Хризантема

Алексей Шутёмов
  В одно прекрасное утро к прекрасной хризантеме в цветнике подошёл садовник. Пришло время собирать букет. А сколько их было в жизни — старый садовник уже и не помнил. Но хризантема была особая, и равных ей по красоте не было. Вырастить такой цветок — редкая удача, может, что и раз за всю жизнь.

  — Не убивай меня! — вдруг сказала хризантема. Старый садовник чуть улыбнулся.

  — У цветов очень короткий срок. Если не поставить тебя в вазу, пожалуй, что ты увянешь и погибнешь даже быстрее. -

    — Почему?? -

    — Цветы не живут долго. -

   Хризантема огляделась.

    — Я хочу жить на свободе, радоваться солнцу, дождю… Что я сделала плохого, что сижу в этой тюрьме? -

   Садовник снова чуть улыбнулся.

    — Это не тюрьма, а остров спасения. На свободе ты погибнешь. -

    — Почему?? -

    — Ты ведь не дикий цветок, а домашний. Тебя специально вырастили для такой красоты. Но в природе тебе не жить. -

    — Кто же вам дал право выращивать нас? Таких беззащитных, обречённых на смерть? -

    — Все на этом свете обречены на смерть. Впрочем, полевые цветы тоже живут не больше твоего. И может, мечтают о твоей красоте и о таком доме. Солнце и дождь хороши за стеклом. Но когда они с тобой постоянно — не очень хорошо. А потом — любой зверь может тебя либо затоптать, либо съесть… -

    — Тебе не понять нас. -

    — Я вас понимаю лучше, чем вы сами. Думаешь, я не подвержен смерти? Или живу много дольше? Посмотри на секвойю в парке. Мы живём лишь краткий миг. На свободе ли я? Я живу в бетонной коробке, где тепло и светло. А вот в природе я прожить уже не смогу. И дождь, и солнце довольно давно вызывают у меня только болезни. -

    — Как несправедлива жизнь! -

    — Жизнь очень справедлива, раз уж есть твоя красота. И моя старость, за которую я получил такое вознаграждения. Ведь в своей, можно сказать, что долгой жизни, перевидел много цветов. Я их растил, следил за ними. Но поверь — ещё никто из них не сказал мне «спасибо». Потому, что мои труды принимают как должное, но все приходят в ужас, когда я приближаюсь с ножницами. -

  — Ещё бы! Ведь это пришла сама смерть! -

  — Ты внимательно меня слушала? Да, пришла, но не поэтому, а потому, что когда цветок распустился во всей красе, значит, что приблизилось время увядания. И миг красоты — краток. Может, тебе и придётся украсить чью-либо могилу. А может, что и проводить в последний путь. А может, что тебя купит влюблённый, чтобы подарить своей возлюбленной. Или старик для своей любимой, с которой живёт полвека. Или отец, что встречает новую жизнь… Всё может быть. -

    — А на твоей могиле? -

    — Будь моя воля — я бы попросил, чтобы ты провожала меня в последний путь, так он и недалёк. Но это уже не в моей власти. -

   Хризантема перестала плакать.

    — Спасибо! Но почему я так боюсь ножниц? -

    — Естественно, все боятся. Тут ничего не поделаешь. И деревья в саду боятся, хотя мои ножницы дают им не только красоту, но и здоровье, и даже спасают от смерти. И я побаиваюсь врачей, хотя они не раз спасали мне жизнь, но это было больно. -

   Щёлкнули ножницы. Хризантема заняла своё место в букете. Такие красивые цветы появляются крайне редко. Но всё-таки появляются.