Беляны

Фёдор Тиссен
Беляны. Что это такое? Никогда ничего не слышал про них и вот недавно,  изучая пути миграции моих немецких предков  наткнулся на эти самые беляны. Много было удивительного у них на пути: царские резиденции, православные храмы, величественные монастыри,  экзотичные минареты мечетей, не менее экзотичные русские бородатые мужики и красивые женщины в цветастых сарафанах, умопомрачительный труд женщин-бурлачек, тянущих баржи вверх Волге. Тянуть лямку - эта фраза вошла в русский лексикон непереводимой идиомой.

Среди всякой невидали особое место занимали беляны. Вниз по Волге плыли огромные суда, размером с футбольное поле, срубленные из брёвен и загруженные мачтовым лесом. На палубе два жилых дома и две мачты с огромными флагами России. Одна лишь семиметровая лопасть весла приводила уже в изумление. Беляны проходили всего лишь один рейс. В Самаре, в Саратове и в Астрахани их разбирали на строительный пиломатериал. Уму непостижимо, что эти речные великаны изготовлены были не на судоверфи, а в лесу острым как бритва топором. Трудно поверить, трудно представить себе, что это был результат топорной работы обыкновенных плотников  под руководством талантливых инженеров судостроителей.

С тех пор Волга сильно преобразилась.  Самую могучую реку Европы превратили в сеть огромных водохранилищ. Несколько городов, сёл и посёлков ушли под воду и превратились в русскую Атлантиду. Вместе с этим отпала необходимость строить беляны, чудо русского судостроения.