Россия - любовь моя!

Азария Каверина 5
Давно, еще с детских лет, всем известна  мудрая  народная  поговорка:      
«КАЖДЫЙ   КУЛИК  хвалит  СВОЕ  БОЛОТО». Какой глубокий иносказательный смысл  заложен в произведении устного народного творчества.               
 
ХВАЛИТЬ « БОЛОТО» — это значит: ЧИСТИТЬ ЕГО, БЛАГОУСТРАИВАТЬ,  ЛЮБИТЬ «ДО ПОТЕРИ СОЗНАНИЯ». А если понадобится – ЗАЩИЩАТЬ ДО  ПОСЛЕДНЕЙ  КАПЛИ  КРОВИ.   
 
Конечно, в каждом  «БОЛОТЕ»  есть и   свои  ПРОБЛЕМЫ… 
 
         
По долгу своей службы я была приглашена на диспут, который состоялся в одной из поволжских школ среди выпускных 11-х  классов  на  тему:  «РОССИЯ – ЛЮБОВЬ МОЯ!»
. Завязалась интересная,  острая   дискуссия среди юношей и девушек, которые через  три — четыре месяца окунутся в настоящую взрослую жизнь, порой не всегда такую легкую и простую...         
 
Представляю одно из интересных, на мой взгляд,  ученических высказываний:
-Под понятием «БОЛОТО»  подразумеваю СВОЮ РОДИНУ, РОССИЮ. Я люблю СВОЮ РОДИНУ, потому что это МОЯ РОДИНА. ЧЕЛОВЕК, не способный к этому ВЕЛИКОМУ чувству,- пустой человечек. В  нем  я  вижу  «нехорошее»,  сколько  бы  он  мне  не  говорил  о любви к ОТЕЧЕСТВУ, в том числе и к ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.               
Почему я с особенным чувством люблю СВОЮ РОДИНУ?! 
А потому что ОНА НАША, МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ,  выпестованная НАШИМИ  руками  и   для   НАШЕГО  СЧАСТЬЯ, и  для  СЧАСТЬЯ БУДУЩИХ  ПОКОЛЕНИЙ. 
Потому  что  НАША  любовь  к  НЕЙ — ЗДОРОВАЯ,  не  омрачаемая невозможностью  исправить  в ней  то,  что  мы  называем  несовершенным...
 
А  вот  еще  одно  из  ученических  мнений:
-Если в «БОЛОТЕ» очень плохо, так вырывайся из этой трясины, беги что есть духу и без оглядки. На ЗЕМЛЕ  еще  есть  «райские  уголочки». Ведь у человека жизнь одна...   
К счастью, таких мыслей и  подобных им было очень мало.
  Выпускники подмосковной школы  умеют  отличать  истинный  патриотизм  от   ложного,  благодаря  учителям, «посеявшим»  в  души  своих  подопечных « разумное, вечное,  доброе…
   
 
                РУСЬ —  РОДИНА  МОЯ!            
 
   «… Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков и           желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это -  вечно  отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущий свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность  и неразрушимость своего места на земле…».               
 
            РОССИЯ,  ГОРЖУСЬ  ТВОЕЙ  Я  СТАРИНОЙ,  ВЕЛИЧИЕМ  И СИЛОЙ,  НЕОБЫЧАЙНОЙ  КРАСОТОЙ!               
         
 
   Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. (А.С. Пушкин.)   
 
«Земля «ОТТИЧ и ДЕДИЧ» — это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как  вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца в даль веков...».    
               
 
          НО  НЕ БЫЛО, НЕ  БУДЕТ  ТАКОГО ЛИХА  В ВЕКАХ,      
          КОТОРОЕ БЫ  ПРОЧНО УСЕЛОСЬ      
          НА  РУССКИХ  МОГУЩЕСТВЕННЫХ  ПЛЕЧАХ.
 
 
  «И ему померещилось многое – тяжелые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвями  Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря; и снова – дым и пепелища великого разорения…  Но нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека… Многое мог увидеть пращур, из- под ладони глядя  по  солнцу.
   -Ничего, мы сдюжим,- сказал он и начал жить.      
   Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ».    
 
 
                ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ-   
                В НИХ ОБРЕТАЕТ СЕРДЦЕ ПИЩУ-    
                ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ,      
                ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ.    
                НА НИХ ОСНОВАНО ОТ ВЕКА   
                ПО ВОЛЕ БОГА САМОГО 
                САМОСТОЯНЬЕ  ЧЕЛОВЕКА,   
                ЗАЛОГ ВЕЛИЧИЯ ЕГО.  (А.С. ПУШКИН.)      
 
