Стрела времени

Павел Коряков
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1. Зигфрид фон Больштедт, граф Священной Римской империи.
2. Август, его старший сын.
3. Алоис, его средний сын.
4. Альберт, его младший сын.
5. Кот, спутник Альберта.
6. Огр, волшебник, истец (эпоха апологетов), Рауль (эпоха схоластов).
7. Тертуллиан, апологет.
8. Октавий, судья (претор).
9. Абеляр Петр, магистр богословия.
10. Альберик Реймсский, магистр богословия.
11. Лотульф Ломбардский, магистр богословия.
12. Конан, епископ Пренестинский, папский легат.

Нотарий, римские воины, монахи.

ДЕЙСТВИЕ 1. НАСЛЕДСТВО СТАРОГО ГРАФА.

СЦЕНА 1. Август, Алоис.

В центре – ложе. На нем лежит старец. За ложем – дверь с начертанным на ней красным крестом. Август стоит слева от ложа. На заднем плане Альберт играет с котом. Входит Алоис, встает справа от ложа.
Алоис (показывая на старца с Библией в руках). Как он?
Август. Плохо, Алоис! Всю ночь был без сознания… Бредил!
Алоис (живо). О чем?
Август (уныло, со скукой). О великом круге истории, о стреле времени, о путешествиях из настоящего в прошлое… Все, как всегда, ничего нового!
Алоис. А о наследстве говорил что?
Август (уныло качает головой). Это нет…
Алоис (с сожалением). Эхе-хе! Лучше бы старый граф сказал нам, как разделить наследство. Если он этого не сделает до своей смерти, мы с тобой, Август, я чувствую, рассоримся навеки…
Август. Это да! Рассоримся, да еще как! Вот только не знаю, остались ли деньги у старого графа в казне, или же он потратил все сокровища на бедных.

СЦЕНА 2. Зигфрид фон Больштедт, Август, Алоис, Альберт.

Зигфрид (слабым голосом). Кто здесь говорит о сокровищах?
Август (сконфуженно, кланяясь). Я, Август, ваш старший сын.
Алоис (радостно). Он пришел в себя! Альберт, брат мой, подойди!
Альберт оставляет кота и подходит к братьям.
Зигфрид (с неожиданной энергией). Даю вам последнее напутствие, дети мои, перед моим отшествием ко Господу: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»!
Август (растерянно). Вот это напутствие! Что же нам делать?
Зигфрид (в экстазе). Каждый из вас должен отправиться в путешествие, чтобы укрепить свою веру. Вы должны научиться противостоять искушениям и стяжать благодать Святого Духа. Целью вашего путешествия должен быть поиск Бога! Вы должны найти Его с помощью стрелы времени…
Август (переглядывается с Алоисом). Стрела времени?? А-а-а, что это?
Зигфрид (в экстазе). Это такой древний артефакт, позволяющий перемещаться по великому кругу времени… Попадать в прошлое или в будущее. Сейчас, вы, допустим, в 1220 году от Рождества Христова. А с помощью стрелы времени можете переместиться на сто, двести или даже тысячу лет назад. А потом вернуться обратно…
Алоис (опять переглядывается с Альбертом). А где она, эта стрела?
Зигфрид (протягивая Библию). Вот здесь! Возьмите!
Август берет Библию, недоверчиво листает ее и находит стрелу.
Август (разочарованно). Да это простая закладка!
Алоис (печально). Он опять бредит! Бедный отец!
Альберт (пытливо). Куда мы должны идти, отец? В прошлое или в будущее?
Зигфрид (после паузы). В прошлое! Ибо именно прошлое скрывает ответы на все вопросы. Поскольку история, раз свершившись, пребывает в мире, лишь корректируясь определенным временем и местом.
Август и Алоис, снова качают головами, переглядываются и разводят руками.
Алоис (лукаво). Мы бы отправились в путешествие, отец, но у нас нет денег! Как велишь разделить наследство?
Зигфрид (со вздохом). Ничего вы не поняли! Пусть так! Слушайте мою волю! Землю, титул и казну графства наследует мой старший сын, Август! Возьми, Август, ключ от сундука! Дает Августу ключ. Август дрожащими от алчности руками вешает ключ на грудь. Все подсобное хозяйство: кузницы, мельницы, племенные конные заводы – наследует мой средний сын, Алоис. Вот тебе, Алоис, подкова на счастье! Дает Алоису подкову. Алоис дрожащими от алчности руками вешает подкову на грудь. Младшему сыну, Альберту, завещаю библиотеку и родовую Библию со стрелой времени… Дает Альберту Библию со стрелой времени. Возьми мой дар, Альберт, и ищи Бога – в библиотеке и в самом себе… Альберт грустно смотрит на Библию.
Альберт (обиженно). Ты оставляешь мне одну только Библию?
Зигфрид (слабеющим голосом). Не забывай про стрелу времени! Она имеет свойство открывать любые замки, преодолевать любые преграды… Опасайся злого волшебника Каннибала Огра. Это твой враг! Он питается душами людей… Ты будешь встречать Огра под самыми разными личинами…
Альберт. Я ничего не понимаю!
Зигфрид (слабеющим голосом). Одному идти несподручно. Тебе понадобится спутник. Поэтому возьми с собой нашего домашнего кота. Я все сказал! Простите меня, дети мои! Пришло мое время предстать перед Всевышним!
Благословляет детей знаком креста. Во время благословения рука старого графа неожиданно застывает в воздухе и падает.
Альберт (с волнением). Он умер! Да упокоит Господь его душу!
Август (деловито). Эй, слуги! Приготовьте тело к погребению!
Выходят слуги укатывают ложе с телом за кулисы.
Август (потирая руки). Не терпится мне заглянуть в казну! Сколько же денег оставил мне старый граф? Пойду, посчитаю денежки…
Уходит налево.
Алоис (потирая руки). Не терпится мне посмотреть на мои кузницы, мельницы и племенные конные заводы! Пойду, посмотрю, как там они…
Уходит направо.

