Путешествие на родину Зевса

Мальхан
Своё первое знакомство с Грецией мы решили начать с Крита.
Причин для этого было много, но главная - европейскую культуру невозможно понять без знания древнегреческих мифов, а большинство из них унаследованы от минойской цивилизации.
Сам остров вытянут на 260 км по широте, а ширина его колеблется до максимума в 60 км. Общая площадь — около 8336 км; (примерно в пять раз меньше площади Эстонии). По переписи населения 2001 года на острове проживало 601 159 жителей.

Минойцы сорок веков тому назад уже построили на Крите государство с единоначальным правителем, умело плавили бронзу, производили вполне приличную керамику, строили пятиэтажные дворцы с тысячью комнат и вооружали своих воинов оружием «дальнего боя» - лукам и пращами. Для ближнего боя служили двусторонние топоры-лабрисы. Во дворцах уже тогда существовали водопроводы, канализация. Пользовались минойцы ваннами и бассейнами. Ещё одна причина моего интереса – одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога.
Для меня это важный знак.
Существовал у минойцев культ быка (давший основу мифу о Минотавре), большую роль в обществе играли женщины (многие думают, что у минойцев был матриархат). Подтверждение тому – богиня со змеями.

Можно сказать, что значимая часть мифов Древней Греции уходит корнями в мифологию Крита. И ещё одна причина интереса к Греции - она является колыбелью демократии как явления. А идеальная демократия молча предполагает существование развитого рабовладения.

Вот и полетели мы с женой в конце августа в город Ираклион (административный центр острова). От аэропорта до гостиницы доехали примерно за сорок минут и разместились в уютном номере с видом на море. Место мне понравилось – наш отель находился на границе двух курортных городков: Херсонисиса и Сталиды.
Рядом было три пляжа (ближайший – всего триста метров, но с каменистым дном). Мы ходили метров на триста дальше, где дно было песчаным. Вода довольно тёплая – 24-25 градусов. Почти всегда небольшие волны, что даёт много радости детям. Вода прозрачна, а прибрежные рифы обильно усыпаны морскими ежами, мелкими крабами и множеством разнообразной рыбы (от мелких рыбок типа салаки, до крупных и бесстрашных родственников нашего окуня). Плавать с маской и шноркелем было интересно.

Солнце не давало пощады – температура воздуха во время нашего визита колебалась от 28 до 38 градусов тепла. Без защитного крема туристы обгорают до багровых ожогов. В первый же день мы определились с экскурсиями. Первую взяли на плато Ласити, к пещере, где родился Зевс (подробности тут - https://clck.ru/ELJZ4 ). По дороге мы заезжали в мастерскую-фабрику по изготовлению традиционных критских ножей, которую держат многие поколения семьи Сапунакисов.

Посмотрели на кузнецов и точильщиков, отведали местного вина, и я прикупил неплохой нож ручной работы. У местных ножей хорошая репутация – сталь используют лучших марок, с присадками молибдена и ванадия. Рукоятки традиционных ножей имеют особую форму навершия – «ласточкин хвост». Такая форма служит для усиления резкого ножевого удара – даёт дополнительный надёжный упор. На лезвиях ножей, по традиции, выгравированы небольшие стихотворные рифмованные импровизации (матинады) с памятными текстами для тех, кому нож предназначается в подарок.

Дорога петляла между гор, поднимая нас всё выше от линии побережья, а по обочинам бегали дикие козы, которые чувствуют себя полными хозяевами крутых склонов. Следующую остановку сделали у мастерской гончаров Питарокилис. Нам повезло с гидом – она уже восемь лет живёт на Крите, прекрасно владеет греческим языком, дружит с горскими жителями и чувствует себя местной жительницей. Она объяснила нам некоторые местные особенности. К примеру – наследник семейного дела (тот же самый гончар из фамилии Питарокилисов) волен выбрать себе и другую профессию, но друзья и соседи этого не поймут!
Ведь есть критская поговорка, что владеющий гончарным ремеслом никогда не останется голодным. Да и пресекать семейное дело, которое совершенствовалось веками – это не в здешних правилах.

Горцы (как и везде) несколько свысока относятся к жителям равнин. И у них есть для этого основания. В горах всегда и везде территория свободы. Жить здесь трудней, но свободней. Пришельцы и завоеватели всегда приходили на Крит с побережья. Коренные жители живут в горах, считая жителей береговой линии «понаехавшими». Горцы гостеприимны и независимы.

