Много интересного можно увидеть и узнать в древнем Эдинбурге.
Эта заметка - о Национальном монументе Шотландии, построенном на высоком холме Кэлтон Хилл (Calton Hill).
По дороге к шотландской столице нам рассказали, что ещё в 1816 году Горное общество Шотландии предложило возвести монумент, посвященный памяти шотландских солдат и матросов, погибших в наполеоновских войнах.
История монумента описана во многих статьях, поэтому здесь приведу только краткие сведения, чтобы тема этих заметок стала понятнее.
Проект памятника был разработан в 1823-1826 годах Чарльзом Робертом Кокеллером и Уильямом Генри Плейфером, взяших в качестве исходной модели афинский Парфенон.
Строительство началось в 1826 году, но из-за нехватки средств в 1829 году было остановлено и оставлено незавершенным – таким, как видит читатель на моём снимке.
В XX веке после окончания Первой мировой войны было предложено достроить его в память погибших в ней.
Но, как в известной песне, "…денег всё не соберём".
Что осталось актуальным и после Второй мировой…
Неудачные попытки собрать необходимые для завершения строительства средства породили различные шутливые и обидные прозвища этого долгостроя, такие как "Позор Шотландии", "Позор Эдинбурга", "Гордость и бедность Шотландии", "Глупость Эдинбурга" и тому подобные.
Но увидев этот монумент в его сегодняшнем виде, мы пришли к выводу, что это один из лучших памятников погибшим в войнах.
Потому что войны рушат достижения цивилизации, а первыми в них погибают самые честные и благородные.
Уцелевшие оказываются на развалинах цивилизации, десятилетия и даже сотни лет уходят на попытки возродить её достижения. Вот и этот монумент должен был стать подражанием древнему Парфенону.
Войны обрывают многие связующие нити человечества, часто невосполнимые.
Мир после них никогда не становился ни лучше, ни справедливее.
Что с того, что возводят гигантские скульптуры как бы в память погибших, а на самом деле - во славу новых сиюминутных вождей.
При этом останки многих тысяч погибших в войнах до сих пор не удостоились простого захоронения.
И новые войны становятся ещё более жестокими и кровавыми, чем предыдущие, уничтожая цвет наций и отбрасывая человечество в руины прошлого, что великолепно символизирует этот вроде бы неоконченный монумент.