенский район.

В селе Прогресс Пензенского района девушка сделала фото с призраком. Фото было сделано во дворе местной школы.
Местные путешественники Вячеслав Морозов и Александр Шилин отыскали могилу первого пензенского губернатора Ивана Ступишина. , историкам было известно и раньше - в Покровском храме села Любятино Пензенского района. Оно находится в чистом поле, а спустившись еще глубже под землю, они обнаружили склеп. Гроба там не увидели.
Путешественники подозревают, что встретились и с самим Иваном Ступишиным. Увидели это только после возвращения из экспедиции - на снимках.

23. Сердобский район

Сердобск излюбленное место сбора сатанистов России. Почему их привлекает именно это место непонятно. Вообще Сердобск стал прообразом уездного города у Гоголя в произведении «Ревизор». Возможно, это и послужило причиной. Гоголь был великим мистиком. И никого так часто не вызывают с того света, как его.

24. Сосновоборский район

Сосновборский район покрыт лесами. Именно здесь живут лешие, которые играют с грибниками, путают их, сбивают с пути, аукаются и посмеиваются над людьми.

25. Спасский район

Познавательная ценность: среди жителей Вадинского и соседнего с ним Спасского районов до сих пор еще бытует легенда о якобы зарытых здесь сокровищах разбойника Кудеяра. Старожилы могут рассказать предание о несметных сокровищах, зарытых здесь знаменитым разбойником в шестнадцатом веке. Около Серго-Поливанова, напротив деревни Свищево, находится Кладовая гора с пещерой. Это, наверное, самое таинственное место в Вадинском районе. В исторических документах шестнадцатого века встречается некий боярин Кудеяр Ратишенков. Поиск вымышленных, а может (кто знает?) и настоящих сокровищ разбойника Кудеяра ни одно столетие занимал умы наших предков. В прошлые времена рассказы о якобы найденных драгоценностях органично дополнялись мистикой. Удалось ли кому-то что-то реально раскопать в знаменитых на всю округу «кудеяровских местах»-о том история пока умалчивает,- сообщается на официальном сайте туризма и отдыха Пензенской области.

26. Тамалинский район

В тамалинском районе глее-то в середине восьмидесятых появился неправильный домовой. Он прыгал ночью на спящих в одиночестве людей, издавая страшные звуки. Люди бежали в клуб, где сидела молодежь. Их поднимали на смех. Случаи были в нескольких селах. Кто это был и куда он канул так и не выяснили. На домового он был похож лишь внешне.
 
27. Шемышейский район

В приходе Никольского молитвенного дома в Шемышейке во время больших служб люди стали лишаться сил. И старухи стали замечать, что ходит в церковь никому не знакомая женщина. Сама она не молится, встанет и смотрит. А когда незаметно коснется кого-нибудь рукой, то тому плохо становится. Было это в период открытия дома. Сейчас вроде бы все нормально.