СЦЕНА 3. Альберт, кот.

Альберт разочарованно смотрит на Библию, садится по центру сцены (с Библией на коленях) и начинает горько плакать.
Альберт. О бедный я, несчастный! Как мне теперь жить?
Из-за кулисы выходит кот и присаживается рядом с хозяином.
Кот. О чем ты плачешь, хозяин?
Альберт (с величайшим изумлением). Ты умеешь говорить?
Кот (скромно). Не только говорить, но и утешить! О чем печалишься?
Альберт. О наследстве! Мои братья вышли отсюда богачами, а я – нищим!
Кот (гладит Альберта по голове). Ты гораздо богаче своих братьев!
Альберт. Это почему?
Кот (гордо). Потому что, во-первых, у тебя есть Библия. А во-вторых, я!
Альберт (горько). И что мне с тобой делать? Зажарить и съесть? А из шкурки сделать муфту? Кот испуганно убирает руку с головы Альберта. Разве ты можешь мне объяснить, почему отец оставил меня бедным?
Кот (загадочно). Апостол Иаков говорит: «Послушайте, братия мои возлюбленные: Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?».
Альберт (потрясенный, долго думает). Ты хочешь сказать – это избрание?
Кот. Да! Ты должен отправиться в путешествие на поиски Бога!
Альберт. Но как?
Кот (показывает на Библию). Вспомни, у тебя есть Библии, а в ней – чудесная стрела времени, с помощью которой можно перемещаться по эпохам.
Альберт (горько). Это простая закладка!
Кот (загадочно). Не простая! Давай посмотрим, где она сделана… Забирает у Альберта Библию и листает ее. Смотри, Альберт! Стрела времени заложена на карте путешествий апостола Павла. А на карте путешествий апостола Павла красными крестиками отмечены города: Рим и Суассон… Видишь?
Альберт. Вижу. Ну и что?
Кот. А то, что ты должен посетить эти города!
Альберт. Каким образом?
Кот. С помощью этой самой стрелы! Видишь, что на ней написано!?
Альберт (читает). «Ite per crucem!». В переводе с латинского это значит: «Иди через крест!». Я должен пройти через крест?
Кот. Да!
Альберт. Но где находится этот крест?
Кот. Я думаю, в библиотеке. Давай поищем его!
Осматривают библиотеку, останавливаются перед дверью с начертанным на ней большим красным крестом.
Кот. Куда ведет эта дверь?
Альберт. В картотеку. Там находятся каталоги. Дергает дверную ручку, но дверь не открывается. Заперто! А ключей у меня нет!
Кот. Зато есть стрела времени! Старый граф говорил, что ею можно открыть любой замок. Вставляет стрелу в скважину и открывает дверь.

СЦЕНА 4. Альберт, кот, Огр.

В дверном проеме предстает Огр в шляпе звездочета и плаще.
Огр (язвительно). Никто не пройдет через эту дверь, пока не ответит на мои вопросы! Готов ли ты, юноша, к входному тесту по философии?
Альберт (удивленно, отступая назад). Кто ты такой?
Огр. Я Огр. Звездочет Огр. Кланяется. Скептик, нигилист и атеист. Надеюсь стать твоим ближайшим другом, лорд Альберт!
Альберт. Разве ты меня знаешь?
Огр (льстиво, желая обмануть). Конечно! Я был другом твоего отца!
Кот (тревожно). Хозяин, этот человек – злой волшебник! Не верьте ему! Именно он превратил меня в кота! Ах ты злодей, сейчас я расцарапаю тебе лицо! Хочет кинуться на волшебника, но Альберт удерживает его.
Альберт (коту). Подожди, сначала узнаем, что ему нужно!
Огр (вкрадчиво). Я хочу только помочь тебе, Альберт! Ведь о тебе больше никто не позаботится. Ибо нет ни богов, ни духов, ни каких других нематериальных существ, ни загробной жизни. Верно?
Альберт. Это атеизм! А я – монотеист! Я верю в единого Бога, обладающего абсолютной властью и силой. Верю в Бога – Творца всего сущего.
Огр (льстиво). Конечно-конечно! Я помню, что первоначалом всего сущего являются атомы, точнее, их случайные столкновения. Правда?
Альберт. Это материализм Демокрита! А я креационист! Я верю, что Бог создал мир из ничего, по любви, свободно, наподобие мудрого поэта давая начало всему существующему.
Огр (льстиво, с нотками злобы). Пусть так! Но ведь Бог – это просто Часовщик! Он запустил механизм бытия и устранился от дел! Он не заботится о своем творении. Посмотри на себя! Твои братья после смерти отца стали богачами. А ты? Ты остался нищим. Пойдешь на паперть вместе с котом?
Кот (помогая). Ты клевещешь на Бога! Бог любит своё творение и управляет им. Промысел Божий о мире существует, он есть! Бог сохраняет мир, а человека направляет к предназначенной ему цели бытия – Царству Небесному.
Огр (про себя со вздохом). Типичный менталитет средневековья: монотеизм, креационизм и провиденциализм! Альберту. Значит, ты христианин?
Альберт. Христианин!
Огр. И ты хочешь попасть в эпоху апологетов?
Альберт. Таково завещание моего отца!
Огр (с издевкой). Бедный юноша! Ты даже не знаешь, что тебя там ждет! Но если хочешь стать жертвой, то иди… До скорой встречи в суде!
Насмешливо кланяется и уходит.

СЦЕНА 5. Альберт, кот.

