Превращение России в

Захаров 2
"В России серьезно рассматривают перспективу превращения нашей страны в ведущее транзитное государство в мире. Очередным подтверждением тому стал тот факт, что российский бизнес сейчас активно занимается развитием национальной транспортной инфраструктуры, а также разработкой перспективных средств перевозки грузов...."
Источник: интернет.


Первейшим инструментом в познавании живой и неживой природы и в различных сферах трудовой деятельности является математика.  Не удивительно, что зародилась эта наука очень рано и не перестает развиваться по сегодняшний день. Начиная перечисление с Востока, отметим, что к развитию математики приложили пытливые умы  китайцы и индийцы,  персы и вавилоняне, египтяне и греки, арабы и, конечно, многие другие, в том числе европейские народы тоже.

//Еще 4000 лет назад вавилонские ученые составляли наряду с таблицами умножения и таблицы обратных величин таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел.//
//Формула решений квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. … Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы.//
//Начиная с 13 века итальянские и другие европейские математики обозначали корень латинским словом Radix (корень).//
//В Европе первым трудом, в котором тригонометрия рассматривалась как самостоятельная ветвь математики, было произведение Региомонтана «Пять книг о треугольниках всех видов», написанное в 1462-1466 гг. и содержащее все, что было известно в то время в области тригонометрии. Основное содержание этой книги заимствовано из трудов, написанных на арабском языке.//
//Этот знак [V – корень] впервые встречается в немецкой алгебре «Быстрый и красивый счет при помощи искусных правил алгебры, обычно называемых Косс», изданной в 1525 году в Страсбурге. Автором книги был уроженец Чехии, учитель математики в Вене Криштоф Рудольф из Явора…»//

Приведенные цитаты, взятые из книги «История математики в школе VII – VIII классы» (автор Г. И. Глейзер; издательство «Просвещение»; 1982 год), говорят о давнишнем и очень продуктивном знакомстве европейцев с достижениями математиков остального мира.
В «Истории…» еще много самых разных интересных сведений. И не столько сведений, а кратких упоминаний, потому что труд Глейзера не есть энциклопедия, а просто небольшое по объему пособие для учителей математики.
Он пишет о Диофанте Александрийском (3 век) и его «Арифметике». Об индийском математике и астрономе Ариабхатте (5 век) с его «Ариабхаттиам». О другом индийском ученом Брахмагупта (7 век). Об алгебраическом трактате ал-Хорезми (8 век). Об иранце Мухаммеде аль-Махани (9 век). Об Омаре Хайяме (1077 год). О теореме Виета, впервые сформулированной в 1591 году. О математических трудах Жирара, Декарта, Ньютона в 17 веке.
Продолжать можно очень долго, перечисляя кроме ученых Ближнего и Среднего Востока, Индии и Китая еще и сотни английских, ирландских, германских, французских и многих других математиков, творивших с начала летоисчисления вплоть до середины прошлого века (время написания глейзеровской «Истории…»). Но мы специально ограничимся началом 18 века. Потому что именно тогда, в математическом мире произошло одно знаменательное событие, имеющее отношение к нашей теме: в 1703 году Л. Ф. Магницким в России была издана «Арифметика».

//По книге Магницкого русский читатель впервые знакомился с действиями над многочленами, с правилами решений уравнений первой и второй степени. Книга, наряду с подробным и систематическим изложением арифметики, содержала также сведения из алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии и навигации.//

