До стен недвижного китая

Владимир Калуцкий
11 сентября 1764 года в России началась установка верстовых столбов.

Интересно рассматривать отдельные события в увязке с общероссийской историей. Вот, скажем, верстовые столбы. Если их устанавливали, значит - они нужны? Значит - в стране есть обширные дороги и огромные экономические связи? И почему установка столбов началась сразу по смерти императора Петра Третьего, о котором мы знаем, что он вешал крыс и до зрелости играл в оловянных солдатиков?.
Что вообще представляла из себя Россия при ранней Екатерине? Вот несколько дат той поры:
1762. По взошестии на претсолл Екатерина издает Манифест, опровергавший народные слухи об отмене крепостного права.
Следом - Манифест, запрещавший фабрикам и заводам покупать крепостных крестьян.

1763. Разрешение ссылать крестьян и работных людей в Сибирь.
1764. Секуляризация церковных земель.
1764. Учреждение Смольного института.
1764. Упразднение гетманства на Украине.
1765. Учреждение Вольного экономического общества.

Ну - и так далее. И вдруг, среди эпохальных решений - верстовые столбы!
Значит - назрело. Оно и понятно - обживалась Сибирь, окончательно врастала в империю Украина. Шла война за Новороссию, и не за горами было присоединение Крыма. Хорошие дороги были нужны, как воздух.
Россию надо было рассчитать и размерить. Это позже нам привили недруги, что дороги - беда России, наравне с дураками. За дураков не скажу, но вот дороги всегда были важной составной частью государственной политики. Это было всенародное дело, и не случайно в стране до самой Октябрьской революции действовала всеобщая дорожная повинность. Каждый крестьянский и мещанский двор был приписан к определенному участку дорог, и отвечал за его состояние деньгами и работой. Дороги законом делились на пять классов :

а) дороги главных сообщений;
б) дороги больших сообщений;
а) дороги губернских сообщений;
г) дороги уездных почтовых и торговых сообщений;
д) дороги сельские и полевые.

К дорогам предъявлялись строгие требования по качеству и обустройству. И верстовые столбы - это была вершина громадного айсберга дорожного хозяйства Российской империи, в становлении которого участвовало все население державы. У меня в фамилии жило предание о пра-прадеде, привлеченном к установке верстовых столбов по почтовому тракту между городами Верхососенск и Новый Оскол. Места в балках и перелесках, разбойные. Вот дорожный десятник отсчитал от предыдущей метки тысячу саженей, вбил колышек. "Копай тут" - велел деду, а сам пошел с перекидной меркой дальше. Дед ударил в заступ, и на глубине в пару штыков наткнулся на клад . Припрятал золотишко, конечно. А потом на эти деньги основал чайную сеть в нескольких городах. Для чего даже оплатил торговую миссию в Китай. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть этой легенды. Но тут нам важна не она, а история обустройства российских дорог.