Альберт. Выходит, ты знаешь Огра?
Кот. Еще бы! Это мой бывший хозяин. Я служил в его замке библиотекарем.
Альберт. А почему он...?
Кот. Превратил меня в кота? Кот печально вздыхает. Потому что я, убираясь однажды в библиотеке, дотронулся до его магической книги с заклинаниями. Теперь все принимают меня за кота, хотя на самом деле я человек.
Альберт. Можно ли развеять злые чары?
Кот. Да, хозяин! Я должен преданно служить вам во время вашего путешествия по временам и эпохам. Наградой за преданность мне будет возвращение моего прежнего облика. Так сказал ваш отец. А он был пророком!
Альберт. Значит, ты будешь мне помогать?
Кот. До тех пор, пока вы не обретете Бога в своем сердце!
Альберт. Тогда идем?
Кот. Идем!
Проходят в картотеку, останавливаются перед каталогами.
Альберт. Что дальше?
Кот. Положись на меня, хозяин! Ведь я был библиотекарем! Куда нам нужно?
Альберт. В Рим!
Кот. Значит, ищем среди этих ящиков букву «Р». Вот она! Кот выдвигает ящик, смотрит формуляры. Здесь книги разбиты в хронологическом порядке, по векам. Какой век нам нужен?
Альберт. Второй. Или третий. Апологеты жили именно в это время.
Кот. Я вижу формуляр с именем «Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан». Даты жизни: 160-220 гг. Подойдет нам эта эпоха?
Альберт. Вполне! (боязливо). А мы вернемся?
Кот. Положись на меня, хозяин!
Закрывают дверь в картотеку изнутри.

Занавес.

ДЕСТВИЕ 2. ЭПОХА АПОЛОГЕТОВ.

СЦЕНА 1. Альберт, кот.

Интерьер римского дома с колоннами. По центру – возвышение с креслом претора. За креслом претора – дверь с большим красным крестом. Над креслом большое изображение (или статуя) Фемиды (Юстиции). В левой части сцены - барьер. Между барьером и креслом – кафедра адвоката. В правой части сцены – клетка. Между креслом и клеткой - кафедра обвинителя. Рядом с преторским креслом – стол и стул нотария.

Альберт и кот с трудом выходят из-за двери, сдвигая кресло претора.
Альберт (озираясь). Где это мы?
Кот (трогая вещи на столе). Похоже, в здании суда. Видишь Фемиду?
Альберт. А где люди? Вымерли? Или мы попали куда-то не туда?
Кот. Пойду поищу кого-нибудь…
Кот уходит. Альберт продолжает осматриваться.

СЦЕНА 2. Альберт, Тертуллиан.

Тертуллиан (входя, бодро). Как настроение, юноша? Не боитесь?
Альберт (беззаботно). Чего я должен бояться? Господь со мною!
Тертуллиан (с уважением). Какая вера! Какая сила духа! Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Слегка кланяется. Прислан защищать тебя.
Альберт (растерянно). Защищать меня? От чего?
Тертуллиан (бодро). Против тебя выдвинуто обвинение в том, что ты – христианин. Моя задача – добиться оправдательного приговора. И я добьюсь его, не будь я Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан! Я ознакомился с твоим делом… Оно чистое! Тебе в самом деле не стоит беспокоиться…
Альберт (растерянно). Постой, что значит: мое дело? Разве я арестован?
Тертуллиан (раскрывает рот, замирает, потом качает головой, не веря). О, святая простота! А почему же ты тогда здесь находишься? На тебя был написан донос. Префект города собрал доказательства и взял тебя под стражу. И вот ты здесь… Как только я узнал, что тебя будут судить за принадлежность к христианству, сразу вызвался быть твоим защитником. Хотя это очень опасно! Ведь я и сам христианин. И меня могут судить по тому же рескрипту Траяна, что и тебя. Достаточно только написать донос.
Альберт (потрясенно). Меня будут судить за то, что я христианин?
Тертуллиан. Да, но ты не бойся! У нас есть шансы! Ибо: наш император, Септимий Север, вовсе не жаждет крови христиан. Это раз (загибает пальцы). У меня есть формула ответа христианина перед трибуналом, необходимая для оправдания. Это два. В истории юриспруденции известны оправдательные приговоры по таким же делам, как твое. Это три.
Альберт. Кто будет меня судить?
Тертуллиан. Октавий! С претором нам повезло. Про Октавия говорят: «строг, но справедлив».
Альберт. Я ответчик, это понятно. А кто истец?
Тертуллиан. Некий Каннибал Огр! Он и подал иск.
Альберт. Огр!!! Неужели?
Тертуллиан. На случай, если дело не выгорит… У тебя есть деньги?
Альберт. Нет.
Тертуллиан. Связи?
Альберт. Нет.
Тертуллиан. Ты хотя бы римский гражданин?
Альберт. Мой отец, покойный Зигфрид фон Больштедт, был графом Священной Римской империи.
Тертуллиан. Какой странный титул! Ты хотел сказать: был сенатором? Слышится шум шагов. О! Они идут! Приготовься!
Альберт. К чему?
Тертуллиан. К прению сторон. Сейчас будет дуэль между истцом и ответчиком. Полагаю победа будет за мной! Встань за барьер. Там твое место!
Альберт становится за барьер.

СЦЕНА 3. Альберт, Тертуллиан, Октавий, Огр, нотарий, воины.

Входит Октавий, за ним Огр, следом нотарий и римские воины. Чиновники рассаживаются по местам. Римские воины встают рядом с Альбертом.

