История одной лозы

Ганна Зброжек
.................
.................
      Теперь  отросточек ,потомок той длинной ,выкопанной для меня земляками лозы , скромненько висит с урожаем, одной веточкой ухватившись за стоящее рядом дерево абрикоса ,уже на новом месте , в новом садике моём , а другой веточкой за деревце айвы...
      Сегодняшним утром взглянув на него ,на эти реденькие кисточки и бубочки , я решила его будущую судьбу : опорой ему и будет это сильное дерево.
      Просто по весне буду ,как это делают с новогодней ёлкой и гирляндой .., обвивать вокруг абрикосы , подвязывая к веткам ...
      Что ж  , тема маглари ...в действии , и да пусть она закончится сбором урожая и гостями за столом !

................
.................

1.

    Переселенцы , эти вечные переселенцы !Как они понимают друг друга ,как они держатся друг за друга !

    Не успела я порадоваться новому дому в станице , новому саду , как пришлось испытать горечь разлуки и с домом ,и со станицей .
   

    От друзей узнала ,что квартира сдаётся на Ставрополье , бесплатно , просто пустующий дом обычный , с огородом и даже с летней кухонкой.

    Той же "почтой " узнала ,что хозяйка многого не требует , лишь бы дом дочери ,работающей на Севере ,был бы в порядке и присмотрен .

    Что же , надо было собираться в путь. Ведь в соседском дворике , кстати дворике двоюродного прадеда, уже свершилось очередное преступление в нашем бескрайнем и свободном от юстиции пространстве .
    А дочерей на улице ,впрочем как и во дворе ,случись что , защитить некому было уже.
                *************

    Июль тот остался в памяти лозой Лидии за летней кухонкой .Молодой ,недавно посаженный кустик винограда был  густо обсыпан крупными ,здоровыми гроздями ещё кажется и не думающего розоветь урожая.
    Порозовел он только к середине августа ,когда и я , отправившая семью ещё в июле в Россию, как тогда говорилось , решилась покинуть двор ,кстати с мамочкой , приехавшей меня навестить и уговорить оставить дом. Что же ,это ей удалось !
    Благо были и сопутствующие обстоятельства ...Но они не так важны.
    Ведь речь у меня здесь о лозе.
   

    Прощай-прости было сказано всему тому дворику , с его раскидистым тутовничком над прибранным под деревянную крышку колодцем , где на дне били чистые ключи очень вкусной на редкость для станицы водой, с остальными кустами виноградника ,огромной круглой грядкой выращенной мной клубники , кустами роз ...и нового сарайчика для уток.
    Не хотелось уже больше радоваться ни урожаям крупнейшей айвы ,ни  ркацители , и даже старинного сорта "рыжего " винограда.
   Ряд молодых саженцев айвы ,посаженных мной "на старость " теперь даже и не вспоминается.
    Тогда жаль было лишь колодца , как  жаль его и  теперь,и разумеется... опустевшего дома отца, что стоял сиротливо напротив с его тоже журавлём  и-лозами , лозами ,лозами!


           На новом месте никогда не оставляя уверенности в лучшем будущем, подумывая иногда даже об какой-нибудь землянке , наблюдая как растёт улица переселенцев ,вскоре стала счастливой обладательницей "плана", участка земли там же !
           Боже как распирала меня эта радость , эта надежда!

           И пусть было далеко до закладки фундамента , участочек был огорожен грубыми ,редкими столбиками ,с натянутой между ними проволокой для защиты в основном от коров , зато сад уже закладывался мной !

           Это теперь я вырубаю ,с сожалением конечно ,ненужную поросль вишни .., а тогда ,двадцать лет назад, я была рада всем подаренным мне саженцам !
           Добрые ,сердечные люди ,соседи,  очень трудолюбивые ,поразившие меня своим тенистым садом столько надарили мне саженцев , что возможно было их вывезти только на тележке ,и это был приличный воз !
         
          Нет ,не только потому , стала мне та улица родной , где я тащилась с этим набором будущих моих деревьев вишни ,сливы разных сортов , груши , яблоньки и нескольких сортов кураги  , разглядывая густые заросли вишен у дворов ,и ,мысленно рассаживая поросль как положено, но и ещё по многим-многим  причинам .
          Переселенцы !
          Мы знакомили друг друга с улицами ,которые приютили нас , с домами ,где впервые квартировали .
          С планами и надеждами ,и даже памятками для переселенцев :
          -На ,вот ,возьми , почитай ,может что пригодится !
          - Спасибо !
          (А,ведь ..и пригодилось ..)
           Зазывали друг друга в гости!