 
               
            НЕДАРОМ ПРАЩУР ПЛЕЛ ВОЛШЕБНУЮ СЕТЬ      
                РУССКОГО ЯЗЫКА.   
 
     Русский народ дивной вязью плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга,- вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи именами и воспел свой труд. И  дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием  и  для потомков его стал родиной- землей «ОТТИЧ» и «ДЕДИЧ». 
 
 
 
                РУССКАЯ ИЗУСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 
                ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА.
                РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
 
Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,- говорившиеся нараспев под звон струн,- о славных подвигах богатырей, защитников земли народа,- героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла  его нравственный облик, была его исторической  памятью, праздничными одеждами  его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.  Недаром  пращур  плел волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни и плясали под солнцем на весенних буграх, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами, а иные, как неистовый  Протопоп Аввакум,- в яме, в Пустозерске, и размышляли о правде человеческой, записывая мысли свои…   
 
 
            О,  ВЕЛИКИЙ  И  МОГУЧИЙ  РОДНОЙ  РУССКИЙ  ЯЗЫК!
            ЯЗЫК ВЕЛИКОГО РУССКОГО НАРОДА!
 
 
               
 
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей  родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И. С. Тургенев «Русский  язык»).
 
 
 
                РУССКИЙ  ХАРАКТЕР.
                (от  УНТ  и  до…)          
               
                Бой  ДОБРЫНИ с  ДУНАЕМ.
                (отрывок из былины)
                Хороша была поездка молодецкая,
                Хороша была побежка лошадиная
                Вот не видели, как на коня ах вскочил,
                Да не видели, как он в стремена вступил,
                Только видели в чистом поле курева стоит,
                Курева стоит, дым столбом валит.
                Выезжает ДОБРЫНЯ во чисто поле,
                Вынимал он да нову трубу да подзорную,
                Он смотрел да на все четыре стороны.
                Там- то стоят лесы  темныя,
                Да и стояло да поле чистое,
                Да во чистом поле да шатер стоит.
                Да как у наших РУССКИХ богатырей
                Как стояли шатры белополотнены,
                Ах там да стоит шатер да чернобархатный,
                Поезжает  ДОБРЫНЯ ко черну шатру.
                Заходил ДОБРЫНЯ во черно шатер.
                Стояли да столы дубовые,
                А подернуты скатерочки шелковые,
                Да стояли ведра с зеленым вином.
                Ах написаны угрозы да богатырския:
                «Уж и кто попьет- поест
                Не уехать живому из чиста поля».
                Оттуда ДОБРЫНЯ и поворот дает, призадумался:
                «А приеду я в стольный Киев- град.
                Станут богатыри все выспрашивать,
                А что я им скажу, поведаю…
                Не честь- хвала молодецкая,
                Да не выслуга богатырская».
                ДОБРЫНЯ поворот дает.
                Зашел вновь ДОБРЫНЮШКА во черный шатер,
                Напилсы зелены вина, разлил зелено вино,
                Разорвал скатерочки шелковыя,
                Расколол столесинки кедровыя,
                Разломал столики ах дубовыя,
                Разорвал шатер чернобархатный…
                Ах, уснул ДОбРЫНЮШКА…
                Приезжает ДУНАЙ ко своему черну шатру:
                -Ох ты удалой добрый молодец!
                Да будет тебе спать- пора вставать,
                От великой хмелинки просыпатисе!
                Садился ДОБРЫНЯ на добра коня,
                Поехали они во чисто поле.
                Они тогда съехались…
                ДОБРЫНЯ ПОБЕДИЛ Дуная!
                Как в ту нынче пору, да в то время
                Стар казак да  ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
                Выезжал во чисто поле с ОЛЕШИНЬКОЙ ПОПОВИЧЕМ.
                Говорит стар казак да ИЛЬЯ МУРОМЕЦ:
                -Ой ты есь, ОЛЕШИНЬКА ПОПОВИЧ брат,
                Припадай- ко к земле да ухом правым,
                Не стучит- ка МАТУШКА СЫРА- ЗЕМЛЯ,
                Не дерутся-де РУССКИЕ БОГАТЫРИ?
                Кабы два нынче РУССКИХ, дак помирить надо,
                Кабы два нынче неверных, дак прогонить надо,
                Кабы РУССКИЙ с неверным, дак пособить надо…
               
 
 
                Слово о полку ИГОРЕВЕ.
                ( из древнерусского  произведения).
               