В гончарной мастерской было на что поглядеть – в глазах рябило от множества амфор, кубков. Фиалов и чаш самых причудливых форм и окрасов. Мне предложили и самому попробовать свои силы в гончарном ремесле. С третьей попытки я сумел вылепить на гончарном круге довольно неказистый «шедевр» в виде объёмистой рюмки для ракии. Так как времени на обжиг у нас не было (обжиг производится при температуре не менее 900 градусов, после чего готовые изделия постепенно должны остывать в закрытой печи). Но я упаковал своё изделие в картонку и довёз-таки до Таллина.
Жидкость в него наливать нельзя – размокнет, но для подсвечника вполне пригоден.

Следующая остановка возле старейшего платана в деревне Краси. Древнейшее дерево в Европе, возраст которого оценивается в 2400 лет. Обхватить дерево удаётся цепочке из семнадцати человек – объёмистое. С платаном связана история спасения семьи местных партизан во время вторжения Вермахта. Они прятались внутри дерева три дня, пока солдаты не ушли из деревни. Дупло там внушительное и расположено довольно высоко. Фотографии тут - https://clck.ru/ELNZA

Из деревни Карси поехали в монастырь Панагия Кера Кардиотисса (Богородицы Сердечной).
Доподлинно неизвестно, когда именно был заложен монастырь Керы, и к нашему времени сохранились только ориентировочные сведения. Считается, что Панагия Кера был построен в Византийский период, а даты основания принято указывать приблизительно между 961 и 1204гг., так как уже в 1333 году монастырь упоминается в писаниях.
 
Главной святыней монастыря считается икона Богородицы Кардиотиссы — своё имя, как и свою известность, монастырь получил именно благодаря ей. Икона Кера Кардиотисса была написана знаменитым монахом-иконописцем Лазарем еще в девятом веке. Сюжет иконы вполне обычен — изображённая на ней Пресвятая Богородица с материнской любовью обнимает младенца Иисуса, однако свидетельства о многочисленных исцелениях болезней, происходивших после молитв перед образом, принесли иконе широкую известность. Молитва об избавлении от сердечных болезней  дополнилась мольбами о здоровье и исцелении в целом, а позднее чудотворная икона Керы упоминалась и как помогающая женщинам при бесплодии — достаточно было только приехать в монастырь, помолиться и попросить о долгожданном ребёнке.

Со временем известность этой иконы принесла ей немало «приключений»: икону Богородицы не один раз похищали и вывозили с Крита, но после каждой кражи она снова оказывалась на острове, о чём теперь существует множество историй и легенд. Так, самая известная легенда гласит, что турецкие захватчики трижды воровали икону и увозили её в Константинополь. Тем не менее, каждый раз чудотворная икона чудесным же образом возвращалась обратно в монастырь, и, что особенно интересно, делала она это абсолютно самостоятельно — прилетала на остров Крит по воздуху!
В подтверждение этой легенде есть и «материальные» доказательства: после одного из таких похищений икона и вовсе оказалась на Крите с обломком каменной колонны и цепями, которыми турки приковали её «для надёжности». Так вот именно эту колонну сейчас можно увидеть во дворе поблизости от входа в церковь, а старинные цепи с тех пор хранятся рядом с иконой.

Что касается истории в научном смысле этого слова, то в 1498 году монастырь Богоматери Керы Кардиотиссы действительно пал жертвой воров, и первая, написанная ещё Лазарем, оригинальная икона была выкрадена и перевезена в Италию. Почти три сотни лет после кражи, с 1498 по 1799 год, она находилась в римской церкви Святого Матфея. Позднее икона была перемещена в монастырь Святого Евсевия, где она пробыла следующие 128 лет, а в 1927 году ее перенесли в церковь Святого Альфонса на Эсквилинском холме.
Судя по всему, в тот раз оригинал был потерян для монастыря навсегда, по крайней мере с тех самых пор и по настоящее время оригинальная икона так и находится в Риме, а для монастыря Богородицы Сердечной ещё в 1735 году была написана вторая икона, хотя и выполнена она была уже в другом стиле. Тем не менее, эта икона также почитается как чудотворная.
А может быть, всё дело в том, что и место, и сам монастырь — святые?

После того, как мы помолились у чудотворной иконы и поставили свечи во здравие родных, ещё оставалось время для посещения монастырского магазинчика (вынесенного за пределы стен монастыря). Старенькая монашка продала мне небольшую икону и несколько комбоскини.

Комбоскини – это такой браслет, который заменяет грекам нательный крест и одновременно служит мощным оберегом. Самые сильные обереги изготавливаются именно в монастырях.
Фотографии монастыря можно посмотреть тут - https://trunov-dmitry.livejournal.com/432684.html...

