Какие детские игрушки бытовали в древности?

Наталья Наумова Дель Ветти
Ребёнок с самых ранних лет начинает познавать мир. Очень важно, чтобы это происходило в занимательной форме. Роль игрушек трудно переоценить. Их можно назвать своеобразными наглядными пособиями – они помогают постичь окружающую действительность, развить мышление и получить определённые навыки. Люди понимали это ещё в глубокой древности. История детских игрушек насчитывает много тысячелетий, что подтверждают находки археологов.


Звонкие забавы

Трудно представить жизнь маленького ребёнка без погремушки. Скорее всего, именно она была самой древней игрушкой. А выглядела порой весьма экзотично. Иногда она представляла собой диск с прикреплёнными к нему бубенчиками. Его встряхивали, держа за ручку. Встречались и фигурки животных с полым туловищем, внутрь которого закладывались камешки. Погремушка служила не только детской забавой – она воспринималась как оберег. Согласно поверьям, её шум отпугивал тёмные силы.

Многие игрушки изготавливались из дерева. Это далеко не самый прочный материал, поэтому изделий из него до наших дней дошло немного. Гораздо лучше сохранились поделки из глины, металла, кости. Однако фрески и рисунки на античных вазах дают неплохое представление о людях и предметах их быта, в том числе игрушках. На древнегреческом сосуде из Эрмитажа сохранилось изображение детской повозки с кузовом. Взрослые могли катать в ней ребёнка.

Игрушечные повозки были обнаружены и при раскопках на месте Индской цивилизации. Другими интересными находками в тех местах стали глиняные птички-свистульки. Знакомый всем волчок существовал в Японии и Китае две тысячи лет назад. Непосредственными прототипами многих современных игрушек стали изделия, созданные в Древнем Египте, а также в Греции и Риме. Уникальные образцы были найдены во время раскопок города Помпеи.


Грозные хищники и трудолюбивые месильщики

Очень интересны игрушки Древнего Египта. Самые ранние из сохранившихся относятся к середине третьего тысячелетия до нашей эры. Среди них есть даже механические фигурки. Крокодил и тигр могли открывать пасть и угрожающе клацать зубами. Это достигалось за счёт использования несложного проволочного механизма. Такие изделия могли не только забавлять ребёнка, но и напоминать ему об осторожности – ведь в тех краях встречи с хищниками не были редкостью.

Весьма примечательна игрушка «Месильщик теста». Она изображала человечка, склонившегося над доской. Он приводился в движение при помощи нитки. Достаточно потянуть за неё, чтобы человечек начал двигаться вверх-вниз – как будто и вправду трудиться над тестом. Месильщик, скорее всего, был рабом. В этом нет ничего удивительного – игрушки древнего мира были отражением своей эпохи.

Куклы возникли очень давно. Самые первые предназначались отнюдь не для забавы, а носили ритуальный характер. Прошло немало времени, прежде чем фигурки, изображающие людей, попали в детские руки. Но даже тогда куклы не потеряли своего культового значения. В Греции и Риме девушки играли в них до замужества. Перед свадьбой же куклы относились в храм.


Пробы для пытливого ума

В игрушках Древней Греции очень часто обыгрывалась фигура коня. Как правило, она была весьма обобщённой, однако основные черты внешности животного передавались достаточно точно. Нередко фигурки коней и всадников лепились из глины. Тут можно провести параллель с русскими игрушками – такие образы присутствуют в изделиях народных промыслов.

Животные могли быть не только реальными, но и мифическими. В Греции существовала игрушка «Троянский конь» - именно такого предложил построить хитроумный Одиссей. Взрослые могли рассказать детям, что изображает занятная фигурка, а те потом разыграть услышанное. Тоже неплохая возможность для знакомства с историей родной страны.

Об игрушках не раз упоминали античные мыслители. Аристотель признавал их важность в деле воспитания. Платон подчёркивал, что игрушки – это то, на чём пытливый детский ум может испытать себя. Каждый ребёнок действительно стремится узнать что-то интересное и освоить новые навыки. Назначение игрушек – помочь детям гармонично развиваться. Это актуально и для древности, и для нашего времени.


******************************************
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни» в 2014 году