Советская Республика Немцев Поволжья

Фёдор Тиссен
19 октября 1918 года была образована самая первая в РСФСР национальная автономия - автономная область немцев Поволжья. Через пять лет 19 декабря 1923 года её преобразовали в АССРНП - Автономную Советскую Социалистическую Республику Немцев Поволжья. Много новых непонятных слов.

Мой дед Георг только последние два понял. Агитаторы принялись объяснять: автономия – это значит отдельно от русских, советская – от слова совет, люди будут советоваться, прежде чем что-либо решать, социалистическая – значит за социализм. Социализм? Это когда никто ни на кого не работает, все всё делают вместе, строят фабрики, заводы, дороги, изготавливают машины, трактора, комбайны и выращивают хлеб. Когда всё выстроят, тогда наступит коммунизм - Светлое Будущее всего человечества.

Звучит красиво. И раньше в селе советовались, и раньше церковь и дамбу сообща выстроили, воды в пруду до самой осени хватало, а вот, чтобы всем поровну, такого ещё не было. Ну, посмотрим, что из этого выйдет, посмотрим.
 
Однажды пришли те самые агитаторы и позвали на сход села, на сельский совет советоваться. Повестка дня: Переход на коллективный метод хозяйствования. Пришёл. Послушал. Спорили горячо и долго:

«Товарищи! Мы должны гордиться тем, что основали здесь, на Волге, самое первое в мире немецкое социалистическое государство, и первыми встали на путь построения коммунизма, светлого будущего всего человечества. Немцы самыми первыми в истории создали коммуну в Мюнстере, но тогда богатые победили бедных, а теперь всё произошло наоборот. Мы победили! Ура, товарищи! ... Вожди мирового пролетариата Карл Маркс и Фридрих Энгельс указали нам верный путь, товарищ Ленин прогнал из страны буржуев, а товарищ Сталин приступил к строительству коммунизма. Мы предлагаем с завтрашнего дня вести всё хозяйство коллективно. Кто за коллективное хозяйство прошу поднять руки. Считаем. Активней, товарищи! В социалистической республике должно быть социалистическое хозяйство. А наша немецкая республика в России самая первая, самая передовая и мы должны для всех быть примером...»

О чём речь идёт дед мой так и не понял. Соседи сказали, что завтра коней и коров у всех отберут. И верно, на следующий день к Георгу пришли агитаторы за конём, за коровами и велели увести в колхоз весь инвентарь. Сказали, что раз вступил в колхоз, то всё это теперь не его, а колхозное, общее. «Куда коней денете, когда зима придёт, балбесы?! Мы же не успеем до зимы такую большую конюшню выстроить. Пусть бы кони хоть одну то зиму в своих дворах перезимовали! Вы же отродясь в крестьянах не были. Всю жизнь батрачили и понятия не имеете как вести хозяйство. Ума нет – считай калека.»

В колхоз так в колхоз. Церковь переоборудовали в клуб и вместо проповедей читали там лекции о вреде христианства.

Новая жизнь стала налаживаться и к ней привыкли. Первый пятилетний план. Второй пятилетний план. Всё шло по плану и всё получалось. Появились трактора и комбайны. На лошадях уже не пахали, снопы не вязали. Технику зимой ремонтировали на МТС.

МТС - это машинотракторная станция, в республике 69 МТС обслуживали 6000 тракторов и 2000 комбайнов. Механизация сельского хозяйства в республике была самая высокая в Советском Союзе. Скорая техпомощь была снабжена рацией, ремлетучки вылетали на поле по первому вызову и в течение минут устраняли неполадки в механизмах.

В колхозных фермах породистые коровы меньше трёх тонн молока в год не давали. Число маслосырзаводов увеличилось в десять раз, а общий объём их продукции в двадцать раз. Кожевенников, тележников, плотников, столяров, и других кустарей-одиночек переучили на мастеров промышленного производства. В 1935 году построили железнодорожный мост через Волгу.

Миллионы фруктовых деревьев в колхозных садах, телефонная связь между сёлами, местная авиапочта, школы, техникумы, институты - это всё меняло сознание людей и укрепляло их веру в своё светлое будущее.

               
                Из дневника матери:

" ...Несмотря на голод, помню и другие картины моего детства. Я, маленькая девочка, ношусь по поляне усеянной разноцветными тюльпанами и пахучим цветущим разнотравьем. Родительский дом уже обнесли забором, пол в доме уже просох, у ворот стоит скамейка, на ней щебечет ребятня – это к моим братьям и сёстрам пришли гости. Двор и вся улица прибраны под метёлочку. Подростки украшают Maibaum. Сестра Мария домешивает глину для тротуара, Лиза сыплет на него белый песок. Сыплет не сплошь, а белыми зигзагами делает красивый узор и всё это обрамляет красными полосками. У старика Георга Арндта поспел крыжовник, и мы тайком пробираемся к нему в сад....