Октавий (Альберту). Ты ли Альберт из Больштедта?
Альберт. Я.
Октавий (Огру). Обвинитель, огласи суть дела!
Огр (читает). «Октавий да будет судьей. Если окажется, что свободнорожденный Альберт из Больштедта является христианином, то ты, судья, осуди его за самое имя – «nomen ipsum» – христианина на основании рескрипта божественного Траяна. Если же нет, оправдай».
Октавий (Альберту). Ты христианин?
Альберт. Христианин!
Октавий. Известно ли тебе, Альберт из Больштедта, что ты подлежишь судебному преследованию за принадлежность к христианству?
Альберт. Я христианин!
Октавий. (нотарию с чувством исполненного долга). Запиши, что он признался… Нотарий записывает. Дело сделано! Но, может быть, адвокат хочет сказать слово в защиту обвиняемого?
Тертуллиан (театрально). Ну почему о христианах составляются приговоры самые краткие и поверхностные! Когда судят человекоубийцу, его признанием дело не ограничивается. Стараются узнать: сколько он совершил убийств? Это раз. Какими орудиями? Это два. Где? Это три. С кем? Это четыре. Чтобы никакое зло не осталось в тайне для составления истинного решения… Поэтому у меня вопрос к обвинителю! Пусть скажет мне: почему он вменяет моему подзащитному преступлением одно имя христианина? Разве может имя быть преступлением? Что плохого в этом имени?
Огр. Я составлял донос на Альберта из Больштедта на основании рескрипта императора Траяна, который установил гонение на христиан за самое имя.
Тертуллиан. Что же плохого в имени христианина? Оно звучит барбаризмом? Предвещает несчастье? Содержит в себе злоречие или бесстыдство?
Огр. Нет…
Тертуллиан. Можешь ли ты уличить самого Христа в худом поступке?
Огр. Нет…
Тертуллиан. Тогда получается, что ты пренебрег и следствием, и познанием. У тебя одно имя без изобличения осуждает и неизвестную секту, и неизвестного Основателя. Однако в рескрипте императора Траяна велено не просто казнить христиан, но уличать их. Вот я и требую, чтобы ты, Каннибал Огр, уличил моего подзащитного в конкретном преступлении.
Октавий. Поддерживаю требование адвоката!
Огр (мнется). Э-э-э… Я обвиняю Альберта из Больштедта в преступлении против… Против отеческой религии. А именно – в безбожии и святотатстве.
Тертуллиан. Осмелюсь заявить, что мой подзащитный – совсем не безбожник! Он почитает единого Бога и любит Его. Правда, Альберт?
Альберт. Да! Я верую во единого Бога Отца-Вседержителя!
Тертуллиан. Попрошу нотария внести реплику подсудимого в протокол!
Октавий. Готов ли подсудимый отвести от себя подозрение в безбожии, сказав формулу: «Смерть безбожным»?
Тертуллиан. Готов! Альберт!
Альберт. «Смерть безбожным»!
Тертуллиан. Поскольку в рескрипте Траяна предусмотрена возможность помилования христианина вследствие его раскаяния, я требую помилования для моего подзащитного – Альберта из Больштедта!

СЦЕНА 4 (продолжение).
Альберт, Тертуллиан, префект, Огр, нотарий, воины.

Огр. Я протестую! Я вменяю в вину Альберту не только безбожие, но и оскорбление святыни. Ибо Альберт кланяется только своему Богу и, таким образом, бесчестит римских богов. Он покушается на священные устои нашего государства! Пусть Альберт делом покажет свое отношение к нашим богам!  Пусть бросит кусочек ладана на жертвенник Юпитера!
Тертуллиан. Ты говоришь о бесчестии наших богов? А вы сами в театрах не бесчестите ли их? Вспомни фарсы Лентулов и Гостилиев. В этих фарсах осмеивается Анубис-прелюбодей, Луна мужчина, Диана высеченная, читается завещание мертвого Юпитера. А как римские граждане поступают с домашними богами – ларами? Сатурн переделывается в ночной горшок. Минерва – в лохань. Сами боги продается, как овощи, на публичном торгу!
Октавий. Поддерживаю обвинителя! Рескрипт Траяна предусматривает поклонение нашим богам для оправдания в деле таком, как это.
Тертуллиан (вытирая пот). Хочу обратить внимание достопочтенного префекта на тот факт, что Рим не запрещает иудеям исповедовать единого Бога и не навязывает им почитания наших богов. Еврейского Иеговы даже нет в римском пантеоне! Поскольку христианство вышло из недр иудаизма, я полагаю, христиане также имеют полное право почитать своего Бога так, как им заблагорассудится.
Огр. Нельзя сравнивать религию иудеев и религию христиан! Религия иудеев есть религия древняя. Ей несколько тысяч лет. Она разрешена законом (licita). А христианству всего 250 лет. И оно не разрешено законом (illicita).
Тертуллиан. Сколько у нас есть законов, которые нужно исправить? Законы освящаются не числом лет, не авторитетом издателей, а одной справедливостью. Поэтому, когда делается известными их несправедливость, они по заслугам осуждаются. Если законы наказывают за одно только имя, то мы назовем их не только несправедливыми, но даже глупыми.
Огр (с усмешкой). Iudicis est ius dicere, non dare. – Судье подобает творить суд, а не создавать право. До тех пор, пока в государстве не появились новые законы, мы должны руководствоваться старыми.
Тертуллиан. Всякий человек волен располагать собою. Так же точно он волен поступать в делах религии. Право общечеловеческое требует, чтобы каждому было предоставлено покланяться тому, кому он хочет. Религия одного не может быть вредна, ни полезна для другого…. Итак, позвольте одним поклоняться истинному Богу, а другим – Юпитеру.
Огр. Это дешевая риторика! Рим всегда существовал sub auspiciis deorum (под руководством богов). И Рим не допустит пренебрежения ими!
Октавий. Поддерживаю обвинителя. Альберту. Готов ли ты, юноша, принести жертву Юпитеру, чтобы получить помилование?
Альберт. Нет! Я готов скорее умереть!
Октавий. В таком случае мне осталось только вынести приговор. Последнее слово для обвинителя и адвоката.
Огр. Я буду краток! Доказано, что подсудимый – христианин. Доказано, что он не желает почитать наших богов. Поэтому да свершится правосудие и пусть обрушатся небеса!
Тертуллиан. Да, мой подзащитный – христианин. Он молится только Своему Богу, не желая молиться никаким другим богам. Так делает в нашей империи не только он, но и иудеи. Но я хотел бы спросить: о чем Альберт из Больштедта молится Своему Богу? О чем просит Его? Он просит у вечного Бога императору здоровья и того благоволения, которое сам император желает по преимуществу. Альберт молится за всех императоров, чтобы жизнь их была продолжительна, чтобы власть безмятежна, чтобы семья безопасна, и о всем том, что желает человек и сам император. Посему прошу быть к нему снисходительным и милосердным. Тем более, что царствующий ныне Септимий Север благосклонно относится к христианству. Dixi. Я сказал.
Октавий. Я выслушал обе стороны. Взвесил все аргументы. Оглашаю постановление-приговор: Альберт из Больштедта признается виновным в том, что он христианин, и приговаривается к смертной казни усечением мечом. Вот судебное решение в письменном виде (подает свиток Тертуллиану). Воины, препроводите осужденного в темницу!
Воины заводят Альберту за решетку и уходят. За ними – судья и нотарий.
Тертуллиан (проходя мимо Альберта). Мы проиграли… Но надежда есть! Я обжалую приговор в вышестоящей инстанции. Встретимся на суде кесаря!
Пожимает Альберту руку и уходит.
Огр (проходя мимо Альберта, с издевкой). Бедный юноша! Мне тебя жаль!