Бросается в глаза вполне себе ощутимая разница между Европой и Русью в восприятии и развитии математической науки. Когда первая, в течении предыдущих веков переняв от арабов, греков, персов и индусов все, что можно, из области геометрии, тригонометрии, алгебры и теории чисел, уже вовсю штамповала собственные теоремы и их доказательства, двигая вперед основную, можно сказать, краеугольную науку, вторая (Русь-Россия) только приступала из под царской палки и по царской прихоти – как ей казалось надуманной и вредной – к знакомству с четырьмя арифметическими действиями.
Петровские реформы примерно совпадают по времени с началом активного заселения Европой Америки.  Оказывается, не только авантюристы, каторжники, бандиты и отморозки плыли за океан. В числе переселенцев хватало адекватных людей – честных, целеустремленных, трудолюбивых, то есть, положительных во всех отношениях. Но главное – грамотных. Они смогли, опираясь на волю закона и не путаясь в сословных и клерикальных догмах, создать с чистого листа новую страну. Это можно назвать чудом: всего за 250 лет с нуля самую-самую великую Америку. Смогли, потому что ехали не налегке, а с грузом знаний и опыта, полученных в европейских школах и университетах, на европейских мануфактурах и в лабораториях, в банках и на фермах, на кораблях и в шахтах. Любовь Европы к точным наукам и в частности к математике здесь проявила себя в полной мере в самом превосходном качестве.
Почему же ни древняя, ни даже средневековая Русь математикой не увлеклась? Хотя возможность, конечно, была. В то время проводником любых знаний являлись в первую очередь торговые пути. Значимых торговых путей было на территории Руси, по крайней мере, три. И два из них – для связи северной Европы с южной и с Азией – сейчас назвали бы транзитными. Персия хоть и за морем, но все равно через Волгу и Каспий была, можно сказать, у русских под боком, а путь из варяг шел по Днепру через сердце Руси к самым что ни на есть грекам с их Эвклидами, Архимедами и Пифагорами. Намного позже этих двух обозначился третий путь из Белого моря на Англию для чисто русско-английских торговых надобностей. В шаговой доступности был еще Великий шелковый, который краем цеплял наших южных соседей (хазар), и который через вторых и третьих лиц  мог бы нести для наших предков научную информацию из китайских и арабских источников. В отдельных случаях такого косвенного влияния бывает вполне достаточно для довольно значимых вещей, но для смычки Руси и математики чего-то все-таки не хватило. Сведений о том, что какой-либо из этих путей дал толчок изучению на Руси алгебры или тригонометрии не имеется.
Свидетельством того, что Русь кое-что все-таки могла перенимать и перенимала (когда хотела), являются языческие боги Руси: Перун, Дажбог, Сварог и другие – это калька с богов древней Персии. Опять же христианизация Руси произошла не сама по себе: христианство величественной поступью сошло из ладьи на русский берег транзитного греко-варяжского пути. Так что заинтересованные люди знали дорогу на Русь. Эти же люди не могли не нести сведения – хотя бы отрывочные и элементарные – о быстром счете, о мерах и площадях, об углах и окружностях.
Но: «Купцы не учатся даже арифметике, и иноземцы во всякое время беспощадно их обманывают» (из Wiki).
Почему эти сведения у русских не прижились и не обросли собственными умствованиями, частично объясняет цитата, заимствованная из той же Wiki и относящаяся к 13 веку: «Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию; а се душевные грехи учиться астрономии и эллинским книгам; по своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения».
Можно также предположить, что проклятие неизвестного клирика не возымели бы действия, если бы на том этапе развития древнерусского общества точные знания были народом востребованы. Немногочисленное по европейским понятиям население России жило в своем особом мире на огромной территории, практически не нуждаясь в торговых путях, и не ощущая в каком-либо забугорном товаре острой необходимости. Потому-то оно и задержалось со строительством кораблей и флота на несколько сот лет, а то бы занялось математикой значительно раньше.
Правда, начиная с середины 13 века, Русь подверглась испытанию игом, на которое принято сваливать все преследующие Россию беды. Но если разобраться, то игу не было никакого смысла препятствовать интересу Руси к математике, если бы оный проявился. Если данник платит, и если его новое увлечение может способствовать увеличению платежей, то зачем лезть не в свое дело? Думать, что прозорливость ханов распространялась на века вперед, и уже тогда они видели в Руси конкурентов, которые с помощью науки рано или поздно повернут иго в обратную сторону, нет никакого резона.  Разумеется, мешали России начать заниматься науками не то, что мешает плохому танцору, а все какие-то сторонние и скороспешные внутренние дела: то большие и малые войны с соседями (хотя наоборот – должны были подстегнуть), то «смутное время», то разобщенность и раздробленность и чехарда с определением престолонаследников и их властных полномочий. После Крымской войны царедворцы, наконец-то поняли, что надо было помогать энтузиастам, а не сажать их на бочку с порохом, но время было безвозвратно упущено.
Но ведь и Европа в этом смысле тоже не сидела, сложа руки. Хватало у нее войн, клерикального разгула и другого беспредела, доходило и до истребления человеков человеками  (достаточно увидеть полотна Брейгеля, отображающие колонизацию Нидерландов Испанией). Тем не менее, в Европе никто не прекращал овладение знаниями, и чем круче было противостояние между европейскими народами, тем настойчивее и со все большим успехом европейцы занимались математикой и другими точными науками. Надо сказать, что тяге к знаниям во многом помогли колониальные захваты, в результате которых в страны-метрополии, как из рога изобилия, рекой лились ликвидные ценности и живой товар. Тогда же Европа поняла, что вложения в науку и образование окупаются с лихвой и очень быстро и денег на благое дело не жалела.
Однако, на удивление всему цивилизованному миру через 250 лет после издания книжки Магницкого немытая Россия, отталкиваясь от одной только землемерной веревки первее всех вырвалась в Космос. С нуля. Это при том, что о существовании «Арифметики» стало известно далеко не всем социальным слоям, а только избранным, поскольку и через 200 лет после ее издания 90% населения оставалось, мягко говоря, не слишком образованными. Если принять во внимание, что занятие российской математикой была не массовым, а элитарным, и лишь за 25 лет да запуска первого спутника с началом борьбы с неграмотностью математика пошла в народ, то технологический и научный рывок России вообще не поддается логическому объяснению.
Это почудеснее того чуда с Америкой. Говорят: Россия вырвалась с помощью германских мозгов и германских технологий. Возможно. Но заполучить и применить чужие мозги и технологии тоже нужно суметь. Не каждому дано пройти через фатальную войну и найти желание и силы заниматься ракетной техникой. Америка тоже неплохо поживилась в поверженном дойчланде, и нимало этим обстоятельством не смущается.

О чем эта статья? В общем, о транзитных путях. О великих шелковых, о юго-северных, о сахалино-японских и о прочих, которыми соблазняют наше правительство эксперты либерального розлива, а также ближние и дальние соседи. О всех путях ради путей и ради транзитной ренты.
Да, сидеть у порогов и ждать вольного купца, который платит за перевозку посуху его ладьи, занятие может быть и непыльное, и прибыльное, но легкие деньги не всегда идут на пользу и приносят удачу.