       И вот саженцы посажены и -по периметру плана , и -вблизи предполагаемой постройки дома , ведь ..тень нужна и -поутру , и -в полдень , и -в вечер .
       А южный вечер , он ведь так горяч летом .

       Наивная !
       Тщательным образом вычистившая замусоренный свой участочек будущего счастья семьи и детей моих , и ..особенно участок под фундамент ,не ожидала я ответа от одной из землячек ,подошедшей ко мне , любующейся своей работой:
      -Ну как , ..похоже на порядочек ,-с ожиданием тёплого ответа ,спросила я ..
      - Да ..куда ! Вот дом поставите , тогда уже будет похоже на порядочек !
     Благо тогда ещё были живы мои родители , и я правильно ,без боли и пробоя ... восприняла жёсткость тех слов.

       На другом конце улицы, где сплошь стройка и стройматериалы ,а кое-где и уже отстроенные  дома , очевидно тех переселенцев ,что уехали до войны, меня ждали в гости хорошие люди.
       Эта замечательная пара ,самым непонятным мне образом построила вдвоём дом , аналогичный старинному червлёнскому , плюс очень приличную по размерам летнюю кухню.А сад -отдельная сказка !
       Одним словом , казаки .
       Уже и не помню после какой с ними встречи или подсказки земляков , но я знала ,что у них есть куст винограда ,который им как бы уже лишний .
       Привезли с Родины , и уже успели так размножить !
       ....................

       С надеждой посадить и лозу недалеко от предполагаемой постройки домика , я поспешила к ним .
       Да !
       Дядя К********ка Б*********ин , высокого роста , богатырского склада коренной казак стал объяснять мне ,что
       -тесно им здесь !
       -Здесь и так две лозы лишние !
       -Забирай ,дорогая !
       ...........................
       -Сейчас мы её !
       Был принесён обычный ломик , ещё что-то ...И ,лишь с помощью рычага , лоза послушно покинула  землицу ,к которой было привыкла .
       Счастье моё !
       Лозища длиной не менее четырёх метров ,  вилась за мной змейкой по земле ...
       Она была достаточно вызревшей для этого .

       Прокопав достаточно длинную  канавку , по совету земляков , а ведь была уже осень , я уложила почти всю длину лозы в землю ...оставив лишь пол-метра самой её вершины над землёй.В надежде по весне разобраться ,но со смутной угрозой в душе какой -то ,что не всё пройдёт гладко...Интуиция ...
 
      Сегодня ,сегодня мне смешно , почти смешно моё тогдашнее счастливое состояние .
      Оглянув свой огородик  при непостроенном ещё доме,все свои саженцы , где то за два десятка , я отправилась до дому, т е до квартирки ,что на другом конце села , улицы которого вытянуты вдоль реки Кумы.
      Кстати тоже ,наверное ,будет вид  лозы -вид этих улиц , если взглянуть с высоты птичьего полёта.

                *******************

       Ну ,что же ,птичка , не заплачь !
       От следующих воспоминаний .
                ******************

     Возможно ,кому- то станет и смешно ,кто-то бросит читать ,а кто-то и не удивится , но на следующий день ,придя на свой участочек ,
     я не нашла ни одного саженца !
     Ни одного !

     У соседей  , а это были не переселенцы...,на улочке,на пустыре , у людей ,по кличке Л*** проявились посадки ,лишь через год и два ,когда цветение было видно.
     Однако их дворик до моих посадок был пустёхонек !
     Ну ,да Бог им да Судья !
     Да и не пойман,не вор !

     Зато они не заметили моей бесценной ,червлёнской..прикопанной в землю  лозы !
     Винного ,"шагающего "сорта  !
     Пришлось тогда вновь её ,не без отчаяния ,потревожить ,выкопав,  скрутить кружочком ,унести и прикопать где-то в хозяйском """дворике квартиры-убежища нашего , крыльцо которого ,кстати , долго мне всегда хотелось целовать за мирное существование семьи и девочек моих.

     Вот так вот и  шагает за мной ,виноградик, выражаясь ласково , с квартиры , на квартиру .
     С дому ..до дому .Несколько уже кустов мощных ,породя...
     Вот и теперь на новом месте , детка того кустища ,со мной ..в доме ,и уже своём !
     Надеюсь ...не выкопают !
     Ну ,а план ,тот земельный надел, пришлось оставить , надежды были подорваны и желания тоже  .
     Да и возможностей тогда никак не появилось строиться.

Редакция+++++++

Посвящается моим друзьям.