СЦЕНА 5. Альберт, кот.

Альберт ходит по темнице, обхватив голову руками.
Альберт (горестно). О бедный я, несчастный! Куда привело меня это путешествие? В темницу! И что меня ожидает? Неминуемая жестокая смерть! Что делать? Что же мне делать?? О, Господи, для чего ты меня оставил!
Кот (входит с пакетом молока; спокойно). О чем плачешь, хозяин?
Альберт. Неужели не видишь, в какой я беде! И вообще, где ты был?
Кот (делает глоток). На кухне. Меня угостили великолепным козьим молоком. Не хочешь? Протягивает Альберту пакет. Тот отворачивается.
Кот (делает еще глоток). Не волнуйся хозяин, я вытащу тебя отсюда!
Альберт. Как? Эти прутья очень прочны! Пытается разжать прутья.
Кот. У меня есть стрела времени, которая открывает любые замки! Ты забыл? Ну-ка, ну-ка… Кот достает стрелу и открывает замок. Ты хотел выйти?
Альберт (приходя в себя). О да! Бежим отсюда! Прочь! Прочь!
Альберт подбегает с котом к двери с красным крестом в центре зала, открывает ее и натыкается на Огра в шляпе звездочета и плаще.

СЦЕНА 6. Альберт, кот, Огр.

Огр (с иронией). Вы далеко?
Кот (с ответной иронией). Нам нужно положить формуляр на место!
Огр. Значит, вы познали все прелести эпохи апологетов?
Альберт (с содроганием). О да!
Огр. И теперь хотите вернуться домой?
Кот. Книга прочитана. Ее осталось только закрыть!
Огр. Я вас пропущу только в том случае, если вы ответите на мои вопросы!
Кот. Слушаем тебя!
Огр. Альберт, ты поучался у величайшего апологета Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана… Что он говорит о христианской вере?
Альберт. Вера во Христа содержит в себе всю полноту истины и не нуждается в философии. Она начинается там, где кончается опыт и доказательства.
Огр. Почему ты веруешь во Христа?
Альберт. «Верую, ибо абсурдно»!
Огр. Чему противопоставляется тертуллиановская вера Иерусалима?
Альберт. Мудрости Афин.
Огр (со злостью). Я вижу, ты усвоил урок… До скорой встречи на соборе!
Огр исчезает.
Кот. Куда теперь?
Альберт (решительно). В эпоху схоластов!
Кот. Наш город?
Альберт. Сейчас посмотрю… Смотрит в Библию. Суассон!
Кот. Значит, ищем среди этих ящиков букву «С». Вот она! Кот выдвигает ящик, смотрит формуляры. Какой нам нужен век?
Альберт. 11-й-12-й.
Кот. Я вижу формуляр с именем «Пьер Абеляр». Даты жизни: 1079-1142 гг. Подойдет нам эта эпоха?
Альберт. Вполне!
Кот (беззаботно). Тогда вперед!
Альберт (боязливо). А если меня опять бросят в темницу?
Кот (беззаботно). Положись на меня, хозяин!
Дверь картотеки закрывается изнутри.

Занавес.

ДЕЙСТВИЕ 3. ЭПОХА СХОЛАСТОВ.

Интерьер зала церковных соборов. По центру – длинный стол с тремя стульями. За столом – дверь с большим красным крестом. Над дверью большое изображение Святой Троицы. В левой части сцены - барьер. В правой части сцены – еще один небольшой стол со стулом.

СЦЕНА 1. Альберт, кот.

Альберт и кот выходят из-за двери с красным крестом, сдвигая стулья.

Альберт (озираясь). Где это мы?
Кот. Похоже, в зале церковных соборов.
Альберт. А где люди?
Кот. Пойти поискать кого-нибудь?
Альберт (хватает кота за руку). О нет! В прошлый раз ты ушел, а меня чуть не засудили! Останься. Сюда обязательно кто-нибудь придет.
Кот. Я слышу шаги!

СЦЕНА 2. Альберт, кот, папский легат Конан.

Входит легат Конан с двумя книгами.

Конан (смотрит на Альберта). Юноша, вы очень похожи на философа…
Альберт. Я и есть философ!
Конан. Есть ли у вас ученая степень?
Альберт. Мне всего 20 лет. Но я успел получить степень бакалавра богословия и даже с успехом участвовал в диспутах.
Конан. Как вас зовут? Вы из благородной семьи?
Альберт. Я Альберт фон Больштедт, младший сын графа Больштедта.
Конан. О! (думает). Как вы относитесь к учению магистра Петра?
Альберт. Какого магистра Петра? И к чему эти вопросы?
Конан. О! Ты его не знаешь! Возможно, ты именно тот, кто нам нужен!
Альберт. Для чего нужен?
Конан. Я пренестинский епископ Конан, легат его святейшества папы римского. Ищу независимого эксперта для оценки сочинений магистра Петра Абеляра. Не хотите ли вы, юноша, выступить в роли эксперта?
Альберт. А кто будет присутствовать на соборе?
Конан. Рауль, архиепископ Реймский, Альберик, Лотульф и я.
Кот. Соглашайся, Альберт! Тебя приглашают стать экспертом. Всего лишь! Увидишь настоящий церковный собор! Нет никакого риска!
Альберт. Хорошо, я согласен! Только мне нужны тексты магистра Петра!
Конан. Вот два экземпляра трактата Абеляра «О божественном единстве и троичности». Нужна пространная рецензия по этому трактату. Готовьте речь, а я пойду звать участников собора. Собор начнется через полчаса.
Дает Альберту 2 книги и уходит.