Проехали на автобусе через плато Лассити, редкое для Крита место, где можно запасать пресную воду. Там даже второе искусственное озеро делают. Плодородные земли на высоте почти 900 метров и овальная ровная долина площадью более 25 км. Земля здесь не продаётся. Стать владельцем земли на этом плато можно лишь женившись на местной девушке или выйдя замуж за здешнего мужчину. Растёт тут практически всё – яблоки, черешня, изумительно вкусный картофель, грецкие орехи, миндаль, персики и многое другое. А вот оливки уже тут не растут – слишком высоко.

Наконец мы добрались до цели нашего путешествия – пещеры Зевса. После выхода из автобуса нам предложили топать в гору пешком (а топать там довольно долго) или воспользоваться услугами местного «такси» - терпеливых осликов. Аренда ослика обошлась в десять евро, но я ни разу не пожалел об этой затрате. Без осликов мы с женой эту дорогу вряд ли смогли бы осилить. Пещера Зевса производит мощное впечатление – вход в пещеру находится на высоте более километра над уровнем моря. По лестницам мы опустились вглубь. А глубина пещеры – 85 метров. На дне пещеры небольшое озерко, где (по преданию) богиня Рея купала новорожденного Зевса. Именно тут его (Зевса) вскормила волшебная коза Амалфея. Посмотреть фото можно тут - http://crete-4u.ru/tours/pewery/ 
После того, как мы одолели спуск (а спускаться было намного легче, чем карабкаться в гору), мы поужинали в уютной таверне и отправились в обратный путь.

Через пару дней мы решились посетить музей «Лихностатис» («Светильник»). Благо, что пешком до него от нашего отеля было минут пятнадцать неспешного хода.
История музея удивительна – местный энтузиаст (то, что во времена Советского Союза называли «краеведом») прикупил кусок земли на побережье и своими силами (с помощью нескольких добровольных помощников) построил впечатляющий комплекс. Где собрал ткацкую мастерскую, гончарную мастерскую, выставку минералов острова, ботанический сад, маленькую церковь, винодавильню и аппарат для перегонки ракии. А кроме того – зальчики с местными сельскохозяйственными орудиями, старым оружием, предметами быта и проч. Можно составить неплохое впечатление о повседневном быте местных жителей. Прямо на территории музея есть и кафе, где можно не только кофе попить. Мне понравилось здешнее разливное пиво.
Какой-то русский турист взял греческий салат для своей дамы и яростно добавлял в него тёртый хрен из личной баночки, приговаривая: «хрен я на Цезаря ложил!». Подумалось, что дама ему не жена (хотя для тёщи слишком молодо выглядела).
Есть и магазинчик сувениров, где я приобрёл для хорошего знакомого чашу Пифагора (она же – чаша справедливости или чаша правосудия) - https://clck.ru/ELNU3 .
Фотографии музея легко найти в Сети.

Вторую большую экскурсию мы совершили в Кносский дворец. Это тот самый мифический лабиринт, который (согласно мифу) спланировал и построил Дедал со своим сыном Икаром. Сделал он это для того, чтобы скрыть в его центре сына Миноса и Пасифаи – чудовищного монстра с головой быка, Минотавра.
Территория дворца Миноса впечатляет. Некогда это был остров с холмом в центре. На этом холме и был возведён дворец-город. По словам археологов в этом дворце было более тысячи помещений. Странно было ходить по стёртым ступеням, которые помнят шаги Тесея и Ариадны, Дедала и Пасифаи. Больше всего запомнился тронный зал и хитрое устройство раздвижных дверей, которые могли весьма причудливо менять размер помещения. Сам трон маленький. Ведь средний рост минойцев был не выше 150 см (и это – при довольно субтильном телосложении). Рядом с тронным залом расположен довольно приличных размеров бассейн. Неподалёку и то самое место, куда цари пешком ходили. И – с водным сливом нечистот! За сорок веков до нашего времени. Европейцы ещё друг друга жрали сырьём и без соли.

После осмотра раскопок дворца мы отправились в Археологический музей Ираклиона – самый большой музей не только Крита, но и всей Греции. Здесь собрано самое большое в мире собрание минойского искусства. Тут хранится Фестский диск (с нерасшифрованной надписью). В музее два этажа и более двадцати больших залов. Силы кончились уже в пятом зале. Мы передвигались из зала в зал следом за нашей группой и слушали гида по переносной рации. Только мы уже не ходили по залам, а сидели на стульях поближе к кондиционерам. После окончания экскурсии по музею нашей группе дали час на знакомство с Ираклионом, но мы уселись в ближайшем открытом заведении (в тенёчке) и просто выжидали время до возвращения в отель.

В оставшиеся дни большую часть времени проводили на пляжах и у бассейна, хотя раза три вечерами ездили в центр Херсонисиса для покупки сувениров и просто для утоления любопытства к местной жизни.
Обратный путь прошёл вполне благополучно.