Рукоделие

Людмила Колбасова
Я не знаю к какому жанру отнести то, о чём хочу написать – не сильна в этом, но возникло желание поделиться с вами своими мыслями и рассуждениями о нашем досуге.

Меня всегда удивляют люди, которые жалуются, что им скучно жить. Особенно люди пожилого возраста, «прибывшие на период дожития» на станцию «Пенсия».
Упустим современные проблемы пенсионного обеспечения. Нравятся нам, полагающиеся выплаты по старости или нет – это другой вопрос, но жизнь, к великому счастью, продолжается и доживать надо со смаком и интересом. И ничего в принципе не поменялось у нас, кроме лишь одного, что проснувшись ранним утром, весь день принадлежит тебе. Он твой каждым часом и каждой минутой, но оставшись без работы, случается, свободное время бестолково растрачиваем на ничегонеделание в тоске и унынии.

Почему-то в нашем обществе рукоделие относится к низко интеллектуальному труду и даже вызывает насмешки:
– А она ещё и крестиком вышивать умеет!
– Мне, что крестиком вышивать предлагаешь?
– Он думает, что я клуша за рукоделием! Ну уж, нет!

Конечно, каждый себя ощущает Нобелевским лауреатом – не менее!
И, просиживая за пустыми сериалами днём, да вечерами на скамейках, обсуждая всё и всех подряд, считают, что стоят значительно выше тех, кто вышивает, рисует, складывает пазлы, вяжет, шьёт, выжигает, ваяет, фотографирует, сажает цветы на клумбах, пишет прозу, стихи, музыку, да разве перечислишь всё… Жалуются и сетуют, что выкинуты нынче из жизни, остались не у дел, имея ещё великий потенциал…, ну, ей-Богу, не крестиком же вышивать!
А кто-то вышивает и ему не скучно… Мне, например.

Вышивка – это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился в третьем веке до нашей эры, ещё до появления льняных ниток. Египетские гробницы, пишут исследователи, ломились от вышитых изделий.
«Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы. Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни*.
  А вы иронизируете: «Что, я крестиком вышивать буду?»
И пусть говорят, что думать, покупая готовые наборы, не надо – это всё равно прекрасное занятие, которое, действительно, здорово успокаивает нервы и дарит огромное чувство удовлетворения. Красивые вышитые картины останутся после ухода и будут напоминать о том, что мы были в этом мире, а ведь пока нас помнят – мы живы.
Сегодня поражает изобилие товаров для рукоделия и творчества в современных магазинах!
Наборы для вышивания: крестиком, гладью, бисером, стразами, лентами. Полные или частичные, со схемами или нанесённым рисунком.
Схемы: цветные, чёрно-белые, символьные, по номерам, крупные, мелкие.
А сколько техник вышивания! Гладью – русская гладь, китайская, атласная, белая и много других. Такое же разнообразие во всех других техниках. И ко всему этому – программы для вышивания с фотографий, картин.


Моё первое знакомство с наборами для вышивания началось более двадцати лет назад.
Как-то, после долгой разлуки, я приехала в гости к своей родственнице.
Зашла в квартиру и обомлела – со всех стен на меня, словно живые глядели вышитые картины. Большие и маленькие, крестиками, гладью и бисером в красивых рамах и паспарту, они поразили меня до глубины души.
– Это откуда у тебя? – затаив дыхание от восхищения, шёпотом спросила.
– Вышила.
– Ты? Сама? – мое удивление выплескивалось через край восторженными словами, но больше междометиями.
Я «ахала» и «охала», внимательно разглядывая каждую вышивку, не веря, что своими руками можно было создать такое великолепие.

– А почему ты вдруг начала вышивать? – заинтересовалась я, зная, что мы с ней никогда не дружили с нитками да иголками, и регулярно ходили в ателье что-либо ушить, подшить, перешить.
– Нервы успокаивала, – ответила она и поведала банальную историю семейной жизни, что мало кого обошла стороной.
Как говорится, седина в голову её мужу бросила его во все тяжкие – бес коварно развеселилися и толкнул его в ребро.
Чем больше вместе – тем это больнее. Она, очень порядочная, даже предположить не могла плохого и искренне считала долгие задержки мужа на работе производственной необходимостью, но «добрые люди» конечно-же подленько известили, анонимно позвонив по телефону.
Сперва не поверила, но… оказалось правдой.

– Я была убита. В душе теплилась одна лишь боль, которую нельзя было показать детям. Как ни старалась скрыть от окружающих, моё горе было написано на лице. В ослабленное духом тело дружной толпой пришли болезни. Но, как оказалось, что и соседи, и коллеги – все всё уже давно были в курсе. Это ещё сильнее меня подкосило, и я попала в больницу.