СЦЕНА 2. Альберт, кот, Элоиза.

Элоиза Фульбер выходит за-за ширмы в одеянии монахини.

Элоиза. Добрый юноша, ты из благородной семьи, я правильно поняла?
Альберт. Да…
Элоиза. Младший сын графа Больштедта?
Альберт (удивленно). Да! Но откуда вы меня знаете?
Элоиза. Я стояла здесь, за ширмой… И случайно слышала весь твой разговор с легатом Конаном… Скажи мне, ты рыцарь, лорд Больштедт?
Альберт. Судя по одеянию, вы монахиня… Но монахини так себя не ведут!
Элоиза (печально). Меня вынудили постричься… Я Элоиза Фульбер.
Альберт (удивленно). О-о-о! Я знаю тебя! Ты жена Петра Абеляра!
Элоиза (с горьким вздохом). Я была ему не столько женой, сколько служанкой, дочерью, сестрой. Я принесла всю свою жизнь на алтарь его блага. Я повиновалась своему мужу во всем и ни в чем его не оскорбила.
Альберт (растроганно). Чем я могу помочь вам?
Элоиза. Я слышала, тебя взяли на собор в качестве независимого эксперта… Выступи с защитительной речью моего мужа! Отведи от него обвинение в ереси! Сделай это ради женщины, которая на коленях молит тебя об этом!
Элоиза падает на колени. Альберт поднимает ее.
Альберт (растроганно). Хорошо, я сделаю, что смогу, только мне надо разобраться с текстами…
Элоиза. О добрый юноша! Я на тебя рассчитываю и буду молить Бога об успехе твоей миссии! Читай, не буду тебе мешать.
Уходит.

СЦЕНА 3. Альберт, кот.

Альберт (присаживается, открывает книгу и листает ее). Итак, что у нас тут? Защита прав разума и естественной религии язычников… Обоснование догмата Троицы в философских категориях…
Кот (присаживается, листает вторую книгу). Это как?
Альберт. Троица как высшее совершенство, могущество, мудрость и любовь… Что дальше? Нападки на номинализм Росцелина…
Кот. Номинализм? Пока был котом, забыл, что это такое!
Альберт. Номинализм и реализм тесно связаны с проблемой универсалий. Универсалии – это вопрос о реальности объектов, обозначаемых общими понятиями. Номиналисты учили, что есть лишь индивидуальные вещи, а роды и виды – не более чем субъективные обобщения сходного. Напротив, реализм полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.
Кот. Как все сложно… А почему вообще возникла проблема универсалий?
Альберт. А потому что, номинализм – материалистическое учение. И, если признать его правоту, то, выходит, что Бога нет. Есть только Его имя. И все.
Кот. Значит, правы реалисты, а номиналисты – еретики?
Альберт. Вроде того.
Кот. Если Абеляр критикует номинализм, почему его судят?
Альберт. Абеляр критикует номинализм Росцелина, хотя сам тоже номиналист. Просто Росцелин – номиналист крайний, а Абеляр – умеренный. В философии система Абеляра получила название концептуализма.
Кот. Концептуализм – это что?
Альберт. Что-то среднее между номинализмом и реализмом. У Абеляра универсалии не сущности, как у реалистов. И не слова, как у номиналистов, но понятия, концепты ума. Этот концепт формируется речью, освящается Святым Духом и осуществляется «по ту сторону грамматики и языка».
Кот. (закрывая книгу). Есть у тебя шансы оправдать несчастного философа?
Альберт. Я думаю, есть. В эпохе апологетов Тертуллиан сражался за меня, как лев. И не его вина, что меня осудили. В эпохе схоластов защищать буду уже я. Это мой священный долг. Кроме того, меня попросила об этом женщина.
Кот (благоговейно складывая руки). Я буду молиться за вас!

СЦЕНА 4. Альберт, Рауль, архиепископ Реймский, легат Конан, Альберик, Лотульф, монахи.

Входит монах, расставляет на столах таблички с именами участников собора. На барьер слева идет табличка с именем Абеляра. На стол в центре сцены – таблички с именами Альберика, архиепископа Рауля, епископа Конана и Лотульфа. На маленький стол справа – табличка с именем Альберта. Заходят участники собора, чинно рассаживаются по местам.

