Русская удаль

Надежда Рязанова
В Анапе в эти дни проходит фестиваль оркестров народных инструментов "Поющие струны России". Съехались оркестры со всей страны, и их игру может бесплатно послушать любой желающий.
Приехала и моя бывшая однокурсница Наташа Шипитько со своим оркестром "Русская удаль". Сам Анатолий Шипитько, её муж, уже не дирижирует, а работает своего рода консультантом и что-то пишет, оркеструет и т.д. Ему в настоящее время 78 лет, и здоровье просто не позволяет часами стоять у дирижерского пульта, так что вместо него теперь оркестром руководит его преемник и ученик Андрей Ефимов. Но дух шипитьковский в оркестрантах, аранжировках и репертуаре как был, так и остался.

В первый день открывал фестиваль санкт-петербургский оркестр "Метелица". И это была, я вам скажу, скука неимоверная! До того достали своей игрой, что я стала клевать носом, стараясь всё же досидеть до конца, пока Наташа сама не предложила мне потихонечку удрать.
Сам-то оркестр неплохой, но репертуар у них - полное отсутствие вкуса и профессионального чутья. Какая-то тягомотина современных авторов (наверняка друзей и знакомых дирижёра, которым неудобно отказать!) Заумные, бессмысленные, совершенно надуманные вариации, ничего общего не имеющие с основной темой. Такие произведения исполняются не потому, что имеют художественную ценность, а из соображений показать свою виртуозную технику. Ну, показали! И что? Спать-то хочется!
По какому принципу петербуржцы составляли концертный репертуар, не понятно. Сборная солянка. Единственным достойным произведением, заставившем меня проснуться, было произведение аспирантки Кубанской академии культуры, татарки по национальности, на восточные темы. Всё остальное можно было вообще не играть.

На второй день вне конкурса выступала уже "Русская удаль", и уж эти спать никому не дали! Вот уж удаль, так удаль, настоящие виртуозы своего дела, а репертуар конечно же полностью соответствует названию оркестра.
Казалось бы, оба оркестра принадлежат государственной филармонии и за свою работу получают деньги, но какая огромная разница. По крайней мере понятно, почему "Русскую удаль" и в Кремлёвский дворец приглашают, и по "франциям" она разъезжает.
Хотелось бы отметить и ещё один момент в пользу шипитьковского оркестра. Дирижёр "Метелицы" вёл концерт самостоятельно и своим поведением на сцене напоминал конферансье из кукольного театра Образцова "Большой концерт". Этакий хамоватый плохо воспитанный субъект, фамильярно общающийся как с публикой, так и с самими артистами. Дирижировать умеет, а вот ведёт себя на сцене, как на базаре.
"Русская удаль" хоть и принадлежит к адыгейской филармонии, а не санкт-петербургским афишам, зато ведет себя профессионально и в этом плане. Строгость, собранность, хорошая ведущая, яркие отличные костюмы, богатая оснащенность оркестра - всё одно к одному! Особенно мне понравились мужские костюмы, расшитые стразами, и красные сапоги с кисточками. Но даже и здесь перебора не было, всё в масть.
Репертуар у оркестра - шедевры один к одному. Ни одного проходного номера, все выигрышные. Даже когда объявили всем давно заезженный "Светит месяц", и то удивили, потому что в их исполнении месяц светил совсем уж ярко и неожиданно.
Сопилки, жалейки, свирельки, свистульки, чугунки, наковаленки, ложки, матрёшки, вёдра, подковы, стиральная доска, сковородки... И даже кнут!
И что удивительно, всё к месту! Нигде не ощущается перебора, нигде не опускаются до того, что называется китч.
Виртуозы все - и домристы, и балалаечники, и баянисты, и ударники с духовиками. Некоторые из них в целях экономии средств овладели сразу несколькими специальностями - и швец, и жнец, и на дуде игрец. Один инструмент откладывает в сторону, другой с подставки или расписной сумки на боку тут же вынимает.
"Браво!" и бурные овации практически после каждого произведения. Никто не спал, все бодрствовали!
А какие у них солисты! Особенно понравилась молодая чеченка -исполнительница русских народных песен. Настоящая широта души, убойный темперамент, УДАЛЬ,  а уж голос - любая русская позавидует. Прошу извинить, что не привожу фамилии, она довольно сложная для русского уха, сразу и не разберёшь. Но не думаю, что в адыгейской филармонии много поющих чеченок работает, так что свои свою распознают.

Поскольку в Анапе всё ещё продолжается курортный сезон и в центре вечером ни пройти, квартирный вопрос организаторам фестиваля пришлось решать с помощью частного сектора. Местные частники понастроили себе мини-гостиниц, но даже таким способом разместить целый оркестр у одного частника оказалось делом довольно трудным. Поэтому некоторым оркестрантам с присущей им русской удалью пришлось разместиться на приставных раскладушках по двое.
Так что моя Наталья, промучившись одну ночь на такой раскладушке с напарницей по несчастью за 500 рублей с человека в сутки, к следующей ночи сбежала ко мне, и мы хоть вдоволь наговорились.
Отыграв два концерта в Анапе и наведя все возможные понты, они сразу же уехали домой. Фестиваль же по-прежнему продолжается, но теперь по-видимому остались только конкурсные выступления самодеятельных и школьных оркестров, в которых профессионалы не участвуют.
А Наташка, уезжая, сказала, что я ей "скрасила Анапу"...