28. Пенза

Пензенский музей Ключевского создан в 1991 году в доме — образце деревянного зодчества, где историк Василий Ключевский провел детские годы.
Десятки лет среди пензенцев ходят слухи, будто в музее живет призрак, с тех пор, как в 90-х годах ночные сторожа слышали стук шагов в музее. В мае этого года музей был реконструирован. Исследователи из Москвы решили проверить существование призрака и провели ночь в музее, используя различные приборы для замера показателей.
Исследователи провели в музее целую ночь и на этот раз ничего не обнаружили, кроме маленького изменения в температуре одной из картин. После реконструкции ничего необычного в музее не происходит. Однако предпосылки для существования аномальной зоны, по мнению директора музея, все же есть. Именно рядом с этой улицей казнили участников Пугачевского восстания, а четыре года назад один из пензенских историков якобы увидел на улице трех призраков — фигуры в старинных одеяниях.
Раньше здесь был тихий уголок, окраина Пензы. Но на улице Нагорной (сейчас это улица Кураева) были виселицы, на которых казнили участников Пугачевского восстания. После казни участников восстания их семьи ощущали присутствие духа умерших в своих домах. Также на улицу Ключевского выходили подземные ходы. В XVIII веке рядом с этой улицей была церковь с кладбищем, поэтому эти места считаются аномальными. Но в Пензе есть и места с более ярко выраженными аномалиями, чем шаги в темноте, — музей Мейерхольда, Дом учителя на Володарского, музыкальное училище. 
Аномальные зоны часто возникают в тех местах, где крестьяне устраивали бунты, потому что жертвами бунтов оказывались невинные люди, например дворянские дети. Кроме того, когда Пугачевское восстание было подавлено, ничто не останавливало правительственные войска в изощренных казнях их участников. Тех, кто поднимал бунт, вешали в центре города, рядом с Соборной площадью. Поэтому понятно, что почти в каждом доме, потерявшем своего кормильца, чувствовалось какое-то присутствие духа умершего человека. Может, сказывалось воображение вдов, но это ощущалось. Матери, вдовы и дочери погибших очень переживали, и само это переживание каким-то образом формировало сознание того, что в доме остался дух их кормильца.
Судьба Дома учителя наложила на него свой отпечаток. Он строился как католический храм, но храм сразу закрыли, и там стали устраиваться песни и пляски. Отголоски прошлых эпох после этого давали о себе знать. Ночью к ужасу сторожей там ходит призрак, или призраки.
 В 60-х годах бывали странные явления в Доме Мейерхольда. Это был человек, который совсем не почитал веру, и в подпитом состоянии он издевался над теми, кто глубоко верил в Бога.   
 Все места Пензы, слывущие аномальными, стоят "на костях". А на заброшенных погостах водятся призраки. Сегодня в городской черте расположено восемь кладбищ. Половина из них являются действующими — Арбековское, Ахунское, Восточное (Чемодановское) и Новозападное. Остальные — часть старого татарского кладбища, еврейское, Митрофаньевское и Мироносицкое — числятся закрытыми. Но раньше кладбищ в Пензе было гораздо больше. Так, на старом еврейском кладбище многие надгробья были разрушены вандалами. Студент Максим Ивлиев поведал историю, приключившуюся с ним весной. Тогда они с друзьями решили прогуляться по подсохшим тропкам между могил, место-то живописное… "Едва я углубился внутрь, меня кто-то ударил по плечу, — вспоминает Максим. — Обернулся — никого. Сделал новый шаг, и меня свалили с ног. Вернулся к калитке, а там мой приятель — бледный, как мел. Мы поспешили прочь оттуда".
Местное музыкальное училище было выстроено на месте уничтоженной части татарского кладбища. Когда рыли котлован под здание, останки мертвых вывозили на самосвалах и закапывали где-то за городом. Сергей Платонов, который одно время служил в музучилище сторожем, рассказывает, что там водится нечистая сила. Одного потустороннего обитателя студенты прозвали Флейтистом — за то, что свистел, другого — Крышником, так как он устраивал грохот на крыше здания.
Напротив училища стоит таксопарк. Ранее там хоронили солдат, которые были ранены в Бородинском сражении и скончались в местных лазаретах. Хоронить в этом месте продолжали и в советские времена. Потом кладбище ликвидировали. Причем некоторые надгробья использовали для фундамента новых построек. По словам того же Сергея Платонова, в наши дни вблизи таксопарка нередко случаются ДТП со смертельными исходами.
Там, где сейчас стоят велозаводские цеха, вплоть до 1916 года погребали умерших арестантов местной тюрьмы. По словам бывших работников завода, время от времени на территории появлялись прозрачные силуэты, облаченные в саваны, которые обращались к встречным с просьбой избавить их от кандалов…
Поблизости от ТЭЦ-1 лежало холерное кладбище, а на запад от нынешней областной больницы располагался погост бывшей земской больницы. Сейчас могилы сровняли с землей, а наверху разбили сад, где прогуливаются выздоравливающие пациенты… Поверх захоронений выстроен и поселок на выезде из города в сторону Саратова. "Мы были первыми, кто купил участок под строительство, и тем самым взяли грех на душу, — повествует местная жительница Наталья Аленкина. — Чертовщина началась, когда возводили стены: скрипели строительные леса, по ночам слышались стоны, а на рабочего упали хорошо закрепленные доски. Когда в дом заселились, то сразу почувствовали необъяснимый страх. А потом узнали про погост. Пришлось коттедж продать".
Русалочный омут находится на выезде из Пензы. Около дач в районе Барковки.  Русло со стоячей водой здесь заросло большим слоем ряски. Летними вечерами со стороны Южной или Западной Полян над этой местностью можно увидеть темные шлейфы, похожие на сгустки воздуха. Рядом постоянно собираются кошки со всей окрестности. А жители ближайших домов говорят, что над рекой часто слышны звуки, похожие на печальные вздохи. По поверью, в этом омуте обитают русалки. Они-то и приманивают к себе кошек.
Приблизительно в 5 километрах от станции Анучино, недалеко от деревни Сытинка, есть лесная полянка. Ровно шесть раз в году, в дни, считающиеся мистическими (Вальпургиева ночь, День Ивана Купалы, Хеллоуин), и в полнолуние тут можно услышать приглушенный свист флейты или свирели. Люди, побывавшие здесь, говорят, что при ее звуках, охватывает паника. Местные вспоминают, что в полночь в такие дни на небе всегда видно луну. Какой бы пасмурной ни была погода, тучи рассеиваются.