Студенты и восемь планет

Константин Матаков
                ***

Принимаю зачет по философии науки. Студенту достался вопрос, связанный с астрономией. Он мне заявил, что учился в лицее, в филологическом классе, - у них было мало физики и совсем не было астрономии. Задайте, дескать, легкий вопрос. Ну, хорошо: назовите, пожалуйста, восемь планет Солнечной системы! Он задумался.. После глубоких и трудных размышлений он вспомнил две планеты: Венеру и Марс (Землю мы потом вспомнили вместе). Спрашиваю: и это все?! Он: нет, я еще подумаю. Ну давай, думай. Просто «Что-где-когда» в сумасшедшем доме.. Пока он думал, внушаю ему: поймите, я же не могу вам поставить зачет за знание двух планет из восьми. Руководство нашей части вселенной этого не одобрит.. И тут он вспомнил! А еще есть планета Аполлон, - выдохнул он. Да уж.. А еще планета Союз..
Я думал, что ТАКОЕ больше повториться не может, но.. Через два дня шел тот же зачет – в другой группе этого же факультета. И тот же вопрос попался другому студенту. Этот что-то отвечал. Дай, думаю, спрошу его про восемь планет. Я же не знал, что эта мысль будет роковой.. Нет, он назвал сразу четыре ли пять (т.е. это было заметно лучше, чем в предыдущем варианте, я даже отметил для себя, что человечество неуклонно следует по пути прогресса, пусть и медленно). Затем остановился, и сказал: сейчас вспомню, учил накануне вечером, волнуюсь.. Ладно. После недолгого погружения в себя, этот студент сказал: не вспомню, но, кажется, есть планета, которая начинается на букву «А». Тут у меня сразу начали появляться тревожные ощущения. Стоп! Ведь вроде бы нет такой планеты.. или открыли новую.. неужели.. В том, первом случае, я, естественно, был склонен осуждать глупость: надо же, планет не знает! Но когда это вот-вот должно было повториться второй раз, я начал склоняться к иному варианту. У меня появилось то, что психиатры назвали бы онтологической неустойчивостью. Я стал сомневаться не в студенте, а в себе: может я не прав? Может в астрономии за эти годы произошли катастрофические изменения, которые ускользнули от моего внимания, и знакомые планеты сошли с орбит, звезды упали на землю, и на их место пришли новые небесные тела? Пока я так рассуждал, студент заявил: я вспомнил! Ну и? Андромеда, - выпалил он. Понимаете, говорю, Андромеда – это не совсем планета, я бы даже сказал, совсем не планета.. Занавес!
Нет, не занавес. История имела продолжение. Дело, правда, было на заочном отделении. И зачет (по этой же дисциплине) был, по сути, коллективным (не хватило аудиторий). Веселые заочницы (а это особый вид человека), эти женщины трудной судьбы, коллективом вспомнили про восемь планет. Потом я спросил: а какая планета самая большая? Две женщины лет сорока (учителя со стажем), сидевшие справа от меня, уверенно сказали: солнце! Говорю им: видите ли, солнце – это не планета. Ни за что не догадаетесь, что они сказали на это! А сказали – «ну все равно же самое большое!». Даже не пытайтесь это понять – хуже будет. Кто поймет сердце заочницы?