Рауль (он же Огр). Отцы и братья, помолимся и призовем Святого Духа! Встают, поют на латинском молитву. Опять присаживаются. Объявляю поместный собор в Суассоне 1121 года, созванный по делу магистра Петра Абеляра открытым… Отцы и братья! Наша с вами главная задача соотносится с тем, чтобы рассмотреть философское учение Петра Абеляра на предмет его соответствия учению святой кафолической Церкви и выяснить: является ли Петр Абеляр еретиком или нет. Лотульф, огласите список членов собора.
Лотульф. На соборе присутствуют: Рауль, архиепископ Реймсский, Конан, епископ Пренестинский, легат святейшего папы римского, магистр Альберик Реймсский, магистр Лотульф Ломбардский, а также приглашенный в качестве независимого эксперта бакалавр теологии рыцарь Альберт фон Больштедт.
Рауль. Магистр Лотульф, ознакомьте Альберта фон Больштедта с решением собора по делу магистра Петра Абеляра!
Лотульф. Слушаюсь, Ваше высокопреосвященство!
Лотульф кладет на стол Альберта лист бумаги. Альберт читает и поднимает брови вверх, выказывая несказанное удивление.
Рауль. Введите обвиняемого! Монах вводит Абеляра в цепях и ставит его за барьер. Магистр Альберик, зачитайте обвинение!
Альберик. Петр Абеляр! Вы обвиняетесь по трем пунктам. Пункт первый – вопреки монашеским обетам вы продолжали изучать светские книги! Пункт второй – вы преподавали теологию без дозволения какого-либо крупного теолога! Пункт третий – в написанном вами сочинении «О божественном единстве и троичности Бога» вы проповедовали савеллианство!
Рауль. Согласны ли вы с обвинением?
Абеляр. Не согласен! Буду отвечать по пунктам. Я был пострижен в монастыре Сен-Дени бенедиктинцами. Согласно давней традиции, монахи-бенедиктинцы имеют право читать светские книги. Среди этих монахов: Беда Достопочтенный, Алкуин и Ансельм. Это раз! Ансельм Ланский, у которого я учился теологии, действительно, запретил мне заниматься этой наукой. Но почему? По неспособности ли моей? Нет! По жестокой зависти! Это два! Наконец, вы еще критикуете мое сочинение? Покажите мне в нем ересь!
Альберик (листая книгу). Как вы могли, признавая, что Бог родил Бога и что Бог един, тем не менее, отрицать, что Бог родил Самого Себя? 
Абеляр. Я могу привести доказательство!
Альберик. В таких делах мы руководствуемся не человеческим разумом и не нашими собственными суждениями, но только словами авторитета!
Абеляр. Перелистайте книгу, и вы найдете авторитет! 
Альберик. Я читал ее очень внимательно и видел только ваши заблуждения!
Абеляр. Вы очень невнимательно ее читали! Дайте мне книгу! Забирает у Альберика книгу. Вот вам слова блаженного Августина из сочинения «О Троице». Книга 1. Блаженный Августин пишет: «Кто думает, будто Бог обладает способностью родить Себя, тот грубо заблуждается… Ибо вообще нет такой вещи, которая бы сама себя порождала».
Шум в зале. Альберик, уличенный в невежестве, падает на стул.
Рауль. Магистр Петр, вас обвиняют в савеллианстве, то есть в отрицании троичности Бога. Что вы поведаете нам о Пресвятой Троице?
Абеляр. Начало троичности можно увидеть в самой идее божества... Я признаю Бога единого и в трех лицах. Каждое из лиц обладает полнотой совершенства. Отец – это всемогущество. Сын – мудрость. Святой Дух – это добро, любовь и воля.
Лотульф. Лица единого Бога есть просто формы Его существования?
Абеляр. Да!
Лотульф (потирает руки). Вот оно! Ересь модализма! Ересь модализма!
Альберик (потрясает кулаками и кричит). Ересь савеллианства! На костер еретика! Сжечь его!
Рауль. Считает ли легат его святейшества папы римского ересь Абеляра доказанной?
Конан. Мне бы хотелось услышать отзыв независимого эксперта! Альберт фон Больштедт, вам слово!

СЦЕНА 5 (продолжение). Альберт, Рауль, архиепископ Реймский, легат Конан, Альберик, Лотульф, монахи.

Альберт. Отцы и братья! Перед оглашением независимой оценки сочинения магистра Петра Абеляра мне бы хотелось призвать членов собора к соблюдению протокола, ибо готовое решение по делу магистра Петра мне показали еще до самого заседания собора. Это юридически неправильно и недопустимо! Требую соблюдения протокола собора!
Альберик (после шума в зале, возмущенно). Как он смеет! Выскочка!
Лотульф (возмущенно). Тоже мне правовед выискался!
Рауль (посоветовавшись с Конаном). Если вам есть что сказать, по существу, рыцарь Альберт, говорите. Если нет, покиньте зал соборных заседаний!
Альберт. Я внимательно изучил трактат магистра Петра «О божественном единстве и троичности» и должен сказать следующее. Не стоит искать в этом трактате следов отрицания догмата троичности. Их там нет! Магистр Петр не опровергает главный христианский догмат. Он просто ищет для него рациональное обоснование, пытается объяснить этот догмат доводами разума. Главная цель магистра Петра – доказать одну истину: Бог един в трех лицах. В своей диалектике господин Абеляр апеллирует не только к собственным суждениям, но и к авторитетам. Цитату из блаженного Августина уважаемые члены собора конечно же слышали. В идее единосущия Божия Абеляр исходит, скорее, из философской, чем из религиозной идеи абсолютного существа. Ибо недостаточно выявляет личностные качества единого Бога. Такие как гнев Божий или даже воля Божия. У Абеляра воля Божия и Его могущество совпадают, что является богословской неточностью. В идее троичности магистр Петр стоит за равночестие лиц Святой Троицы. Грубое недоразумение приписывать ему такие слова: «Отец – полнота власти, Сын – меньшая власть, Дух – лишен власти». Однако, говоря о лицах святой Троицы, господин Абеляр часто смешивает их со свойствами или формами единого божества, что опять же является богословской неточностью.
Альберик. Это не богословская неточность! Это явная ересь!
Лотульф. Да! Подрывающая основы нашей веры! Сжечь еретика на костре!
Рауль. Вы закончили, рыцарь Альберт?
Альберт. Не совсем! В нападках обвинителей: Альберика Реймсского и Лотульфа Ломбардского – я вижу пристрастное отношение к господину Абеляру… Ибо последний переманил к себе их учеников. Посему прошу уважаемых членов собора вынести объективное решение по делу магистра Петра. Поскольку он является величайшим философом своего времени.
Альберик (возмущенно). Как он смеет говорить такие вещи!? Этот Альберт из Больштедта сам еретик! Я требую судить и его!
Лотульф (Альберту возмущенно). Ты идешь против постановления собора в Суассоне! Ты противоречишь официальной доктрине Церкви, которая уже признала сочинение Петра Абеляра еретическим! Отрекись от своего мнения!
Альберт. Магистр Петр Абеляр – не еретик!
Альберик. Еретик! На костер его! Еретик! Еретик!
Шум в зале. Рауль и Конан тихо совещаются.
Конан (Раулю). Ваше Высокопреосвященство, огласите решение собора!
Рауль. Собор в Суассоне, созванный в 1121 году от Рождества Христова, признал сочинение Петра Абеляра еретическим! Любой верный, несогласный с решением собора, объявляется еретиком, достойным сожжения на костре! (Абеляру) Магистр Петр, если вы не отречетесь от своих еретических воззрений и не сожжете свое сочинение, вы сами будете сожжены на костре!
Конан (Абеляру). Готовы ли вы отказаться от ереси или же предпочитаете быть сожженным на костре?
Абеляр (с бессильной злостью, потрясая кулаками). О, мерзкие завистники, Альберик и Лотульф! Вы добились своего! Я осужден! Я обесчещен!
Конан. Последний раз спрашиваю вас, магистр Петр, готовы ли вы сжечь свою богопротивную еретическую книгу или же сами пойдете на костер?
Абеляр (со слезами). Я сделаю то, чего вы хотите!
Собирает экземпляры своих сочинений, складывает в кучу и зажигает огонь.
Рауль. Поскольку подсудимый раскаялся в ереси, сожжение на костре мы заменяем ему ссылкой в монастырь святого Медарда! Увести заключенного!
Монахи уводят Абеляра. 
Рауль (Альберту). Рыцарь Альберт! Если вы не признаете книгу магистра Петра еретической, то сами будете сожжены на костре, как еретик!
Альберт. Книгу нельзя назвать еретической, в ней просто есть богословские неточности!
Рауль (после совещания с Конаном). Рыцарь Альберт! Церковный собор в Суассоне признал вас виновным в ереси савеллианства и приговорил к сожжению на костре. Приговор будет приведен в исполнение завтра утром! Монаху. Уведите арестованного в темницу!
Монах уводит Альберта в темницу и уходит за кулисы. Вслед за ним уходят члены собора. Рауль идет последним, останавливается перед решеткой.
Рауль. Узнаешь меня?
Альберт (изумленно, со страхом). Каннибал Огр!!!
Рауль (торжествующе). Он самый! Все произошло по моему сценарию, глупый юноша… Теперь ты умрешь смертью страшной, смертью лютой! И десять раз пожалеешь о том, что не умер в эпоху апологетов от меча.
Уходит.

