Бумага

Алексей Шутёмов
  — Ваше Величество! Я просил бы у вас освободить меня… -

  Король потрогал бороду, задумался.

  — Что ж, храбрый рыцарь, я бы мог освободить тебя. Если бы это было в моей власти. -

  Повисло недолгое молчание.

  — Для меня не будет никакого урона, если я подпишу бумагу, и скреплю её своей подписью, и печатью. Именно потому, что это условность! Это ведь бумага. На которой нанесены в определённом порядке чернила. А моя печать — всего лишь кусок свинца. Но мы ведь сами предаём этому значение, и становимся этому рабами. Я-то и до сих пор более верю данному слову, чем бумаге. -

    — Но Ваше Величество! Ведь и от слова можно отречься… -

    — Кто ж спорит? Тем легче отречься и от бумаги. Положим, я отпущу тебя в свой замок. А дальше что будешь делать? -

    — Не знаю… -

    — Мы ведь рабы. Рабы своей совести, морали, чести. Своего слова, наконец. Можно стать свободным от всего этого… Но чью волю будешь исполнять тогда? Что будет тобой двигать? Свобода — это громкое слово. -

    — Но… Ваше Величество… -

    — От чего бы ты не отрекался — на этом месте останется только пустота. А чем её заполнить? Пьяница заливает только душевную пустоту. Перестанет пить. А что вместо этого? Если есть, чем наполнить душу, то и места для дурных занятий не останется. Прежде, чем отрекаться от зла, надо предаться добру. -

    — Но что есть добро и зло? -

    — Не всегда об этом можно будет спросить у меня. А решать придётся. Посему и думай об этом сам. Итак, я освобождаю тебя от службы. Надеюсь, ты найдёшь достойное занятие в своём замке. -

   Скрипнуло перо. Рыцарь принял грамоту из рук короля. Старший советник принялся изучать ворон на дереве.