Наши ошибки - природа, причины и последствия

Вячеслав Тихомиров
Мы все совершаем ошибки и всегда будем их совершать.
Учиться на чужих ошибках нельзя, этот ложный тезис опровергнут уже неоднократно и об этом даже не стоит писать.
Согласно Википедии «Ошибка — непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей; разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной.»
Итак, мы изучаем ошибки как непреднамеренное действие.
Почему мы совершаем ошибки, что мешает нам жить без ошибок и нужны ли ошибки?
Не было бы ошибок, не было бы поступков и наоборот.
На самом деле ошибки являются неким регулятором человеческой жизни, тем фактором, который порождает случай, а затем отражается в судьбе человека необратимым изменением.
Невольно возникает вопрос: а если бы люди не совершали ошибки, как бы изменилась их жизнь?
Следуя логике, жизнь без ошибок привела бы к идеальному обществу и, в итоге, к его деградации - отсутствие ошибок привело бы к отсутствию мотивации в борьбе за жизнь у каждого человека и у человеческого общества в целом.
Из смысла определения ошибки следует, что ошибка это в первую очередь результат действия, то есть в основе ошибки, является первичным,  всегда лежит мотивация (акт свободной воли – зачем я совершаю действие, поступок), а затем происходит действие, поступок как реализация мотивации.
По Википедии – «Поступок — сознательное, завершенное действие, реализованный акт свободной воли. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла.»
Из содержания термина поступок возникает два вопроса:
1.Всегда ли поступок это сознательное действие, реализованный акт свободной воли.
2.Всегда ли поступок содержит (отражает) нравственность и моральность поведения.
Исследование поступка приводит нас к ряду вопросов относительно ошибки:
1.Ошибка – это сознательное действие и акт свободной воли или это результат влияния на человека внешнего фактора, который преломляясь в физиологии человека, ведет человека  и порождает ошибку?
2.Всегда ли ошибка являет собой отражение нравственного существа непосредственно человека, не является ли ошибка результатом внешней коррекции деятельности человека с целью породить нравственный или безнравственный (по внешним признакам) результат и изменение жизни конкретного человека, истории человечества, коррекцию эволюции в конечном итоге?
3. Что мешает человеку избежать ошибок, если мы говорим о свободе воли, почему мы не учимся на чужих ошибках?
4.К чему приводят ошибки и как их оценивать – положительно или отрицательно?
Наверно надо признать, несколько принципов:
1. Мозг человека не живет отдельно от тела и продукт деятельности мозга, в том числе принятие решения о поступке, результатом которого является ошибка, напрямую связан с общими физиологическими процессами, происходящими в теле (Человек только думает, что он думает).
2.Человек будет всегда совершать ошибки.
3.Периодичность и последовательность совершаемых ошибок непредсказуема – исключая одни ошибки человек совершает другие.
Человек по непонятным причинам не учится на чужих ошибках, разные люди могут совершать одни и те же ошибки, которые приводят как к одинаковым результатам и разным последствиям, так и к разным результатам и последствиям.
Принимая мозг за аналогию с самообучающейся ЭВМ с высоким уровнем скорости и информационными базами возникает вопрос о предельной возможности ошибок и возможности их принципиального исключения на базе имеющегося опыта.
Вся человеческая история это череда ошибок, которые, как не парадоксально, в итоге привели к созданию сегодняшней человеческой цивилизации.
Колумб плыл в Индию, но ошибаясь в своих предположениях, открыл Америку.
Маршак: Враг вступает в город, Пленных не щадя, Оттого, что в кузнице, Не было гвоздя.
Два известных примера с детства – открытие Америки (исторический факт) и сказка, отражающая реальность - поражение в результате некомплекта запчастей и амуниции.
Человечеству нужны ошибки как регулятор и стимул развития.
Ошибки вносят в нашу жизнь некий элемент непредсказуемости самой жизни и разнообразие ее проявлений, что в итоге реализуется в эволюции.
Отсутствие ошибок, нивелированность жизни привели бы к серости и убожеству жизни – скучно и неинтересно жить, зная заранее как все произойдет.
Более того, отсутствие ошибок и прогнозируемость жизни привело бы к мысли – зачем жить и бороться если все предопределено и известно.
Кажущаяся внешне трагичность некоторых ошибок на деле приводит к далеким и весьма интересным позитивным результатам.
В истории ошибки не являются злом, в истории ошибки являются движущим механизмом эволюции.
Молния, ударившая в дерево (ошибка природы) на виду древнего человека, вероятно, помогла в проекции понять зависимость огня и дерева.
Чем больше мы стремимся избежать ошибок, тем больше их совершаем.
Избегая одних ошибок мы невольно переформатируем себя и совершаем ошибки в другом месте и в отношении другого предмета, где мы не настолько оказались внимательны и осторожны.
Но тем самым мы порождаем многочисленность явлений и вариативности жизни.
Однако, если вернуться к вопросу о причинах существования ошибок, можно сделать вывод о том, что явление ошибок заложено изначально в системе существования жизни на Земле как корректирующий элемент, как добро и зло, без которых жизнь на Земле никогда бы не развилась и не существовала.
Кто заложил этот инструмент – это отдельная тема. Будем думать!