Юрист

Маро Сайрян
По телевизору идет очередной выпуск воскресной передачи на русском языке для русскоговорящих жителей Канады. В программе: обзор российских, международных и канадских новостей, реклама, погода, в конце выпуска – беседа с юристом. За столом сидят друг против друга: ведущий – немолодой, но весьма подвижный, с активной жестикуляцией и блестящей лысиной (сорочка с закатанными рукавами, подтяжки, галстук), юрист – достаточно молодой, плотного телосложения, с крепкими щеками и большим лбом (пиджак с нагрудным платком, жилетка, галстук).

Ведущий, бодрым тенором:
– Дорогие друзья, идя навстречу вашим многочисленным просьбам, мы пригласили в студию специалиста по криминальным делам, у нас в гостях адвокат Аарон Кац. Доброе утро, Аарон!
– Доброе, – ответил юрист мягким баритоном.   
– Свежо выглядишь с утра! – ведущий энергично потер руки.
– Спасибо.
– Аарон, сегодня многие наши соотечественники обсуждают закон, принятый российским парламентом о декриминализации побоев в семье (ведущий строго взглянул в камеру), согласно которому нанесение побоев родственникам выводится из-под уголовной ответственности (всплеснул руками и тут же скрестил их), правда там есть один нюанс: если вы в первый раз нанесли побои родственнику, и они нетяжелые, т.е. не оставляющие следов, вам назначат штраф, если во второй раз, то уже могут привлечь к уголовной ответственности. И у меня тут же возникает вопрос (ведущий подпрыгнул на стуле) – а что говорит канадский закон о нанесении побоев в семье?

Аарон заговорил медленно и весомо, наклонив голову вперед, как бык, идущий в атаку.
– Ударить жену. Или мужа. Это криминальное преступление. Не только в Канаде. Но и во всем свободном мире. Будь то с телесным повреждением или без.
– Ясно, – кивнул ведущий. Ну а скажи, пожалуйста, вот мы говорим о телесных повреждениях, они же бывают разные, с синяками, без, или скажем, нанесенные каким-то тяжелым предметом. Есть ли какая-то градация в уголовном кодексе: вот за такое – вот это, за такое – вот это? 
– Ты говоришь. За такое вот это. Как о каком-то тарифе, price list...
– Ну примерно...
– Что сколько стоит, какая цена, – усмехнулся юрист.
– Ну не цена, а какое за это наказание, какой срок... 
– Неправильно. Мыслишь.
Ведущий, натужно смеясь, вскинул плечи.
– Ну хорошо, это нормально, я же не юрист, я имею право неправильно мыслить?! 

Аарон снисходительно улыбнулся.
– Если ты. Кого-то ударил рукой. Или ногой. Но не нанес никаких травм – это просто assault, простая форма физического нападения. Если ты. Использовал при этом какой-то предмет. Кроме своих рук или ног – это assault with the weapon – физическое нападение с оружием. Если ты нанес травму – это телесное повреждение. Но. Травма должна быть такая, которая не сразу проходит. Если я дам тебе пощечину. И у тебя появится красное пятно от моей руки, которое пройдет к концу дня, – это не нанесение травмы. Но если я тебя ударил. И у тебя – вот такой фингал! (изображает пальцами) – это телесное повреждение.
– Ну понятно...   
– Или я тебе рассек губу. Я тебе выбил зуб. Я тебе вывихнул руку...
– Удушил, – шутливо вставил ведущий.
– А, вот душить – это отдельное обвинение – удушение, сhoking. Если я тебя пару раз ударю. Потом схвачу тебя за горло и брошу на пол, мне дадут два или три обвинения в физическом нападении и – choking.
– Ясно... 
– Если я скажу, что сейчас убью тебя, это угроза смерти, – сказал юрист. – Кину в тебя бутылкой (схватил со стола бутылку с водой), это assault with the weapon – нападение с оружием...
– Вот, давай об этом! Значит с удушением мы разобрались, есть специальная статья, за горло схватил человека – удушение, все ясно. Теперь насчет оружия. У нас понятие оружия – это пистолет, или нож, или... дубинка! Вот что говорит закон об оружии в руках человека?