 
...Солодка растёт на Алтае, в Казахстане и на Волге. В медицине её используют как лекарство, но для нас она была ещё и заменителем сахара. С солодкой связана в моей памяти одна история. В селе жила одна очень набожная женщина и как-то раз пошла она в церковь помолиться. Во время молебна она попросила божью матерь прислать ей пачку кофе, муж страдает от изжоги, и солодка ему не помогает, он хочет кофе. В то самое время пацаны зорили на церковной башне птенчиков и услышали молитву этой женщины. Пацаны забыли про птичьи гнёзда и решили разыграть роль херувимов. Тут женщина услышала изподнебесья тонкий голос херувима: «Дорогая женщина, Вам и полпачки хватит!» Женщина возразила: «Ты, сопляк, я же не тебя спрашиваю, а матерь божью!» Молитва, наверное, помогла, на следующее утро привезли в сельмаг партию кофе. Я же не очень сильно верю во всё это и не пью ни кофе ни чай с солодкой. Ну а пацаны про этот случай поведали другим, и вся деревня смеялась над той наивной женщиной...
   
....Преподавание велось на немецком языке, русского я тогда не знала ещё. Во время праздников школа принимала участие в парадах. На Первое мая пионеры колоннами выходили в галстуках, в шортах и белых рубашках с короткими рукавами. Студенты впереди всех, потом мы. Шли по улицам с песнями под звуки оркестра.
В пятом классе я училась в соседнем селе Салем. Туда мы уезжали каждый день на подводе. Возницами были старшеклассники. В пароконку запрягали коня и верблюда. Мальчишки его дразнили, и он в отместку очень противно харкался. В нашем селе в стаде был ещё и верблюжонок. Я любила гладить его. Наш сельский пастух был казахом, его сын учился вместе со мной в школе. Я сидела с ним за одной партой. Общались мы с ним меж собой на нашем языке..."
 

Изучать быт и культуру советских немцев приезжали из-за рубежа. Не только социологи и лингвисты, но и революционеры. После октябрьского государственнного переворота Россия пропагандировала идеи Мировой революции во всём мире, и не безуспешно. В 1919 году основались новые советские республики в Венгрии и в Германии. Власть свою удержать не смогли. В Германии Розу Люксембург и Карла Либкнехта расстреляли по дороге в тюрьму, а Бела Кун не стал ждать такой участи и сбежал из Будапешта в Россию.

Ленин сильно на него обиделся за то, что тот подвёл на таком важном фронте мировой революции и дал Беле Куну возможность исправиться - доверил весь Крым. Сегодня все удивляются тому, что бывшего президента Грузии назначют мэром украинского города Одессы. Говорят, что это что-то новое. Ленин круче завернул. Президент Венгрии получает российский Крым и повальными расстрелами сильно прореживает её население.

Эрнст Тельман, лидер коммунистической партии Германии в Россию не сбежал, но регулярно посещал её. Посетил Советский Союз аж двадцать раз. Приезжал не по турпутёвке, а за опытом проведения государственных переворотов. В Москве считали, что это дело он уже хорошо освоил и пора делать в Германии революцию. Тельман был фюрером немецких рабочих. Да, да, да, фюрером. Фюрер – это вождь. Тогда это слово ещё не было ругательным.

Эрнст Тельман, фюрер немецких рабочих Германии, выступал перед рабочими Москвы и Ленинграда, встречался с колхозниками Республики Немцев Поволжья, выступал перед воинами Красной Армии и моряками Красного Флота. Тельмана в Советском Союзе любили, очень любили! Избирали почётным депутатом Московского городского совета, Ленинградского городского совета, его именем называли заводы, фабрики, колхозы, школы, корабли и улицы.

Попутно с ним гремела на всю страну Республика Немцев Поволжья. Чтобы лучше понять ситуацию, представьте себе, что в СССР есть Республика Кубинцев Поволжья и в страну приезжает Фидель Кастро. Представили? Ну вот, при Сталине народ встречал Эрнста Тельмана ещё радушней, чем Фиделя Кастро при Хрущёве. Советское правительство регулярно выдавало Тельману по сто пятьдесят тысяч марок на создание своих революционных спецслужб.

Сегодня такие службы называют некоммерческими организациями. Тельман готовил революцию, и все верили в то, что недалёк тот день, когда границы Советского Союза расширятся до самого Рейна и возникнет ещё много новых советских республик, а там не за горами Мировая Революция. Выше и священней её ничего на свете не было. Родилась в народе даже такая пословица: это всё фигня по сравнению с Мировой Революцией. Мировая революция не состоялась.

