Как академики выжили лётчиков

Анатолий Емельяшин
                Как академики СО АН СССР выжили лётчиков с Бердского аэродрома
 

         Казалось бы я уже полностью изложил период своей армейской службы. Что не осветил в репортажной форме добавил потом в виде зарисовок отдельных событий. И ещё отдельные эпизоды – в Штрихах. Однако, продолжают всплывать в памяти из той жизни события, ни в каких зарисовках не упомянутые.

         Вот так и вспомнил одну из причин ликвидации Бердского аэродрома. Причина эта – появление рядом с Бердском Сибирского филиала Академии Наук СССР.
         С началом строительства Академгородка на место будущей стройки приехал Академик М.А.Лаврентьев. Поселился он в лесу в наспех сооружённом щитовом то ли коттедже, то ли бараке. Он сам курировал все строящееся: институты, социальные объекты, жилые дома для сотрудников.
 
         В нескольких километрах южнее и восточней начавшейся стройки находилась одна из наших пилотажных зон. Наш полк тогда пересел с Яков на Миги и мы, возвращаясь из зоны, делали небольшой крючок в сторону Академгородка, чтобы с малой высоты посмотреть на это, рекламируемое в прессе строительство. Естественно, на высоте входа в круг,  то есть на снижении до 500 - 400 метров.
         Видимо эти пролёты не могли понравиться академику.
         А тут ещё произошёл казус: вблизи строящегося городка испытуемый Т-4 (СУ-7) с Чкаловского завода преодолел скорость звука на малой высоте. Видимо, бес попутал испытателя. Или что-то нештатное произошло.
         Говорили, что хлопок выбил стёкла, только что вставленные в окна коттеджа лично самим академиком.
         Разгневанный академик не стал разбираться кто и что, а позвонил прямо Министру Обороны. Из МО волна пошла вниз, в СибВО и его ВВС, раздавая всем по заслугам и без.
         На самом низу начальник нашего училища полковник Пашков тоже получил втык. Доказывать, что наши Миги дозвуковые было бесполезно.
 
         Так перенос штаба училища, уже вытесняемого с аэродрома Толмачёво в Бердск, стал проблематичен. Вряд ли академики смирились бы с существованием военного аэродрома у себя под боком.
         Не только судьба бердского аэродрома, но и участь училища была предрешена. Предрешена и судьба начальника училища: согласно молве, полковник Пашков так и не получил генеральского звания и при расформировании училища в ещё боевом возрасте был отправлен в отставку.
         Но это по дошедшим до нас слухам, – документального подтверждения о судьбе Пашкова у меня нет, может он избежал отставки и дослужился до генерала в другом месте.

         В тот же год училище переименуют из Сталинградского ВАУЛ в Сибирское ВВАУЛ и тут же выйдет приказ о перебазировании его на Алтай. Аэродром в Толмачёво, где размещался один из полков и штаб училища, к этому времени уже был полностью передан ГВФ под международный аэропорт Новосибирска.

         График перехода в Алейск был рассчитан на 2 года. Переезд не состоится: в 60-м году в соответствии с Указом о сокращении Армии на 1250 тысяч боевое училище лётчиков-истребителей расформируют.

                Бердск - Канск. 1958 - 1960гг.