Прощенная ошибка

Михаил Бортников
Принято говорить, что море ошибок не прощает. Неверно это, прощает, и не один раз прощает, иначе давно бы все пароходы затонули или сгорели. Ошибки все совершают, на ошибках учатся, иногда на чужих, иногда - на своих. Расскажу вот про одну свою оплошность, которая, к счастью, закончилась только лёгким испугом.

Не помню точно названия порта, в котором произошёл этот случай, но работал я тогда вторым механиком ремонтно-подменной команды, и каждый месяц мы пересаживались с одного рыболовного траулера, уже отремонтированного, на другой, пришедший в порт на межрейсовое техобслуживание. Рядом и другие суда ремонтировались: севастопольские, керченские, новороссийские. На каждом работала подменка.

И приехал из Союза в порт проверяющий, начальник флотинспекции какого-то черноморского порта. Инспектора всяческие морские суда посещают постоянно. Моряки  с их визитами свыклись, как с неизбежностью. Расположился инспектор именно на нашем пароходе, и именно с нашего решил начать проверки. Инспектор был строг, и дело своё знал. После тяжелого перелёта он решил отдохнуть, а нам выдал перечень того, что надлежало продемонстрировать в рабочем состоянии на следующий день.

На судно это мы перебрались недавно, ремонтные работы только начались, двигатели  были разобраны, и проверка инспекторская нам была нужна, как зайцу стоп-сигнал. И уж по крайней мере, она была совершенно не своевременна, отвлекала от главного, для чего мы приехали - от ремонта. Но с начальством не спорят, переключились мы на проверку аварийных механизмов, самых главных объектов пристального внимания проверяющего.

Каждый механик занялся "своими" механизмами, теми, за состояние которых отвечает. Не один, конечно, с мотористами, один много не сделаешь. Я взял себе двоих помощников из своей бригады, снял с главного двигателя, оставив Борю Карьету, бригадира, за старшего.

Проверили аварийное управление рулевой установки с местного поста, из румпельной. Запустили аварийный дизель-генератор, аварийный пожарный насос. Проверили аварийное освещение, аварийные выходы из машинного отделения, клинкетные двери, клапана быстрого кренования, аварийного осушения, много чего ещё.

Старший механик с капитаном сошли на берег, уехали куда-то по делам.  Время шло уже к обеду и нам оставалось проверить только углекислотную установку пожаротушения. Пожар на морских судах считается бедствием номер один и поэтому моряки серьёзнейшим образом относятся к профилактическим мероприятиям и противопожарным средствам.

Для тушения пожаров предусмотрены первичные средства тушения пожара и стационарные системы. К первым относятся различные огнетушители, пенные  и углекислотные переносные установки. В случае невозможности тушения пожара огнетушителями, в ход идёт "тяжелая артиллерия": забортная вода из пожарной магистрали, система паротушения и углекислотная установка или похожая на неё система жидкостного тушения пожара СЖБ. У нас стояла система СО2.

Выбор средства тушения пожара зависит от того, что горит: нельзя, например морской водой поливать электроустановки. Тонкостей в этом деле много, но рассказывать об этом здесь не буду.

Углекислотная установка штука серьёзная, но одновременно и дорогая и опасная. Применяют её в самых крайних случаях, когда ничего другого не остаётся, при этом охраняемое помещение тщательно герметизируется и люди его покидают.

Наша станция СО2 состояла, если я правильно помню, из щита управления установкой и тридцати восьми баллонов с углекислотой, разделённых на группы: три  группы по десять баллонов, одна включала в себя пять, и последняя, самая маленькая - три.

Сорокалитровые баллоны с углекислотой под давлением в шестьдесят атмосфер были жёстко закреплены в вертикальном положении, а над ними проходили трубопроводы и тянулись на роликах тросики с ударниками, которые открывали клапана баллонов в случае необходимости. Горизонтальные тросики пропускались через направляющие ролики и заканчивались внизу тяжёлыми грузами в металлических направляющих, типа ящиков. Как раз эти грузы  и приводили систему в действие при подаче электропитания.

Мы, конечно, подачу углекислоты только имитировали, и подготовку к проверке установки начинали с того, что поднимали и подвязывали грузы, с которыми через блоки были связаны тросики. Поднимали, вытаскивали грузы из направляющих, подкладывали под них деревянные планки, подвязывали на всякий случай. После этого можно было работать, производить условную подачу углекислоты по стационарным трубопроводам в охраняемые помещения.

Так обычно делалось, и я лично десятки раз так делал. Но в тот раз мы по запарке один груз из направляющих не вытащили и не подняли. Он находился в дальнем углу помещения, в группе из десяти баллонов, которая предназначалась только для тушения пожара в машинном отделении.

Начали проверку с имитации подачи газа в помещение аварийного дизель-генератора. Для тушения пожара в нём предусмотрено три баллона. Нажимаю на кнопку подачи, и после секундной задержки срабатывает автоматика. Щелк - открывается соленоидный клапан, загорается лампочка. Углекислота "пошла".
 
Проверяем помещение рыбомучной установки, трюм рыбной муки. Всё отлично. Остаётся машинное отделение. Но там перед пуском кислоты включается реле времени, световое табло, требующее персонал покинуть машинное отделение и  страшной силы сирена Слышно эту сирену в любой точке судна, ужасно противный у неё вой, и отключить его невозможно.

И чтобы людей своих в машине не пугать, звоню я на мостик, и прошу вахтенного штурмана сделать по внутренней трансляции объявление о том, что производится проверка автоматики углекислотной станции. Просьба не обращать внимание на световое табло и сирену.

Вот после такого объявления я и нажал кнопку подачи углекислоты в машину. Туда газ из всех тридцати восьми баллонов уходит в случае пожара, но грузы четырёх секций были подняты. А вот десять баллонов из пятой секции подорвало, и счастье, что машина не была загерметизирована, и вентиляция работала. Несмотря на это, народ из "подвала" вылетел на палубу, как пробка из бутылки с теплым шампанским.

Пострадавших не оказалось, хотя перепугался я до смерти. Самое интересное, что проверяющий наш, будучи в каюте, ничего не заметил абсолютно. Старшему механику я доложил, конечно, о случившемся сразу, как он вернулся, но шум поднимать при инспекторе не стали. Баллоны сдали на перезарядку уже позже.