Чтобы помнили

Алла Чурлина
к 145-летию Макса Рейнхардта

С декабря 2015 года в Зальцбурге на фасадах домов стали появляться мемориальные доски, разъясняющие название городской топонимики или упоминающие выдающихся личностей, связанных с тем или иным местом/зданием/учреждением города. Это удобно, полезно и достойно. Ведь по одним только названиям улиц, площадей и переулков можно совершать увлекательные путешествия в прошлое и знакомиться с культурой страны. А для местных жителей это ещё и дань (и урок) памяти своим соотечественникам или землякам. Город, как и любое другое общежитие, - это большой общий дом, который любят с детства и, приехав в который, уважают его историю и культуру.

Одной из первых мемориальных досок Зальцбурга была информация о выдающемся австрийском режиссёре, актёре, театральном деятеле, соучередителе главного летнего Зальцбургского фестиваля имени В.А. Моцарта и его же первом художественном руководителе Максе Рейнхардте (правильно было бы Райнхардте).

В 1918 году кандидатура Макса Рейнхардта была утверждена правлением фестивального комитета на должность интенданта, главного режиссёра и художественного руководителя будущим фестивалем. В это же время он покупает в частное владение дворец и парк Леопольдскрон, где им фактически создаётся всемирная штаб-квартира театральной жизни. Уже 22 августа в 1920 году Рейнхардт ставит на Домской площади перед Кафедральным собором спектакль-мистерию по пьесе Гуго фон Гофмансталя «Йедерманн»
(=каждый, всякий, любой, имярек). Этой постановкой был «рождён» один из первых и значительных фестивалей музыкального и театрального искусства в Европе. Через два года он будет отмечать своё столетие. И его по праву называют «детищем Макса Рейнхардта» (хотя, как мы знаем, у этого искрящегося идеями и замыслами режиссёра были и до Зальцбурга другие, не менее любимые, «театральные» плоды деятельности).

Ещё при его жизни и творчестве в Зальцбурге площадь перед внутренним двором старейшего теологического факультета Зальцбургского университета с фонтаном «Лесного дикаря»
(=лешего) была названа 07.07.1930 года в честь профессора Макса Рейнхардта к 10-летию его служения искусству и Зальцбургу.

С нагнетанием национал-социалистических настроений в обществе и началом преследования интеллигенции еврейского происхождения многие представители зальцбургских фестивальных кругов были вынуждены покинуть Австрию. Не избежал этой участи и профессор Рейнхардт: в 1935 году он впервые посетил США, затем в 1937-ом, а после наложения гестапо ареста на его жилище в Леопольдскроне как на «владение еврея» в 1938 году переехал жить в Америку.

Память об этом человеке и его работе на благо искусства и просвещения общества увековечена не только в названии площади перед Фестивальным комплексом, это и дворец Леопольдскрон с библиотекой Макса Рейнхардта, это и дома и квартиры его друзей и соратников в Зальцбурге, в Вене, в Берлине. Но прежде всего это его гениальные спектакли и новаторство сценической культуры, как в постановочных возможностях, так и в репертуарном сближении всех эпох и культур человечества. Чему, собственно, и посвящена художественная концепция Фестиваля Зальцбурга.


Алла Чурлина, Зальцбург
Ваш русский гид в Австрии
09.09.2018