СЦЕНА 6. Альберт, кот.

Альберт (молится). Господи! Да будет воля Твоя! Да будет воля Твоя!
Кот (входит с куском сыра). Я тут случайно забрел на кухню, пока продолжался ваш собор… Хочешь сыра? Протягивает сыр.
Альберт. С удовольствием!
Кот (удивленно). Тебя не узнать! Ты не унываешь, ты молишься!
Альберт (благоговейно). Чтобы не впасть в искушение, нужно бодрствовать и молиться! В этом случае Бог всегда будет в сердце человека!
Кот (продолжая есть сыр). А смерти ты не боишься?
Альберт (находит цитату в Библии). Апостол Иаков говорит: «Что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий».
Кот (перестает есть, удивленно). Так мне что же, не надо спасать тебя?
Альберт (шутливо). Ну почему!? Если честно, я только тебя и ждал! Мне кажется, я побывал во всех тюрьмах прошлого! Где там твоя стрела времени?
Кот. Она не моя, а твоя! Сейчас посмотрим, что у нас с замком… Кот достает стрелу времени, ковыряет замок и открывает дверь темницы. Пожалуйста!
Альберт (благодарно). Что бы я без тебя делал! Обнимает кота.
Кот (скромно). Мы ведь спешим домой, верно?
Альберт. О да!
Подходят к двери с большим красным крестом, открывают ее и натыкаются на Огра в шляпе звездочета и плаще.

СЦЕНА 7. Альберт, кот, Огр.

Огр (с иронией). Вы далеко?
Кот (уныло). Ну вот, опять он!
Огр (с сарказмом). Вы, я вижу, познали все прелести эпохи схоластов?
Альберт (с ответным сарказмом). Мы познали всю глубину твоей злобы!
Огр (с иронией). О! Я пребываю таким с первого дня творения! 
Кот (с иронией). Пребывай таким, сколько хочешь, только отойди в сторонку!
Альберт. Нам пора вернуться в свое время!
Огр (наигранно). Похоже, ты забыл, что перемещения во времени происходят только по результату оценки твоих знаний. Пройди экзамен!
Альберт. Хорошо! Спрашивай!
Огр. Скажи мне, каким было соотношение веры и разума в эпоху схоластов?
Альберт. В эпоху схоластов вера и разум дополняют друг друга. Между естественным и Бого-откровенным знанием существует принципиальное согласие. Но если мы не уверуем, мы не поймем.
Огр. Для чего ты, человек верующий, размышляешь о вере?
Альберт. Отвечу словами Ансельма Кентерберийского: ««Я не размышляю, чтобы верить, а верю, чтобы понимать».
Огр. Каково соотношение философии и богословия?
Альберт. Ммм…
Кот (подсказывает). Альберт, вспомни Фому!
Альберт. По мысли Фомы Аквината: «Философия – служанка теологии». Философия придает теологии стройную научную форму.
Огр (со злобой). Я вижу, ты усвоил урок… Придется пропустить тебя в твое время… Но знай, эта встреча у нас не последняя! До конца дней твоих я буду ожидать удобного момента, чтобы пожрать тебя, не будь я Каннибал Огр!
Уходит.
Кот (Огру вслед). Только напрасно потратишь время! Ой, что это?
Кот неожиданно снимает с себя все кошачьи атрибуты.
Альберт (тревожно). Что происходит??
Кот. Я исполнил свою миссию. Помог тебе найти Бога в своем сердце. Теперь злые чары рассеялись! Я превратился в человека!
Альберт (неуверенно). Теперь ты свободен и можешь идти куда угодно… Но… Может быть, останешься со мной? Я могу предложить тебе должность библиотекаря! Ты знаешь, мне бы очень не хотелось терять дружбу с тобой…
Кот. В какой еще библиотеке есть стрела времени?! Конечно, останусь!

Занавес.