                Начнем же, братья, повесть эту
                От  старого ВЛАДИМИРА до нынешнего ИГОРЯ,
                Который скрепил ум силою своею
                И поострил сердце свое мужеством;
                Исполнившись ратного духа.
                Навел свои храбрые полки
                На землю Половецкую
                За  ЗЕМЛЮ РУССКУЮ!
                Тогда ИГОРЬ взглянул на светлое солнышко
                И увидел воинов своих тьмою прикрытых.
                И сказал ИГОРЬ- КНЯЗЬ ДРУЖИНЕ СВОЕЙ:
                «О, дружина МОЯ и БРАТЬЯ!
                Лучше ведь убитым быть,
                Чем пленным быть;
                Сядем же, братья, на борзых коней
                Да посмотрим синий ДОН».
                Ум князю уступил желанию,
                И охота увидеть ДОН великий
                Заслонила ему предзнаменование.
                «Хочу,- сказал,- копье преломить
                На границе поля Половецкого
                С ВАМИ, РУСИЧИ, хочу либо голову свою сложить,
                Либо шлемом испить из ДОНУ».
 
 
                Судьба ЧЕЛОВЕКА.
                М. ШОЛОХОВ «Судьба человека» (отрывок).
                «Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголек откалывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черте где только не пришлось по немецкой земле походить. Природа везде там, браток, разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково. А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево.            
 Били за то, что ты —  русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступаешь, не так повернешься… били запросто, для того, чтобы когда- нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей- то, наверно, на всех нас не хватало в Германии.
Так вот этот самый комендант на другой день после того, как я про кубометры сказал, вызывает меня. Вечером приходят в барак переводчик и с ним два охранника.         
«Кто Соколов Андрей?» Я отозвался. «Марш за нами. Тебя сам герр лагерфюрер требует». Понятно зачем требует. На распыл. Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: «Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по лагерному- номер триста тридцать первый». Что- то стало жалко  Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все- таки трудно.         
       В комендантской — цветы на окнах, чистенько. За столом все лагерное начальство. На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, открытые банки с консервами. Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи, а тут столько добра перед тобою…            
      Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как змея. «Так что же русс Иван, четыре кубометра выработки- это много?»- «Так точно, герр комендант много».- «А одного тебе на могилу хватит?»- «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется».      
     Он встал и говорит. «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично тебя расстреляю за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор,  там и распишешься».- «Воля ваша»,- говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». 
     Я было из его рук  и стакан взял, и закуску, но как только услышал эти слова,- меня будто огнем обожгло!            
     Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат,  да стал пить за победу немецкого оружия?! А  кое- чего  ты  не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так и провались ты пропадом вместе со своей водкой!»    
    Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять?   
    «За свою погибель и избавление от мук я выпью»,- говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливо вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня».
    Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу  бью,  думаю: «Хоть напьюсь перед тем  как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: « Что же ты не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему свое: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул. А потом как захохочет и сквозь смех что – то быстро говорит  по- немецки, видно переводит мои слова друзьям. Те же рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как- то иначе на меня поглядывают, вроде  помягче.    
           Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку; откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать. Что хотя я из голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.   
           После  этого комендант стал  серьезней с виду, поправил  у себя на груди два железных креста, вышел из- за стола безоружный и говорит, «Вот что, Соколов. Ты настоящий  русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость,- и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.   
           Прижал я хлеб к себе изо всей силы; сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам  этих харчей». Нет, обошлось.  И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло…». 
             
   
С детства МЫ помним, на  какой ЗЕМЛЕ  родились, помним героические подвиги  НАШИХ  ПРЕДКОВ.  И  хорошо  знаем:  есть  у   НАС   обязанности перед этой ВЕЛИКОЙ, КРАСИВЕЙШЕЙ ЗЕМЛЕЙ В МИРЕ, которую зовем  РОДИНА – РУСЬ.
   И  если  ЕЙ,  ЛЮБИМОЙ  и НЕСРАВНЕННОЙ,  будет  угрожать  смертельная  опасность,  МЫ, РОССИЯНЕ,  «БРАТСКИХ  НАРОДОВ  СОЮЗ  ВЕКОВОЙ»,  ГРУДЬЮ ВСТАНЕМ  на  ЕЕ  ЗАЩИТУ.  И   БУДЕМ  СТОЯТЬ   НАСМЕРТЬ!
 
 
 
                ПОЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВО -  РУСЬ!   
 
                ГИМН РОССИИ.
 
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!