Мусор родного города

Саша Погодинский
Московская технологическая школа, до 2000 года – УВК №326, в дальнейшем СОШ №1299 с углубленным изучением области знаний «Технология» была открыта в 1994 г.
Практически с первых лет существования, в школе осуществлялись межпредметные учебные проекты. Они ежегодно планировались как определенная исследовательская тема, связанная с современными технологиями. Первый такой проект, выигравший в 1997 году конкурс исследовательских проектов учащихся, посвященный 850-летию Москвы, касался проблем московского транспорта, в особенности преобразования в пассажирскую Московской окружной железной дороги. Что было осуществлено правительством Москвы в 2016 году., Об этом проекте будет рассказано в другой раз.
 Следующие проекты касались проблемы утилизации мусора (технологии сбора переработки и хранения твердых бытовых отходов), очистки воды и воздуха, охраны здоровья, организации образования, выбора профессии, истории и перспектив робототехники и т.д.
Видео "мусорного проекта" выложено в начале сентября в ЮТУБе https://clck.ru/Dpnix 
 Он назывался по предложению директора школы  В.Р. Лещинера поэтично "Мусор родного города".
Проекты начинались в конце сентября с сообщения о теме, проблемах, подлежащих решению, задачах и требованиях к проекту. Проект должен был включать исследование конкретной проблемы по выбору учащегося или группы учащихся, описание решения, желательно снабженное схемами или чертежами. Приветствовалось изготовление макета или модели устройства для решения проектной проблемы.
Работа над проектами шла под руководством учителей - предметников. Поэтому, наряду с технологическими или техническими проектами, имели место:  исторические, географические, литературные, лингвистические и другие. Учителя - предметники были заинтересованы  в участии надбавкой к зарплате. Ученикам было сообщено, что за проект по теме близкой к учебному предмету оценка в четверти и году может быть повышена.
Результаты работы докладывались на трёх конференциях: в конце октября, середине декабря и середине марта.
Ирина Хакамада в недавнем интервью говорила о мусорной проблеме : " Вот вам - какие скандалы! Какой ужас!
Идея о том. чтобы строить мусороперерабатывающие заводы... На уровне даже Ростеха обсуждалась ещё десять лет назад... Куда десять лет ушли?..."
Наши дети задумались о проблемах "мусора" 20 лет назад, а проблемы не только остаются, но и обостряются время от времени. Неужели без"жареного петуха" обойтись не можем?  Неужели наши "руководящие мужики", пока гром не грянул - не крестятся.
Возможно,  дети глупеют, когда становятся взрослыми.
Впрочем, может быть те дети не поглупели, а попросту ничего не смогли сделать потому, что им помешали другие взрослые, которых учили не правильно.
После нашего "мусорного проекта" Александр Николаевич Крутов, заместитель председателя Мосдумы предложил "развернуть" наш проект на город. Я передал это предложение директору. Вячеслав Роальдович ответил - Наше дело детей учить, а не городские проблемы решать...
Я настолько до этого намучился безденежьем, что спорить с начальством не решился, тем более, что наш директор был вовсе не тоталитарным руководителем.
Значительно позже мне пришло в голову объяснение. Директор уже был человеком новой формации. Во мне ещё жило советское - стремление закрывать пробоины своим телом. Я ведь когда-то в школе в роли Александра Матросова в пьеске выступал. А В.Р. не считал своим долгом прикрывать неумение и лень бюрократов и чиновников . Вот и отказался. С какой стати мы должны за них выполнять их работу. Наша работа учить детей в этой конкретной школе. Что само по себе не просто.
Директора тоже доставало педагогическое начальство. Как раз тоталитарного стиля. Часто, не очень умное и грамотное.
Сейчас я бы такое предложение принял. Теперь я знаю, что можно было сделать в масштабе города и какой мог быть результат. Если, конечно, те же чиновники не свели  бы к пустой болтовне эту затею.
Результатом могло быть, что не только наши, а массы школьников города прониклись бы идеей спасения от мусора. А школьники часто умеют зажечь идеей своих не слишком тупых родителей. И возможно теперь , через много лет, мы бы не стояли в растерянности перед проблемой воняющих свалок и протестов жителей окрестных районов.

Видеоматериал с одной из конференций приведён на ЮТУБе. https://clck.ru/Dpnix