Четвероногие защитники Сталинграда

Александр Сергеевич Трофимов
Сначала - о большом и редком.
После первых бомбёжек города в августе сорок второго на улицах можно было увидеть разгуливающую слониху Неллю, которая сбежала при эвакуации зоопарка. А в баржу, куда погрузили животных и птиц попала бомба, и она затонула. Но недолго пожила и Нелли – погибла от фугаски в Комсомольском садике, что у вокзала, не удалось ей стать боевой слонихой…

Больше всего, конечно, было лошадей. И в кавалерийских частях, и - как тягловая сила у артиллеристов, и как гужевой транспорт. И у немцев тоже было их много - в пехотных дивизиях. А особенно – у румын. Это здорово выручило попавших в окружение. Они съели и своих, и румынских. Есть фотографии гор лошадиных копыт, сделанные зимой 1943 года. Говорят, только один немецкий генерал не позволил пустить на мясо своего породистого скакуна - командир 76-й пехотной дивизии генерал фон Роденбург. 
А до «котла» немцы питались неплохо. Воинские части содержали крупный скот и мелкую живность: коров, свиней, гусей, уток и кур. В дивизиях для ухода за скотиной были специальное ветеринарное отделение и рота мясников.

Лошадей в наших пехотных дивизиях - по штатному расписанию каждый стрелковый полк должен был иметь более 300. На одну трёхдюймовку приходилось до шести. Ну и погибло очень много.
Так 19 сентября при попытках артиллеристов 90-го полка дивизии Горишнего поднять на Мамаев курган пушки немцы лошадей тут же перестреляли, а на руках тащить – невозможно. А командир 124-й бригады Горохов артиллерию держал на островах, через волжскую протоку.  И содержали их там лошадей и прятали, чтоб можно было быстро менять расположение пушек.
Много лошадей должно бы было быть и на левом берегу, где была сосредоточена основная наша артиллерия. И его немцы сильно бомбили и обстреливали.
А преградивший путь танкам Гота у хутора Похлебина зимой 1942 один только 4-й кавалерийский корпус потерял порядка двух тысяч лошадок и практически столько же красноармейцев …

На южном участке Сталинградского фронта как тягачи для пушек стали использовать и верблюдов. На реке Маныч в боях с группировкой Манштейна их много погибло. Но самые удачливые дошли до Берлина, и двое прожили там, в берлинском зоопарке, ещё десяток лет.
В городе Ахтубинске, в ста километрах восточнее Волгограда, им, двум знаменитым Яшке и Машке, даже поставили памятник.
А в интернете есть и снимок верблюда с повозкой в освобождённом Сталинграде.

Очень много пользы 62-й армии принесли собаки. В 10-й дивизии НКВД было спецподразделение – 28-й отдельный отряд. Натренированные собаки-камикадзе по команде бросались под идущий танк. За полтора месяца таким образом вывели из строя 32 танка. Вначале получалось очень удачно, но потом приближающихся собак немцы стали расстреливать.
В их честь в Волгограде рядом с монументом чекистам, защитникам Сталинграда, в 2011 году открыли мемориал  «Истребителям фашистских танков – служебным собакам-подрывникам 10-й стрелковой дивизии НКВД».

Говорят, что специально обученные поиску мин собаки – живые миноискатели – обнаружили под Сталинградом несколько минных полей, порядка двух тысяч взрывных заграждений, в том числе более тысячи противопехотных мин.
Поработал в Сталинграде сапёром и известный пёс Дик, который особо отличился в Павловском дворце под Ленинградом, где буквально за час до взрыва обнаружил фугас с часовым механизмом весом в две с половиной тонны. После войны колли-ветеран дожил до преклонных лет в воинской части и был похоронен в Павловске, как герой.


Фронтовики рассказывали и о собаках-поисковиках, разыскивающих раненых. Их использовали в медподразделениях. В интернете есть фото собачьей упряжки с раненым бойцом, отправляемым медиками в тыл (Сталинградская область. 1943 г.).

Возможно, как и на других фронтах, собак использовали: для переноски патронов, пулемётов и пр., в обеспечении связи - прикрепляли катушку с кабелем для его прокладки в зоне обстрела, в конвоировании пленных и в караульной службе.

Осталась память и о легендарном коте-связисте, который приносил в штаб записки с передовой, бегающий туда-обратно по развалинам. Так этот героический кот спасал жизни бойцам - посыльным. Подвиг его был оценен в британской газете «Таймс», где даже чопорные англичане отметили, что этот смелый кот достойно зарекомендовал себя как героический защитник Сталинграда.
В интернете есть информация о кошке Мурке, может, то был не единичный случай с кошками, кто знает? - и о потерянной после войны "сталинградской кенгуровой" породе коротколапых кошек…

Но говоря о кошках – как не вспомнить мышек.

Погрызли мыши-полёвки проводку в танках 22-й танковой дивизии Гота, которые стояли под Сталинградом, поджидая горючее, и готовились к атаке в ноябре 1942 года. 
В интернете даже живёт фейк о научно-исследовательском институте, занимавшимся подготовкой таких «диверсантов» и об организации их переброски самолётами.

Но грызуны, ценой своей жизни, спасали не только солдат от танков, но и эвакуированное в степь население от голода. Суслиное мясо ели, жир использовали для жарки. Даже туберкулёз лечили. Со слов детей войны, многие благодаря им, спасли здоровье и жизнь.

Но суслики и мыши ко всему - и распространители болезней, и особенно зверствующей тогда туляремии, и страдали от неё, кроме оккупантов, и наши: солдаты, и население. Говорят, немцы были мало знакомы с этой болезнью, обычно не смертельной, но очень опасной при недоедании и переохлаждении, и принимали её за неизвестные формы тифа, неся немалые потери вместе с итальянцами и румынами.
Не исключено - заражение грызунов нашими биологами - это острое инфекционное заболевание от человека к человеку не передаётся.

Только всё-таки самыми страшными животными в Сталинграде были фашисты, особенно молодые нацисты, поддавшиеся безумству Гитлера. 

Очень странно, что нацисты с 1927 года подняли вопрос о запрете экспериментов на живых животных. И ни одна страна в мире до сих пор законодательно не защищает животных так, как это сделали немцы к началу второй мировой войны!

Июль 2018