Трудные судьбы художников...

Эмануил Бланк
                Художник опять напился! Долго-предолго , дядя Янкель - киномеханик нашего Сокирянского кино , изо всей силы  колотил в маленькую дверь. Однако, все напрасно. Дверь, ни в какую, не открывалась. Из-за неё доносился то богатырский храп, то жалостливое тонкое подвывание.

                - Поц, - коротко выругался дядя. Скоро фильм показывать, а рекламы с его названием так и  нет, и не думаю, что предвидится

                - Янкл,- на еврейский манер обратился я к дяде Яше - родному брату моей бабушки. - Янкл, а какой фильм сегодня?

                - Солдат Иван Бровкин,- вздохнув, ответил Янкель,- ума не приложу, что делать. Скоро появится директор кинотеатра и нашему несчастному пьянице, точно, конец. Снова с работы выкинут,- и добавил,

                - Жаль! Он - бедняга,  хороший.  И  как человек, и  как художник. Но Душа у него тонкая. Как начнёт глушить, не остановишь

                - А что глушить, Янкель?!,- спросил я

                - Водку глушить, боль свою  глушить по семье, пропавшей во время войны

                - Но ты же - ты не пьёшь?!,- неосторожно брякнул я, заставив Янкеля скрипнуть зубами

                - У художника, Милик, душа, наверное, более чувствительная, чем моя

                - Вус ? Вус цититн?, - Что ( идиш) делать будем?,- переключившись на деловой тон, обратился он к моей бабушке, суетливо и взволнованно бегавшей по стертым ступенькам старенького кинотеатра

                - Ты что?  Совсем не умеешь рисовать?,- она беспомощно посмотрела на брата

                - Да изобразил бы что-нибудь. Но краски, холст, кисти - все это, в каморке у художника

                - Ура! Знаю, что делать,- вдруг, победоносно воскликнул я

                Недоверчиво взглянув на шестилетнего хвастунишку, меня вежливо попросили пояснить.

                - Вчера, в комнатке, что рядом с фойе, я рассматривал много старых рекламок. Точно помню, что видел там красивые большие афишы с Иваном Бровкиным

                - Да. Действительно. Наш МИлику вчера что-то там смотрел. Он любит рассматривать картинки. Но читать? Ты же ещё совсем не умеешь читать?!,- засомневалась бабушка

                - Да Бровкина, в прошлом году, тыщу раз смотрел. И чуб его  за тыщу километров узнаю,- обиженно произнёс я

                - Ладно. Пойдём проверим. Выхода, все равно, никакого не вижу,- согласился дядюшка

                Нам быстро и несказанно повезло. Не прошло и четверти часа, как в комнатушке, заваленной рекламками фильмов прошлых лет, была обнаружена целая пачка старых афиш с изображением удалого солдата!

                Спустя десять минут, на месте рекламы перед кинотеатром, уже вовсю красовались два цветных симпатичных анонса с задорным Бровкиным. Его знаменитый чуб бодро выбивался из-под армейской фуражки. В руках играла веселая гармонь. Улыбка во все тридцать два зуба. Как высокую правительственную награду, приклеить афишки доверили приклеить лично мне .

                Чуб у Бровкина, скажу откровенно, был на зависть. Мой чубчик был намного  короче. Его, совсем недавно, сильно укоротил Гавриил - мастер  в  нашей центральной и единственной парикмахерской. Это бабушка настояла, чтобы подольше не стричься. Натянул   веселый сокирянский брадобрей  чубчик посильнее и,- прощай красота. - Вадик! Чик-чирик! Взял, гад, и острыми-преострыми ножницами отхватил много лишнего. Таки, сильно отхватил.

                Обильно смочив в ведерке большую кисть, я щедро размазал клей по обратной стороне плакатов. Затем , став на табуретку, тщательно и аккуратно приклеил их на холсты с броским названием предыдущего фильма.

                Затем, долго и мучительно, пришлось расправлять многочисленные морщинки, собравшиеся на бумаге из-за огромного количества клея. Его я не пожалел. Не пожадничал  в приступе своего фанатического усердия. После этого, и тряпкой долго работал, подтирая  многочисленные потеки. Ведь делалось это на виду у всех Сокирян, в самом центре нашего городка.

                Но и это было ещё не все.

                Вдобавок, в награду получил полный стакан холодной газировки с большой порцией  вкусного  вишневого сиропа, а также внушительный кирпичик бисквитно-кремового пирожного.

                Сироп тетя Ита доверила нацедить самому. В нижней части высокого стеклянного цилиндра, заполненного  ароматным удовольствием, находился небольшой запорный механизм. Стоило только повернуть специальную пимпочку вертикально, как на дне стакана начинал быстро образовываться соблазнительный темно-красный слой. В этот раз, да простят меня завистники, насиропился я от души.

                - Смотри, Милик, попа слипнется,- Улыбнувшись, Ита подвинула стакан к сильной шипящей струе газировки. Опять забыл подсмотреть что там  тетушка нажимала, чтобы напор был посильнее

                Пирожное  было отличным. Потрясающим. Его нижняя часть была щедро пропитана ароматной эссенцией и покрыта  вкуснейшим яблочным джемом. Он переходил в верхний - самый главный слой бисквита, увенчанный цветком с лепестками из нежного крема и потрясающей вишенкой, в самой середине.

                _______________

                Читая, в очередной раз, о трагических подробностях из судеб многих живописцев, я, впоследствии, часто вспоминал тот давний случай и мудрое замечание  дядюшки Янкеля о тонких, впечатлительных душах  творческих людей.

                А с художниками,  сокирянскому кинотеатру, действительно, не везло - все пили. И пили отчаянно, беспробудно. Возможно, душа у них , в самом деле, была слишком уж чувствительной, тонкой и беззащитной...