– Любой предмет. Который не твоя рука. Или нога. Или другая часть тела – это оружие, weapon, – юрист повел глазами, – вот этот телефон (взял со стола селлфон) – я в тебя кину. Вот этими наушниками (взял в руки наушники) – я тебя сейчас ударю...
– Выходит, что любой предмет, который у тебя в руках, может считаться оружием?
– Да. Если я использую его, как оружие. Если я натравлю на тебя мою собаку, скажу: фас! – это тоже assault with the weapon. Моя собака – мое оружие...
– Ага... А скажем, спичечный коробок?
– Лю-бой предмет. Салфетка, к примеру. Вот я вытер салфеткой свои сопли и кинул в тебя (вытирает салфеткой нос и скомкав, замахивается) – это тоже оружие.
Ведущий дернул себя за галстук.
– Но ведь рука человеческая может нанести удар тяжелее, чем спичечный коробок или салфетка...
– Это философические дебаты, – поморщившись, сказал юрист. Значит пользуйся рукой и не бери в руки предметы!
– Так получается...
– Ну да! – развеселился юрист. – И тогда у тебя не будет обвинений в использовании оружия.
– А если я защищаюсь, используя какой-то предмет? –  ведущий взял в руки наушники.
– Не имеет значения. Во-первых. Ты должен убедить судью, что ты защищался. Это раз. И что метод, который ты использовал для защиты, был пропорционален атаке. Если ты меня толкнул. А я в ответ взял дубинку и дал тебе по голове – это непропорциональная защита от твоего толчка...
– Конечно...
– Вообще, все эти человеческие разборки... они очень, как бы это сказать, – гибкие. В любой, даже мелкой типической разборке, может возникнуть множество криминальных обвинений. Вот давай я тебе сейчас нарисую сценарий, окей?
– Пожалуйста...
– Скажем, мы с тобой начнем ругаться. Ты меня – матом (ведущий закатывает глаза). Я тебе угрожаю, что сейчас перепрыгну через этот стол и разобью тебе мозги. Это угроза смерти – раз. Считай!
– Вербальная...
– Не важно, – угроза. Считай! Раз. Потом мы продолжаем ругаться, я в тебя кидаю... наушники (берет в руки наушники). Скажем, я промахнулся. Все равно, это физическое нападение с оружием – два! Считаешь? Мы с тобой встали и начали: ты меня толкнул – assault. Я тебя толкнул – assault. Ты на меня замахнулся. Я заблокировал (показывает руками) – это не assault. Я дал тебе в морду (выбрасывает вперед кулак) – пропорционально атаке – тоже не assault. Теперь ты упал, и я начал тебя топтать ногами – это assault. Ты встал и хочешь убежать, но я тебя прижал к стене и взял за горло – choking. Считаешь? Tы вырвался, схватился за дверь, я заблокировал дверь, не выпускаю – это forcible confinement – насильственное удержание против воли. Ты бежишь к выходу, я в тебя кидаю... свой сапог – нападение с оружием...
– Или ты бежишь, а я в тебя кидаю! – вдруг вставил ведущий, сверкнув глазами.
– Что? – удивился юрист.
– Я в тебя кидаю... сапог...
– Окей, – согласился юрист, усмехнувшись, – тогда я срываю с тебя подтяжки, наматываю их на твое горло и затягиваю – еще один choking! Ты понял?

– Я все понял... – глухо сказал ведущий, сцепив перед собой пальцы, – давай на этом остановимся, я уже насчитал больше десяти обвинений.
– Вот именно. Я потому и привел этот пример, чтобы показать, как просто можно набрать кучу обвинений и заработать несколько лет тюрьмы, – добродушно сказал юрист. – Так что лучше не горячиться и сделать глубокий вдох и выдох, прежде чем затевать что-то...
– Да, глубокий вдох и выдох... Ты все замечательно обрисовал и продемонстрировал. Думаю, что наши зрители узнали много полезной для себя информации... (ведущий потер виски пальцами). У нас еще осталась пара минут. Последний вопрос, который очень волнует наших соотечественников, – касающийся детей (озабоченный взгляд на зрителей). Когда мы сюда приехали, нам сказали: не трогайте детей. Если ребенок позвонит в полицию, как их этому учат в школе, начнется головная боль. Поэтому родители думают: ну его, пусть он что хочет делает, лишь бы не пожаловался в полицию. Вот как можно здесь воспитывать детей, чтобы избежать проблем?

– Воспитание детей. Это целая наука, – степенно начал юрист. – Не у всех есть талант на это и терпение. Бить детей, на мой взгляд, – это не очень успешный метод воспитания. Хотя иногда, в определенных случаях, можно шлепнуть ребенка. Но. Нельзя это делать, если ему еще нет двух лет, или он старше двенадцати. В первом случае он просто не поймет за что его наказывают. Во втором – может озлобиться. Подросток – это почти взрослый человек, с ним надо уже разговаривать. В интервале между 2 и 12 – можно. По попе. Не используя при этом другие предметы...
– Ремень, к примеру, отцовский! – с усмешкой вставил ведущий.
– Нет! Только рука – ладонь. И – по попе. Нельзя бить по лицу. Нельзя бить кулаками. Это не должно быть ни в коем случае агрессивно. Нельзя терять выдержку, срывать на ребенке свое настроение, неудачный день и т. д. В правильный момент, с правильной причиной, объяснив эту причину, спокойно, без злости, лучше без свидетелей, быстро так, короткими взмахами (демонстрирует взмахи) – раз, два, три! Трех шлепок достаточно. Вот примерный сценарий: я тебе десять раз сказал убери комнату, ты не убрал – раз, два, три!
– А если он все же позвонит в полицию и скажет, что папа его колотит?   
– А где доказательство? Нет телесных повреждений, нет синяков, или красных пятен от твоей руки. Ты же бьешь не по голой попе – никогда не делайте этого! – а через одежду. Такая ситуация не расценивается как физическое нападение на ребенка в канадском уголовном кодексе. Но если ты начнешь бить ногой – тогда попадешь в проблему. Нельзя запирать ребенка в комнате, отнимать у него пищу, привязывать к стулу, в общем, ты понимаешь меня?
– Да, абсолютно...

– А если вас все-таки обвинили, – юрист приветливо посмотрел в камеру, – обращайтесь к нам в юридическую фирму «А. Кац & Co.», поможем с большим удовольствием.   

– Аарон, большое тебе спасибо, у нас была интересная беседа о канадских законах с полезной для наших зрителей информацией. К сожалению, наше время подошло к концу. Мы продолжим освещать эту важную тему в наших следующих выпусках. Всего вам доброго, дорогие друзья. До новых встреч в эфире!