Больницы, как и поезда сближают людей, позволяют расслабиться и открыться. И она поделилась…
– Ты, дочка, – выслушав, кинулась поучать её уму-разуму, умудрённая опытом старушка, – не руби-то сгоряча. Мужики – народ похотливый. Раз скрывал и домой возвращался, значит семья для него важнее. Детям отец родной. Подумай и только успокоившись, принимай решение.
– Да как же успокоиться?
– А ты начни вышить. Страсть, как нервы успокаивает.

Выписавшись из больницы, пошла она по магазинам купить нитки и какую-нибудь схему, а увидела огромное количество не только схем, но и готовых вышивальных наборов. Не веря в свои силы, купила самый простенький. И в свободное время села творить. Крестик за крестиком, постоянно считая: «Три зеленых, через два – еще четыре», – заполняла белую канву. Через некоторое время стал проявляться узор, вызывая огромную радость итогов творческого процесса: «Сама создаю такую красоту!»
Одна картина – пусть маленькая и неказистая, но созданная своими руками, появилась в доме. Вторая – посложнее и крестики ровнее и пошло-поехало. Чудесные минуты оформления в багетной мастерской и ещё более приятные – вывешивание своего творения на стенах в квартире.

Вышивала под музыку, аудиокниги, под передачи по телевидению. Слушаешь то, что душе да сердцу мило – благо сейчас есть выбор, и крестик за крестиком, своими руками создаёшь свой шедевр.
Вышивая, в голове не оставалось места думать о горьком и тяжёлом.
Процесс созидания необыкновенно радостен и позитивен и он вдохновляет не только на творчество, он вдохновляет человека на жизнь. Исцеляет, снижая уровень кортизона, развивает не только фантазию, хороший вкус, но и мелкую моторику.

Пришел с работы её муж. Я искренне выразила восхищение рукодельными шедеврами его жены.
 – О, ты ещё не видела полотна в моей комнате! – сказал он и повёл меня, хвастаясь и нахваливая жену, в свой кабинет. – Друзья, увидев, просили продать, а я сказал, что такой труд не продаётся. Ну скажи, какой валютой это можно оценить?!
Он гордился своей женой! И это было прекрасно!
Родственница, довольная, улыбалась.
– Простила? – тихонько спрашиваю.
– Конечно! Библию несколько раз прослушала, –  она задумалась и добавила. – Как же я благодарна той старушке из больницы, что посоветовала мне не рубить сгоряча и надоумила вышивать.

Вернувшись домой, я первым делом купила себе набор для вышивания. Первый – простенький, второй – сложнее… С опытом открывается другое видение, и каждая вышивальщица вносит в готовые схемы свои изменения, свои изюминки.

Сейчас, так же, как и у моей родственницы, в моём доме на стенах висят картины. Они радуют меня и восхищают гостей. Много своих работ я подарила родным и друзьям, и уверена, когда уйду в мир иной, эти вышивки останутся доброй памятью обо мне. Как теплом согревают меня вышитые гладью фиалки или крестиком розы на салфетках, что вышивала бабушка, салфетки ришелье, вязанные ажурные скатерти. Они уже большей частью хранятся в пакете на антресолях, но я не забываю о них и временами достаю...  Смотрю, вспоминая... Глажу их рукой, восхищаясь красотой и ровностью стежков и чувствую присутствие рядом дорогих сердцу людей…

Кто-то мне возражает, что, мол, зрение садится.
Да, садится, но не больше, чем у тех, кто не вышивает. Возраст, понимаете ли, и никуда не деться. Каждый день что-нибудь куда-нибудь "садится". Просто во всём надо иметь меру.
У моей приятельницы случилась проблема со зрением, так вышивать она стала лентами – крупнее.

Вспоминается, когда предупреждают об опасностях сидения, смотрения, напряжения в процессе творчества, цитата, которую приписывают Ф.Раневской, что она сказала после смерти актрисы, у которой были очень красивые ноги: «Хотелось бы мне иметь её ноги — у неё были прелестные ноги! Жалко — теперь пропадут».
Я так думаю: есть голова – надо думать, есть руки – надо работать, есть глаза – надо смотреть, читать и творить, что бы при жизни не пропали, ибо даны они нам для работы...

А про возраст дожития скажу – дел для творчества столько, что боишься не успеть.
Вот недавно купила картину по номерам. Не художник я – не дано, но мазок за мазком по циферкам – и из-под твоих рук выходит очередная красота.

Живите, творите, дорогие пенсионеры, не скучайте и получайте наслаждение от свободы!

* Livemaster «История возникновения вышивки».

Коллаж и фотографии мои, как и работы – тоже мои.
В центре – вязали и вышивали бабушки.