В рабочем движении Германии было несколько фюреров, но богатеям Тельман пришёлся не по вкусу и они вложили деньги в другого фюрера – в Гитлера. Давали ему не по сто пяьдесят тысяч, а миллионами, миллиардами. Миллиардов не было жалко, если их пожалеть, то завтра потеряешь их вместе со своей головой. За шесть лет другие немцы с другим фюрером подняли страну с колен и создали гигантскую военную машину, которая должна была двинуться на восток. Слово фюрер враз стало ругательным, а на немцев стали смотреть косо.

               
                Из дневника моей мамы:
"....Ночной сон

Я лежу на свежем сене
Телега катится домой
И в глубокой бездне
Мерцают звёзды надо мной

Теплом несёт с покоса,
Воздух чист и сух
И ночной колдун разносит
Повсюду пряный дух.

Надо мною звёзды
В необъятной вышине
И ночные грёзы
Мне чудятся во сне.

Стих вечерний гомон
Всё спит теперь во тьме
Лишь тихим перезвоном
Галдят сверчки в траве

Какой сказочный звон!
Как ночь коротка!
Утром кончился сон
И я открыл глаза.
(Перевод с немецкого мой. Кто автор не знаю)

Это стихотворение напомнило мне моё предпоследнее школьное лето. Это было в 1940 году. В то лето строили дорогу из Хуссенбаха на Красный Кут. Все прилежащие к дороге посёлки должны были принять участие в строительстве этой дороги. Работали не только колхозники, но и их дети. Мы ночевали под открытым небом на телегах, гружённых сеном и соломой. Всё напоминало какой-то военный поход. У каждого была с собой своя миска, чашка, ложка и одеяло. Воду привозили в цистерне, обед варили на большом общем котле.
Дорогу строили основательно, полотно дороги поднимали и трамбовали, по краям рыли большие кюветы. Недалеко от стройки находился военный аэродром. Над ним постоянно кружили самолёты, из них выпрыгивали курсанты с парашютами. Шум от моторов стоял невообразимый. В тот год советских немцев ещё призывали в Красную Армию. Мой брат Хайнрих ушёл на службу и не вернулся. Последнее письмо пришло из Воронежа. Мы долгое время не знали где он погиб, на фронте или в трудармии. После войны, когда мы жили уже на Алтае до нас дошла весть от его сослуживца: «Если кто знает Георга Шварца из Хуссенбаха, то передайте ему, что я похоронил его сына Хайнриха.» Кто это был и где он моего брата он похоронил мы так и не узнали...."



Началась Вторая Мировая война, Гитлер разворошил всё вокруг и пошёл на Советский Союз блицкригом. Парни и мужчины ушли из Хуссенбаха на фронт, старики, подростки и женщины работали каждый за двоих. Ане Шварц, моей маме, шёл шестнадцатый год, она работала в полторы смены на току. В конце лета из кантона на колхозный ток приехал уполномоченный с газетой и велел всем собраться:
- Да выключите вы эту веялку, боже мой! Все пришли?
- Дед Ёрхь в теплице остался.
- Зовите всех. Слышите? Всех!!
- Что случилось?
- Такие вот дела, значит. Ну как бы вам это лучше объяснить, чтобы вы поняли, короче, я вам зачитаю Указ Верховного Совета. Его во всех газетах опубликовали. В общем, это, ну я читаю.
Указ от 28 августа 1941 года о переселении немцев, проживающих в районах Поволжья.
По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья… В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселяемых немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах.
 
- Нам дали три дня. К вечеру третьего сентября никого в Хуссенбахе не должно быть. Пастух? Какой пастух? ... Он немец? Казах? Его семьи указ не касается. Всё. Теперь по домам. Готовьтесь в дорогу. У вас целых три дня. Другим меньше дали.

Значит в Сибирь. Навечно. Вот тебе и первые в мире. Вот тебе и передовые строители коммунизма.

Маргарита с Аней стали готовить вещи и продукты в дорогу, а Ёрьхь пошёл спасать колхозный хлеб. На зернотоке лежали горы неубранного под крышу зерна, пойдёт дождь - всё сопреет и сгниёт. Старики решили развезти зерно по домам и сараям. Ссыпали в избы прямо на пол.

Старики с прибрежных сёл рассказывали, как во время выселения в ожидании баржи на берегу скопились тысячи людей. Тысячеголосый хор пел на немецком языке песню про Сулико. Это была любимая песня вождя Сталина.