Рецензия к балету в Петербурге 2018 года

Валерий Ковалев
      Просмотр спектакля "Анна Каренина" на сцене Мариинского театра-2  сопровождался прекрасным погожим днём, до конца июля оставалось несколько дней.   Идея постановки  балета на тему произведения  графа Толстого вызывала у меня лёгкий скепсис, подкрепляемый рассуждениями  Льва Николаевича Толстого о балете и его отношении к  роли этого вида искусства в российском обществе. Лев Николаевич был суров и беспощаден в своей критике балета, но  классик  меня не убедил.
        Большой удачей для меня было видеть исполнение роли Анны народной артисткой России Викторией Терёшкиной в том плане, что я несколько месяцев тому назад смотрел  с её  участием балет  Жизель, и это помогло увидеть  разнохарктерное исполнение и формы, которые позволяли отметить различия и возможности  выражения в визуальном восприятии движений и музыкального сопровождения.
     Как ни странно, вначале музыка настолько захватила, что  я сосредоточился только на ней,  Родион Щедрин захватил все каналы восприятия и доминировал, но  вскоре я вспомнил, что я на балете. Хореография  стала доминировать и потом музыка и движение объединились  и включили чувства и воображение  в наслаждение и переживание происходящим на сцене.   
       Алексей Ратманский  и Мартин Тюлиниус   показали мне не только трагедию семьи Карениных, но и трагедию общества, в которое вторгался индустриальный мир  железа, света, огня и пара.  Этот мир нёс изменения в отношения людей и стран и сам менялся стремительно и беспощадно.   Приближение неминуемой катастрофы в жизни главных героев  демонстировалось танцем, серией жестов, поз и выражением лиц настолько сильно, что иногда срабатывал рефлекс закрывания глаз, чтобы не было страшно.  Всё это было произведением  работы мастеров балета  данной труппы. Им удалось овладеть залом и  снять рамки условности происходящего. Я верил и переживал.
       Скачки и падение Вронского  как символичное предупреждение Льва Николаевича о наказании  для покусившегося на семейные устои, раскрыты  как   пророчество Толстого для России , но гибель Анны скорее преподнесена как  приговор самой  системе государственности.
       Красный цвет доминирует во втором акте. Для меня это было равносильно приёму Эйзенштейна в черно-белой графике его броненосца. 
      Образ Каренина  вызывал у меня солидарность и сочуствие, Дмитрий Пыхачёв сделал меня своим союзником благодаря мастерству и таланту.
     Мастерам света,  иллюзий света и декораций, которые не подавляли, а  подчёркивали  идею спектакля, поздравление за удачу замысла и успех спектакля.
      Виктория  всегда Победа, другого не сказать. Благодаря Виктории Терёшкиной, её высочайшему уровню  техники исполнения главной роли,  я испытал гордость за то, что я  приобщился к   тому виду искусства, которое воздействует  на все виды восприятия человека.  Я увидел  развитие балета как искусства вечного по своей природе, но наиболее близкого  человечеству по способу выражения  и  это несомненная удача для исполнителей и нас, зрителей  и  любителей балета России.