Эдинбург. Национальный монумент Шотландии

Борис Готман
  Много интересного можно  увидеть и узнать в древнем  Эдинбурге.

  Эта заметка - о Национальном монументе Шотландии, построенном на высоком холме  Кэлтон Хилл (Calton Hill).
 
  По дороге к шотландской столице нам рассказали, что ещё в 1816 году Горное общество Шотландии предложило возвести  монумент, посвященный памяти шотландских солдат и матросов,  погибших в наполеоновских войнах.
   
  История монумента описана во многих статьях, поэтому здесь приведу только краткие сведения, чтобы тема этих заметок стала понятнее. 
   
  Проект памятника был разработан в 1823-1826 годах Чарльзом Робертом Кокеллером и Уильямом Генри Плейфером, взяших в качестве исходной модели  афинский  Парфенон.
 
  Строительство началось в 1826 году, но из-за нехватки средств в 1829 году было остановлено и оставлено незавершенным – таким, как видит читатель на моём снимке.
 
  В XX веке после окончания Первой мировой войны было предложено достроить его в память погибших в ней.
   
  Но, как в известной песне, "…денег всё не соберём".
   
  Что осталось актуальным и после Второй мировой…
   
  Неудачные попытки собрать необходимые для завершения строительства средства породили различные шутливые и обидные прозвища этого долгостроя, такие как "Позор Шотландии", "Позор Эдинбурга", "Гордость и бедность Шотландии", "Глупость Эдинбурга"  и тому подобные.
   
  Но увидев этот монумент в его сегодняшнем виде, мы пришли к выводу, что это один из лучших памятников погибшим в войнах.
   
  Потому что войны рушат достижения цивилизации, а первыми в них погибают самые честные и благородные.
 
  Уцелевшие  оказываются на развалинах цивилизации, десятилетия и даже сотни лет уходят на попытки возродить её достижения.  Вот и  этот монумент должен был стать подражанием древнему Парфенону. 
   
  Войны обрывают многие связующие нити человечества, часто невосполнимые.
 
  Мир после них никогда не становился ни лучше, ни справедливее.
 
  Что с того, что возводят гигантские скульптуры как бы в память погибших, а на самом деле - во славу новых сиюминутных вождей.

  При этом останки многих тысяч погибших в войнах до сих пор не удостоились простого захоронения.
   
  И новые войны становятся ещё более жестокими и кровавыми, чем предыдущие, уничтожая цвет наций и отбрасывая человечество в руины прошлого, что великолепно символизирует этот вроде бы неоконченный монумент.